1

В ГАБТе имени Алишера Навои стартовал Международный фестиваль «Ташкентская весна»

Культура 19.04.2022, 21:39
Теги: Театр, Ташкент
В ГАБТе имени Алишера Навои стартовал Международный фестиваль «Ташкентская весна»

С 19 по 29 апреля 2022 года в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои будет проходить VI Международный фестиваль оперы и балета «Ташкентская весна».

 

Цель фестиваля – пропаганда национального оперного искусства и балета в мировом масштабе, ознакомление населения с лучшими национальными произведениями и мировой классикой, достижениями исполнительского мастерства солистов балета различных стран мира и дальнейшее укрепление творческих связей с зарубежными театрами.

Участие в фестивале принимают артисты ташкентского Большого театра, а также ведущие солисты и танцовщики, дирижёры из Государственного театра оперы и балета «Астана-опера» (Казахстан), Государственного академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни (Таджикистан), Мариинского театра, Московского музыкального театра «Геликон-опера» (Россия) и Башкирского государственного театра оперы и балета (Башкортостан), а также Оперного театра Тэгу (Южная Корея). 

Программа фестиваля:

«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ», Ф.Амиров

Балет в двух действиях с эпилогом.
Либретто: Максуда и Рустама Ибрагимбековых.
Балетмейстер-постановщик: Народный артист Узбекистана Ибрагим Юсупов;
Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров.

Дирижер - Заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов

Первая премьера на сцене Государственного академического Большого театра им. А.Навои состоялась в 1997 году. 
Балет «Тысяча и одна ночь» на музыку великого композитора Фикрета Амирова был создан в конце 70-х годов прошлого века и за это время был поставлен на многих сценах мира, продемонстрировав величие азербайджанского классического искусства. За музыку к балету «Тысяча и одна ночь» композитор Фикрет Амиров в 1980 году удостоился Государственной премии СССР. 

В основу либретто балета положены знаменитые восточные сказки Шахразады. Опираясь на причудливое соединение мифа и притчи, сказки и фантастики, композитор создал красочное симфоническое панно, впитавшее колорит и ритмику арабской музыкальной культуры.

Гнев и боль в сердце Шахрияра – любимая жена во время его отсутствия изменила ему. В безудержном гневе он решает истребить всех женщин в государстве. В мир зла и насилия входит Красота и Мудрость – это Шехерезада. Своими сказками она не просто развлекает разгневанного Шахрияра, а по-своему борется с насилием, жестокостью, утверждая в мире Красоту, Мудрость, Любовь и Добро. В борьбе ей помогают птицы Рухх, Алладин со своей волшебной лампой, Али-баба и другие герои сказок. Постепенно в ожесточенном сердце Шахрияра пробуждается любовь. Тысячу и одну ночь проведет он в стране сказок Шехерезады, прежде чем обретет веру в Любовь и Добро.

«ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР», Г.Доницетти

Опера в трех действиях.
Либретто С. Каммарано по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста».
Режиссер-постановщик: Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним;
Дирижер: Но Тэ Чоль (Республика Корея)
Художник-постановщик: Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров.

Первое представление состоялось 26 сентября 1835 года в Неаполе.
Первая премьера на сцене Государственного академического Большого театра им. А.Навои состоялась в 1995 году.

Опера «Лючия ди Ламмермур» – одно из высших достижений романтического бельканто, к которому Доницетти пришел за годы нелегкого соперничества с Беллини. Не знавшая периодов забвения, опера регулярно появляется в афишах театров всего мира. Не исключение и Большой театр Узбекистана. 

Романтическая мелодрама, где эмоции целиком поглощают героев, яркие характеры, беспощадно раскручивающаяся интрига с внезапными поворотами действия и, наконец, упоительные мелодии Доницетти, у которого каждый номер превращен в шедевр, – таков рецепт сценического долголетия «Лючии ди Ламмермур» и ее невероятной популярности у публики.

«РЕКВИЕМ», Дж. Верди

Дирижер Алибек Кабдурахманов

Коллектив Национальный Симфонический оркестр Узбекистана

Ре́квием (от лат. requies «покой», «упокоение») — высокий жанр концертной музыки, род траурной оратории. Называется по начальным словам интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»).

