За его плечами почти пятьдесят лет трудового стажа, около семидесяти осуществленных спектаклей, десятки концертных композиций. Тридцать один год из пятидесяти отдан ГАБТу им. А. Навои.
В начале октября Андрей Евсеевич был награжден нагрудным знаком «Мехнат фахрийси» («Ветеран труда») I степени фонда «Нуроний». И это не первое его высокое звание. Что значат они для режиссера, в чем он черпает вдохновение, что ждет зрителей в этом театральном сезоне - об этом в эксклюзивном интервью газете «Даракчи плюс» рассказал сам награжденный.
- Андрей Евсеевич, в 2006 году вам было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Узбекистана», в 2016 году - «Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан». Что значат для вас эти награды?
- Я глубоко признателен руководству страны за столь высокую оценку моего творческого труда. Для меня, конечно, это мощный стимул к дальнейшему росту деятельности, потому что справедливо говорят, что профессия режиссера - это профессия второй половины жизни и развивается в течение всего жизненного периода. Я думаю, что мне будет еще интереснее осуществлять что-то новое, ставить спектакли в новом решении, работать с молодежью, проводить интересные проекты и в Узбекистане, и за его пределами.
- За годы работы в театре вами было поставлено немало спектаклей, опер, ряд драм, сотни концертов. В чем находите творческое вдохновение, как не «выгореть» на творческом поприще?
- Процесс сочинения спектакля - это очень интересная вещь, меня эта работа полностью поглощает и захватывает. А если работа человеку нравится, несет удовлетворение, то здесь не может быть речи о «выгорании».
Я с юности очень глубоко знаю музыкальную драматургию, партитуру многих опер и в принципе могу продирижировать эти спектакли (в молодые годы, будучи режиссером оперной студии в консерватории, я 6 лет занимался дирижированием у опытнейшего дирижера Наума Гольдмана) и могу провести спевку. Для того, чтобы сочинить оперный спектакль, нужно знать в композиторской партитуре каждую ноту, движение оркестра, каждый нюанс, чтобы понять, что происходит с героем и как выстраивать его жизнь. А если у меня есть конкретный исполнитель, и одну роль могут исполнять две совершенно разные актрисы/актера, то я должен сочинить образ именно на каждую (каждого) из них. Не абстрактный, который у меня в сознании, а тот, который может быть предельно воплощенным именно через их индивидуальность, психофизику.
Вообще, спектакль, как ребенок, - рождается на премьере, и только после этого он начинает жить для зрителя. Это не кинопленка, поэтому одинаковых спектаклей не бывает. Каждый спектакль, отыгранный одними и те ми же актерами, все равно разный, потому что разные мы, и неуловимо меняемся в каждый момент жизни. А это прекрасно и мудро...
И мне всегда интересно усовершенствовать то, что уже сделано, я на каждой новой репетиции даже уже достаточно давно идущего спектакля ищу с артистами новые краски.
- А что помогает находить свежие решения?
- Воображение. Потому что спектакль сочиняется так же, как и пьеса, роман, музыкальное произведение. А звучащая партитура рождает у меня какие-то определенные нюансы жизни героев, темпоритм их жизни, интонации и даже пластику. В первую очередь я должен осознать для себя, про что ставлю спектакль в наши дни, в 20-е годы XXI века. Потому что сегодня уже нельзя ставить оперу так, как ее ставили 40 лет назад, но и нельзя ставить так, как зачастую это делают сегодня, искажая все (когда мы одеваем героя в джинсы, заставляем совершать антиэстетические и низменные вещи вопреки логике авторской драматургии).
Опера - это искусство самых высоких страстей и чувств, она не терпит бытовой заземленности, ведь человек поет в двух случаях - когда ему очень плохо либо когда ему очень хорошо и не хватает разговорных слов. Чтобы пение стало органичным, нужно наделить героя органикой чувств, и в опере великих композиторов эта правда ищется, и в каждом случае она будет разной, иной. Именно в этом и ты, и твои артисты найдут органичное, интересное, образное и убедительное решение и роли, и спектакля в целом. А материал великих опер поистине неисчерпаем с своей глубине и емкости, и в каждую эпоху поворачивается некими новыми гранями.
- Приступая к тому или иному проекту, вы учитываете то, что он должен соответствовать духу времени, быть интересен молодежи?
- В первую очередь скажу, что прежде всего молодежь должна быть приобщена к высокой культуре, от которой она оторвана, потому что пиар эстрады забивает все то, что следовало бы активно делать по пропаганде великих оперных достижений. Президент нашей страны очень верно и мудро призывает к возрождению культуры, и начать его необходимо с приобщения молодежи к высокому искусству вообще, а к оперному - в частности. Молодежь нужно приводить на спектакли, которые заразили бы ее темпераментом и правдой чувств. Ведь опера - это прежде всего живое излучение голоса, чувств, высоких эмоций.
Если говорить о форме спектакля, то, конечно, он должен быть оснащен современными техническими средствами. Современной, а не условно-статичной должна быть и правда жизни исполнителей оперных образов на сцене. Но категорически нельзя слепо, думая о том, как бы это «посовременнее» поставить, огульно загонять героев в костюмы наших дней, лишая их масштаба образности. Например, если мы говорим об опере «Борис Годунов» М. Мусоргского - как представить себе героев этой оперы - царя, бояр, народа той эпохи - в пиджаках, джинсах и т.д.? А ведь таких невероятных случаев немало на мировых сценах! При этом теряется не только смысл общения героев, но и какая-то реальность происходящего.
