1

В Узбекистане исследовали коррупционные риски при приеме детей в школу

Общество 02.12.2021, 13:06
Теги: Образование, Борьба с коррупцией, Школа
В Узбекистане исследовали коррупционные риски при приеме детей в школу

1 декабря в Ташкенте состоялось общественное обсуждение результатов исследования коррупционных рисков на этапе приема детей в школу. 

 

Исследование проведено в рамках проекта «Создание первых антикоррупционных лабораторий в Узбекистане», который реализуется ОНД «Юксалиш» в партнерстве с международной негосударственной некоммерческой организацией «Региональным диалогом» (Словения) и Агентством по противодействию коррупции.

Цель проекта, запущенного в декабре 2020 года, — создание экспертных лабораторий и проведение исследований коррупционных рисков в масштабах республики, привлечение широкой общественности к исследованиям. На первом этапе опросы, включая анкетирование и интервью, направлены на оценку коррупционных рисков на этапе поступления детей в начальную школу.

Исследование охватило родителей первоклассников, учителей начальных классов в 114 школах 14 регионов Узбекистана. В апреле проведены пилотные опросы среди трех групп респондентов в двух школах Ташкента. В мае—июне состоялись масштабные опросы в 114 школах в 14 регионах Узбекистана с охватом 28 городов, 31 районного центра, 31 сельского населенного пункта. Всего в исследование участвовали 4 920 человек, в том числе 114 директоров школ, 1 563 учителя начальных классов и 3 243 родителя первоклассников. Собранные данные систематизированы и проанализированы.

В ходе общественного обсуждения состоялась презентация основных результатов аналитического исследования с участием представителей государственных органов, национальных и международных экспертов в сфере борьбы с коррупцией, народного образования, проведения социальных исследований. Как отмечалось, выявлен ряд фактов и факторов непрофессионального и коррупционного поведения среди трех групп респондентов – учителей начальной школы, родителей первоклассников и директоров школ, т.е. всех тех, кто принимает непосредственное участие в процессе приема в школу. 

На основе ответов респондентов определены общие тенденции, являющиеся факторами недобропорядочного или коррупционного поведения. Эти тенденции влияют на процесс приема в начальные школы и на качество образования в целом. 

Они связаны, в основном, с проблемами системы квот микроучастков, нехваткой школьных помещений (переполненными классами), отсутствием конкретных критериев языкового отбора в начальные классы, низким качеством образования и недостатками в регулировании процесса приема.

К примеру, каждый пятый родитель, участвовавший в опросе не смог устроить ребенка по квоте микроучастка, на котором они проживают, из-за того, что в школе не было мест. В числе регионов с наибольшим количеством комментариев от учителей о переполненности классов — Наманганская область (52 процента), Андижанская (37,5 процента), Ташкентская (29 процентов), Хорезмская области (26 процентов).

Большая часть проблем уходит корнями в недостаточность бюджетного финансирования, которая, в свою очередь, вызывает внебюджетные платежи со стороны родителей, неэтичное поведение среди учителей и директоров. Другие тенденции охватывают инфраструктурные проблемы, обеспеченность школ, проблему низкой зарплаты, нехватки квалифицированных кадров, проблемы психологической незрелости детей при приеме в школу, а также влияние и давление, как со стороны родителей, так и вышестоящих организаций. 

В презентации раскрыты причины такого поведения, представлены выводы и рекомендации. По ее итогам мнения высказали главы и представители ключевых ведомств, задействованных в данном проекте, эксперты международных организаций по противодействию и изучению коррупции, специалисты в сфере образования, представители гражданского общества, общественных советов, журналисты. Участники обсудили проанализированные данные, поделись опытом и методологией предыдущих исследований, рекомендациями по проведению подобных исследований, международным опытом, предложениями по совершенствованию разрабатываемой методологии. 

Разработанные рекомендации, включающие как внесение изменений и дополнений в законодательство, так и совершенствование практик и процедур, а также методология исследований будут внесены на рассмотрение в Министерство народного образования и Национальный совет Узбекистана по противодействию коррупции, сообщает пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш».

Комментарии

Студентов-бюджетников освободят от отработки диплома после окончания обучения

08.05.2024, 14:46

Государственный грант на обучение в вузах будет выделяться студентам в виде образовательного и социально-стимулирующего гранта. Об этом  сообщалось на пресс-конференции с участием министра высшего образования, науки...
В Узбекистане разработана бесплатная онлайн-платформа по обучению узбекскому языку

08.05.2024, 13:43

В нашей стране действует Общественный фонд «Ватандошлар», созданный соответствующим постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2021 года.  Цели организации - дальнейшее объединение соотечественников, проживающих за...
Проблему подготовки технических кадров обсудили в ходе презентации главе государства

07.05.2024, 13:09

На презентации главе государства, посвященной проблемам высшего образования, было также проанализировано качество технического образования. В нашей стране ежегодно создаются более трех тысяч промышленных предприятий, на них...
Государственный грант в вузах отныне не будет предоставляться на все 4 года

07.05.2024, 08:58

Количество государственных грантов будет определяться исходя из выбора вузов абитуриентами, набравшими наивысший балл. Об этом говорилось на презентации главе государства, в ходе которой обсуждены предложения по...
Погода: Ташкент
Курсы валют