Реквием (итал. Messa da Requiem) — произведение для солистов, хора и оркестра итальянского композитора Дж. Верди

Работу над Реквиемом Верди завершил 10 апреля 1874 года. Первое исполнение состоялось 22 мая того же года, в миланском соборе Святого Марка, за дирижёрским пультом стоял сам автор. Через несколько дней Реквием с огромным успехом был исполнен в театре «Ла Скала», столь же успешно в 1875 году прошли под управлением автора премьеры в Париже, Лондоне и Вене, а затем в Мюнхене, в Петербурге…

Реквием воспринимается как сочинение скорее оперного жанра, нежели духовное, и исполняется как выдающаяся музыкальная драма; вплоть до того, что Реквием, как оперу, делят на «действие первое» и «действие второе».
Общечеловеческое значение основной высокой идеи "Реквиема" как оратории-мемориала созвучно нашему высокому почитанию многочисленных героев и жертв Второй Мировой Войны.  И особенно сегодня трагичное и просветленное звучание шедевра Дж. Верди особо значимо и символично.

«ТРАВИАТА», Дж.Верди

Опера в трех актах четырех картинах
Либретто: Ф.Пиаве по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями»
Режиссер-постановщик: Народный артист Узбекистана и Азербайджана, Лауреат Гос. премии, профессор Фирудин Сафаров;
Художник-постановщик: Даврон Раджабов

Дирижер – Народная Артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева 

Премьера прошла 6 марта 1853 года в Венеции. Первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1954 году. 
Опера «Травиата» впервые потерпела провал, однако, переработанная, вскоре стала одной из знаменитейших и популярнейших опер. Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом романа «Дама с камелиями» Дюма. Так как опера была написана по мотивам романа, в основу которого были положены автобиографические записи, главным персонажам оперы соответствуют реальные прототипы. Прототипом Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, считавшаяся не только очень красивой, но также и весьма умной женщиной. Среди поклонников Дюплесси был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых – она умерла от туберкулеза в 1847 году. 

Ни одной проходной мелодии, ни одного лишнего слова - музыка этой оперы захватывает с первых звуков и становится любовью на всю жизнь. Каждая её нота пронизана чувством и вдохновением создателя. Страсть и самопожертвование несчастной куртизанки обрели вечную жизнь в гениальных произведениях искусства, одно из которых - «Травиата» Джузеппе Верди.

«ТОСКА», Дж.Пуччини

Опера в трех действиях.
Композитор Дж. Пуччини. Либретто Л. Иллики и Дж. Джакоза по одноименной драме В. Сарду.
Постановка Геловани в сценической редакции заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андряй Слонима.
Дирижер: Михаил Синькевич
Сценография: Заслуженный деятель искусств Узбекистана Михаил Новиковского
Первое представление состоялось 14 января 1900 года в Риме.
Первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1948 году. 

О «Тоске» Джакомо Пуччини мечтал одиннадцать лет – с тех пор, как познакомился с одноименной пьесой Викторьена Сарду. 

Мечта Пуччини сбылась 14 января 1900 года. В этот день в театре Костанци (ныне Римская опера) состоялась премьера мрачнейшей из мелодрам всех времен и народов. Главных героев в «Тоске» трое, и все трое погибают. 

Несмотря на мрачность сюжета, замысел «Тоски» весьма изящен. Действие разворачивается за сто лет до премьеры, с полудня 17 июня 1800 года до рассвета следующего дня. Как в классической трагедии, события укладываются в двадцать четыре часа и «привязаны» к реальному историческому факту – битве при Маренго, в которой 14 июня того же года Наполеон ценой значительных потерь разбил превосходящие силы австрийцев.

«Тоска» – не только экскурс в историю, но еще и небольшая прогулка по Риму. Из достопримечательностей Вечного города авторы предлагают посетить три: в первом действии – церковь Сант-Андреа-делла-Валле, во втором – дворец Фарнезе, в третьем – замок Святого Ангела. Город Рим стал одним из героев «Тоски», но все-таки не главным. На премьерной афише изображена Тоска над телом Скарпиа. Именно эта мизансцена была сочтена ключевой, что идеально согласуется с замыслом Пуччини.

«ХУМО», А.Эргашев

Балет в 2 действиях и 5 картинах, с прологом
Дирижер Аъзамхон Ахмедов

Либретто Валерия Сергеева

Хореография Георгия Алексидзе

Балетмейстер-постановщик –Народный артист Каракалпакстана, заслуженный артист Узбекистана Замир Нурымбетов

Сценография –Заслуженный деятель искусств Грузии Юрия Гегешидзе, Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова

Художник по костюмам – Камила Якубова, Лобар Палванова

Первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 2005 году. 

Романтический балет-сказка в 2-х действиях. За музыку к спектаклю в 2007 году автор был удостоен звания Лауреата Государственной премии 1 степени. 