- Есть ли произведения, написанные много лет назад, темы которых актуальны и сегодня?
- Их много. Вот, например, великая опера замечательного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста». В этом году в конце октября мы снова ставим этот спектакль, который из-за пандемии не шел на сцене театра два года. Это произведение из эпохи царствования Ивана Грозного, и у нас все идет в полном соответствии с эпохой, но… В чем современность спектакля? В том, что это предостережение людям - призыв к тому, чтобы все мы хранили добро и свет души, понимали и ценили красоту и незаурядность и не впадали в губительную жестокость, одержимость слепыми страстями. А ведь это именно то, что сейчас обуревает весь мир и приведет его к неминуемой гибели, если не остановиться и не задуматься.
- Помимо того, что вы очень активно работаете в театре, вы еще пишите эссе и стихотворения, выступаете в качестве художника-сценографа. Как на все хватает времени?
- Знаете, когда приходит стихотворение, оно тоже приходит как решение спектакля. Бывает, после труднейшего дня вдруг часов в 11 вечера оно начинает у меня формироваться, и мне обязательно нужно его записать, что я и делаю. Сейчас готовлю третий сборник авторских стихотворений. Ко всему прочему, всю жизнь я активно занимаюсь и сценографией спектаклей, и проектированием костюмов персонажей. Семьдесят процентов своих спектаклей я оформил как художник - рисую эскизы и руковожу изготовлением декораций и костюмов. А если говорить о времени, то, когда нужно, оно всегда как бы «растягивается» и вмещает в себя очень и очень многое.
- Что ожидает зрителей в этом сезоне?
- Готовится новая постановка оперы «Леопард из Согдианы», режиссером-постановщиком которой выступает главный балетмейстер театра, народный артист Российской Федерации Андрис Лиепа.
Я работаю над новой версией оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», в которой выступит как талантливая молодежь, так и опытные мастера театра.
Готовится к постановке новая версия оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», которую осуществляет молодой режиссер Руслан Шерезданов.
Также в этом сезоне будет активно работать наша «Музыкальная гостиная», где пройдут тематические вечера, содержание которых будет разнообразным и весьма интересным.
- Вы много лет работаете в замечательном жизненном и творческом союзе со своей супругой Людмилой Васильевной Слоним, которая является ведущим концертмейстером театра. Это помогает вам в работе или, наоборот, мешает?
- Безусловно, помогает. Да, иногда мы творчески спорим, что-то обсуждаем, выясняем. Но наш союз, которому уже 41 год, очень крепок. Моя супруга - профессиональный композитор, окончила нашу консерваторию по классу выдающегося композитора Георгия Александровича Мушеля. Помимо концертмейстерской деятельности, она сочиняет музыку, ее произведения звучат на наших концертах. Вместе мы подготовили десятки концертных композиций с солистами - и нашими, и российскими - как на ташкентских сценах, так и в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. И еще, во всех моих спектаклях она с увлечением играет в оркестре на клавишном инструменте партию арфы и органа. У нас с ней редкостное взаимопонимание, даже не с полуслова, а с полумысли, я всегда с ней первой делюсь своими идеями, стихотворениями и очень благодарен судьбе за то, что уже огромный период жизни рядом со мной именно Она...
- У вас есть секрет, как в вашем возрасте сохранять энергию и такую работоспособность?
- Я - не дама, и скрывать свой возраст мне нет причин. Да, мне 72 года - это расцвет для режиссера, потому что, как я уже сказал, режиссер и дирижер - это профессии второй половины жизни, когда с опытом приходит осознание, какая-то большая мудрость. Да и многие мои коллеги, мирового уровня в том числе, и в этом, и в более позднем возрасте работают с полнейшей отдачей. Взять хотя бы актера Владимира Зельдина, который ушел из жизни на 102-м году жизни, а свой 101-й день рождения актер встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем». Благодарю судьбу и обстоятельства за то, что мои силы и энергетика духа пока, слава Богу, в полном порядке, позитивный настрой души живет в полной мере. Совершенно искренне говорю о том, что ощущаю себя лет на 40 лет и очень надеюсь, что, если небесам и судьбе это будет угодно, еще многое сделать для искусства Узбекистана. В нашей стране, где ценится творчество, где мудрая политика руководства дает всем нам жить в мире, согласии и дружбе - опера как театр особого, высшего жанра, как признак высшей культуры нации - должна процветать и развиваться на радость и ее ценителям, и самим талантливейшим нашим артистам, дирижерам, постановщикам, которые и должны дать ей новые успехи и новую жизнь!
Подготовила Сурия МАГДЕЕВА
05.04.2024, 09:53
7 апреля начинается VII Международный фестиваль оперы и балета “Тошкент бахори”.В фестивале примут участие ведущие оперные и балетные солисты, дирижеры с разных стран мира, которые...19.03.2024, 16:48
21-27 марта в рамках «Недели театральных представлений» в Узбекистане будет объявлен «День открытых дверей». Посещение всех мероприятий, организованных в государственных театрах, абсолютно бесплатно, сообщает Минкультуры. В рамках...18.03.2024, 17:43
Балетный спектакль «Лазги. Танец души и любви» дебютировал на сцене Государственного академического музыкального театра в Баку 16 марта. Национальный балет Узбекистана впервые выступил с постановкой известного...13.03.2024, 08:11
В Ташкенте завершился ежегодный Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. На сцене ГАБТа имени Алишера Навои были представлены спектакли ведущих...