Ташкент -3° Sun 02:37
Горячие темы: Бухарская область

РАЙМОНД ПАУЛС: НАЕДИНЕ С МАЭСТРО

Разделы: Звёзды
Теги: Концерт
Добавлено: 17.11.2017, 14:54

Его музыка, как бальзам души, радует не одно поколение людей на огромном пространстве бывшего СССР. «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Вернисаж», «Маэстро», «Листья желтые…», «Как много лет во мне любовь спала», «Я тебя рисую» - эти и многие другие шлягеры 1980-х и по сей день не выходят из плейлистов радиостанций или перепеваются молодыми исполнителями на современный манер.

О музыке, профессиональных секретах и просто о жизни мы поговорили, встретившись с Раймондом Паулсом в стенах Латвийского радио в Риге, где работает маэстро.

В этом году самому знаменитому в странах бывшего Союза прибалту и одному из наиболее уважаемых, интеллигентных и импозантных музыкантов нашего времени исполнился 81 год. При этом талантливый композитор, пианист, дирижер и продюсер пребывает в отличной форме, по-прежнему невероятно обаятелен, бодр духом и продолжает работать - создавать прекраснейшую музыку и дарить ее благодарному слушателю. С концертами он выступает в знаменитом концертном зале «Дзинтари» в Юрмале, а в Рижском русском театре идет музыкальный спектакль «Девушка в кафе» (музыкальные фантазии на стихи латвийской поэтессы Аустры Скуини), инициированный самим маэстро, где он и аккомпанирует.

- Раймонд Вольдемарович, в одном из интервью вы сказали, что сейчас у вас как у композитора еще больше планов, чем 20 лет назад. В чем секрет такого творческого долголетия?

- Даже не знаю. Наверное, просто в том, что по профессии я - музыкант-пианист. И это мне помогает. Правда, я уже не участвую в песенных концертах, мне это неинтересно. В моем возрасте, в принципе, находиться на эстраде опасно (улыбается). Жанр эстрадной музыки - безжалостный, все время требует молодые, новые лица. И на тебя уже смотрят снисходительно: «А, вы уже ветераны…». Сейчас как пианисту мне ближе и интереснее выступать на концертах инструментальной музыки. У нас хороший оркестр при Латвийском радио. В нашем репертуаре разнообразная по жанру музыка. Кроме того, мне приятно выступать в музыкальном спектакле в Рижском русском театре.

- Вас называют национальным достоянием культуры Латвии. Легко ли носить этот титул?

- Это журналисты или еще кто-то придумал (смеется). Красиво, конечно, звучит. Но я ощущаю себя лишь гражданином своей страны, где состоялся как музыкант, где работаю и творю долгие годы. На фоне глобального кризиса, охватившего не только страны Евросоюза, многие творческие люди отправились за границу в поисках лучшего, но здесь моя Родина, я тут живу и никуда не собираюсь уезжать.

О САМЫХ БЛИЗКИХ

- И даже на лето, как пишет пресса, вы не выезжаете в другие страны, а предпочитаете проводить отпуск в своем загородном доме с семьей (жена Раймонда Паулса - Светлана, дочь - Анета, внуки Анна-Мария, Моник-Ивонн и Артур, сестра - Эдите - прим. авт.). Это принципиально?

- Да, мы собираемся в нашем доме у озера, чтобы побыть вместе с семьей и внучками, потому что я весь год их не вижу. Дочь с мужем и детьми живут в Америке, внуки учатся там же. Возможность собраться всей семьей у нас есть на Рождество и летом.

- Интересно, на каком же языке вы дома общаетесь, когда собираетесь все вместе?

- Мы можем одновременно общаться на нескольких языках, даже не замечая, на каком из них конкретно мы говорим, - так сложилось в нашей интернациональной семье. Моя жена - русская, но она прекрасно говорит по-латышски. Дочь с мужем в основном беседуют только на английском, а ее девочки знают и русский, и английский, и латышский. Поэтому уже как-то естественно, например, если кто-то у нас задает вопрос по-русски, а кто-то, не задумываясь, отвечает на английском, латышском или русском языке. Принадлежность к национальности у нас абсолютно не играет никакой роли. Главное, конечно, здоровье, когда вокруг тебя нет никаких конфликтов, суеты, и дома порядок. И мне в этом плане очень повезло.

- Что бы вы хотели передать своим внучкам? Они, кстати, поют?

- Нет-нет, слава тебе Господи! Они учатся в другой сфере. Для меня главное, чтобы они устроили свою жизнь, создали семью, нашли себя в выбранной профессии. Я никогда не желал им карьеры на сцене, потому что знаю такую жизнь изнутри. Это - непростая работа. Потому и удивляюсь, например, глядя на то, что некоторые родители заставляют своих детей заниматься вокалом, считая, что ребенку нужно обязательно петь и выступать на сцене. Они просто не представляют, какой это тяжелейший труд. У нас, конечно, пресловутых молодых звезд теперь делают очень быстро на многочисленных телешоу. Но правильно кто-то заметил, что сцена - самый опасный наркотик. Если ты уже вышел на сцену, то уже погиб. Самое опасное, что в какой-то момент начинающему певцу везет, а через месяц может случиться так, что его уже никто и слушать не захочет. Ярко заявит о себе поначалу, а потом смотришь: где он или она через полгода? Где они эти лауреаты различных конкурсов или того же Евровидения, например? Я что-то пока не заметил, чтобы из них получились звезды мирового уровня.

- Кстати, о юных талантах. Многие из зрителей помнят ваше трогательное выступление с детским ансамблем «Кукушечка». Что с ним стало сейчас?

- Он и сегодня действует, мы даже работаем в одном кабинете с его нынешним художественным руководителем. Конечно, «Кукушечка» тех лет, когда это был настоящий, я бы сказал, детский ансамбль без каких-либо дорогих украшений, костюмов и декораций - давно в прошлом. Сейчас это уже совсем другой ансамбль, на мой взгляд. Теперь в его репертуаре звучат иные ритмы, и чувствуется иное отношение к вокалу. Но в ансамбле потерялось что-то натуральное, детское. Участие в любом современном детском коллективе теперь превратилось больше в бизнес на мой взгляд. Из юных вокалистов стараются сделать эдаких красивых кукол, одеть в самые современные дорогие вещи. Поэтому и к «Кукушечке» дня сегодняшнего я уже не имею прямого отношения, лишь отчасти, когда мы собираемся, чтобы вспомнить первые шаги ансамбля. Например, и по сей день в конце каждого концерта нынешний коллектив по традиции исполняет «Золотую свадьбу».

«НА СЦЕНУ ДОЛЖНЫ ВЫХОДИТЬ ТАЛАНТЫ»

- За время своей деятельности, вы как музыкант и композитор дали путевку в жизнь многим артистам, в том числе других, ныне зарубежных стран. Какими качествами должен обладать современный молодой певец, чтобы вы взялись написать для него песню?

- Главное, одно - появится в этой песне мотив или слова, которые запомнятся и будут подхвачены публикой, или нет? Поэтому я считаю, что на сцену должен выходить только талантливый человек. Он обязан чувствовать музыкальный материал до кончиков ногтей. Но сначала я должен дать ему этот материал, с которым, например, великолепно, работала Алла Пугачева. Она чувствовала, что и как надо исполнить. То же самое можно сказать о работе со многими другими исполнителями, благодаря чему многие песни стали известными, и эти записи слушают и сегодня.

- Мы, например, помним Интарса Бусулиса, который перепел песню «Я рисую», покорив сердца зрителей на одном из телепроектов российского ТВ. А потом он также впечатлил зрителей Узбекистана во время фестиваля джаза в Ташкенте и Самарканде.

- Вот Интарс как раз и смог дать второе дыхание старой песне 1970-х «Я рисую», которую я написал для нашего известного певца Яака Йоалы. Он исполнял ее по-своему, завоевав симпатию слушателей, а Интарс спел ее совсем по-другому, впечатлив уже современного зрителя. Вот это, я считаю, и называется найти свою тему, ритм и мелодику.

- В одном из интервью вы признались, что хиты прошлых лет - «Миллион алых роз», «Листья желтые», «Маэстро», «Вернисаж» - и по сей день не выходят из репертуара ваших концертов.

- Мы - музыканты исполняем то, что от нас ждет зритель. Помню, Лайма Вайкуле мне говорила: «Если я не спою во время концерта «Еще не вечер», считай, концерта не было». Так же и у меня - зрители приходят на мои концерты послушать ту музыку, которую они знают и любят много лет. И по сегодняшний день, когда выхожу на сцену, чувствую, что зритель ко мне очень доброжелателен. Я думаю, мне просто повезло и с песнями, и с талантливыми артистами, с которыми работал и выступал. При этом я всегда старался менять исполнителей. Например, какое-то время у меня был хор мальчиков, потом были только латышские певцы, а затем появились Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и другие исполнители. То есть каждый раз это было что-то новое, другое. И такое разнообразие в каком-то смысле меня и спасло в профессиональном плане.

- Многих исполнителей песни, написанные на вашу музыку, сделали известными, а какая композиция лично для вас является знаковой?

- Для меня как музыканта-инструменталиста, конечно, самой знаковой и удачной стала музыка к кинофильму «Долгая дорога в дюнах», что мне самому очень приятно. Хотя написана она была еще до съемок картины, я просто предложил ее режиссеру. И в этом смысле мне тоже повезло, потому что после выхода ленты эта музыкальная тема стала настолько популярной, что ее играли везде и саксофонисты, и пианисты. И до сих пор, когда начинаешь ее наигрывать, зал аплодирует с первых нот. Я считаю, что создатели фильма очень хорошо прочувствовали музыку, содержащую в себе плеск волн Балтийского моря, песок, пейзажи Рижского взморья, и удачно «подложили» на фильм с пейзажами дюн. Успех картины, наверное, объясняется еще и тем, что это был один из первых фильмов, где подняли тему судеб людей, высланных с Родины ни за что, у которых забрали все. Ведь это была трагедия многих семей.

«РОЯЛЬ - ЖИВОЙ ИНСТРУМЕНТ»

- Какая музыка в вашем нынешнем репертуаре? Пишете ли вы сейчас?

- Конечно, иногда я пишу. Мне сейчас ближе легкие мелодии, я бы сказал в минорно-сентиментальном настроении. Но мне все время напоминают, что какие-то ранние композиции были лучше, - «Старинные часы», например, и т.п. (улыбается). Да и знакомить зрителей других стран с тем, что мы делаем сегодня сложно во многом из-за существующих границ между странами или каких-то политических неполадок и других факторов.

- Ваша любимая певица Алла Пугачева в одном из интервью, как-то сказала, что голос для нее - это живой человек, а именно мужчина с характером. Чем для вас является рояль?

- Он живой инструмент. Всегда говорю, что все, чего я достиг в жизни, это только благодаря роялю. По сравнению с современными электронными клавишными инструментами, которые я не очень уважаю, рояль с акустической точки зрения звучит совсем по-особенному. Это в принципе тот же голос, которым, как и человеческим, ты должен уметь владеть, грамотно и бережно обращаться. Конечно, в своей жизни, когда мы гастролировали по Латвии, мне приходилось играть на разных инструментах, некоторые из них порой были в самом плачевном состоянии, абсолютно ненастроенные. И я играл, потому что в зале тебя слушали зрители, которые специально пришли на концерт. Зато когда ты садишься за настоящий концертный рояль, это ни с чем не сравнимое удовольствие.

- Есть ли у вас какой-то ритуал перед концертом?

- Я не отношусь к числу тех пианистов, которые перед концертом в перчатках ходят (улыбается). Проще отношусь к своим рукам, наверное, потому, что не выступаю сольно, как классический пианист. На концертах я играю то, что могу. Конечно, уже не исполню концерт для фортепиано Чайковского, но мне это и не нужно.

«ОБОЖАЮ УЗБЕКСКИЕ ДЫНИ»

- Есть ли у вас в планах приехать в Узбекистан, где любят вашу музыку и песни? Я даже позволю себе заметить, когда коллектив Биг-бэнда Латвийского радио в Ташкенте на Международном фестивале джаза исполнял ваши новые композиции, зал встречал их бурными овациями.

- Мне очень приятно, что у вас помнят мои песни и музыку. Я был в хороших отношениях с Первым Президентом Узбекистана - Исламом Абдуганиевичем Каримовым. Помню, как мы однажды встретились в Риге. Был банкет, Каримов сидел за столом с нашим президентом и другими членами правительства, а я - в противоположном конце зала с коллегами. Вдруг вижу, что он встал и через весь зал прошел прямо ко мне. Никто не ожидал, что сделает такой необычный ход. Представители обеих сторон, конечно, мягко сказать, обалдели (улыбается). Мне так было приятно. Кто я? Ни министр, ни президент, просто музыкант, и человек такого высокого ранга проявил такое уважение по отношению ко мне. Конечно, Ислам Абдуганиевич приглашал меня в Узбекистан, но что-то потом не сложилось… Сейчас я почти никуда не езжу по причине здоровья, выступаю в основном в Латвии. Конечно, иногда бывают предложения, намечаются планы, идеи новых программ, но это все непросто в первую очередь с финансовой точки зрения. Организовать поездку оркестра сегодня стоит больших денег, мы, музыканты, зависим от спонсоров. Каждый раз после двухчасового концерта, например, и мне в том числе обязательно приходится в течение минут десяти кому-то говорить «спасибо» (смеется).

- Будем все-таки ждать и надеяться, что вы приедете к нам в страну с большим концертом. А пока ваши пожелания узбекистанцам.

- Я желаю мирного неба над головой, изобилия и достатка во всем, чтобы мы могли делать то, что нравится, и развиваться. Я никогда не был в Узбекистане, но обожаю ваши дыни. У них совершенно неповторимый аромат и вкус. Мне раньше привозили их знакомые и друзья…

Беседовала Римма САБИРДЖАНОВА

Материал подготовлен при содействии Посольства Латвии в Узбекистане и Института Латвии. Фотография с текста взята с официального сайта Раймонда Паулса: www.raimondspauls.lv


Google+
WhatsApp
VK
Telegram

Комментарии