Хумо - волшебная птица-пери, птица-легенда красоты, счастья и любви, предводительница царства причудливых птиц, которые прилетая на землю сбрасывают своё оперение и превращаются в девушек. Бродя по горам, искусный гончар и мастер чеканки Заргар видит это прекрасное зрелище и влюбляется в одну из них птицу-девушку Зулейхон. Много трудностей им придется преодолеть, чтобы восторжествовала любовь, и они смогли соединиться. Это и коварство алчного властителя Карун-халифа, злого охотника Мансура и других… Но восторжествует справедливость, настанет счастье на земле, вырастет прекрасный город будущего, и во всем птица-счастья Хумо будет помогать и быть талисманом Благополучия и Справедливости.

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА», Н.Римский-Корсаков

Опера в четырех действиях.
Композитор: Н.Римский-Корсаков.
Главный дирижер: Денис Власенко (Россия);

Либретто: Н.Римского-Корсакова и И.Тюменева по одноименной драме Л.Мея.
Режиссер-постановщик: Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним;
Художник-постановщик: Заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров.

Первая премьера на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1951 году. 

Премьера девятой (и одной из наиболее любимых самим композитором) оперы Римского-Корсакова состоялась на пороге XX столетия, когда за её автором уже прочно закрепилась репутация «величайшего сказочника» русской музыки. Римский-Корсаков настаивал, что только в максимальной открытости драмы, выраженной через пение, заключается и залог успеха, и будущее оперы как жанра. История доказала его правоту: по сей день «Царская невеста» входит в число наиболее любимых и репертуарных оперных партитур её автора.

Пьеса Льва Мея, отсылающая к событиям одной из самых кровавых эпох истории России, давно привлекала внимание Римского-Корсакова. Исторический факт внезапной кончины молодой жены Ивана Грозного вскоре после свадьбы трактован в ней в чисто романтическом ключе. Роковая любовь толкает героев на различные преступления — убийства, наветы, отравления и приводит к трагическому концу всех главных действующих лиц. Финальное сумасшествие Марфы также восходит к традиции знаменитых сцен безумия героинь итальянских романтических опер.

В итоге получилась сильная музыкальная драма с яркими характерами, драматичным сюжетом и прекрасными ариями. «Царская невеста» стала девятой по счёту и одной из самых востребованных опер Римского-Корсакова.

«ШОПЕНИАНА» Ф. ШОПЕН, "ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ" А. БОРОДИН, "ШАХЕРЕЗАДА" Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ» 

Коллектив Государственный Симфонический оркестр Узбекистана.

Дирижер Заслуженный артист Узбекистана Камолиддин Уринбаев.

«Половецкие пляски», хореографический отрывок из оперы А. Бородина «Князь Игорь», в редакции М.Фокина обрел статус самостоятельного сценического балетного произведения.

Премьера состоялась в мае 1909 г. в рамках «Русского сезона», Париж. «Половецкие пляски» произвели фурор, оставив впечатление подлинных плясок потомков скифов. Второй акт оперы, как известно, происходит в половецком стане. Здесь в плену томится князь Игорь, его сын Владимир и другие русские воины.

Сцена «Половецких плясок» начинаются с танцев и песен девушек (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны (дочь хана Кончака). Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Ташкенте состоялась 1972 г.

Балет «Шопениана» («Сильфиды») поставлен выдающимся русским балетмейстером Михаилом Фокиным в 1908 году и представляет собой изящную танцевальную сюиту на музыку из фортепианных произведений великого польского композитора Фридерика Шопена. 

Балет «Шопениана» - одно из наиболее выдающихся произведений хореографа. Это – танцевальная поэма, лишенная фабулы, стилизованная в духе лирико-романтических хореографических спектаклей, названная балетмейстером «романтической грезой». Прекрасная хореографическая фантазия о красоте, гармонии и счастье, оживший мир мимолетных видений и чарующих грез, рождающихся в мечтах героя — юноши-поэта, который, по выражению Фокина, «стремится к чему-то иному, лучшему, живущему в своем воображении», заменили четкую сюжетную схему и привычную последовательность сценического действия классического балета.

В ГАБТ им А.Навои «Шопениана» впервые была поставлена балетмейстером-постановщиком В.И.Каминской в классической редакции Мариинского (Кировского) театра и стала одним из популярнейших спектаклей в репертуарной афише и гастрольных турах 60-70-х годов прошлого столетия.

Постановочная труппа театра вернули в этот спектакль изысканный стиль, искренность и обаяние романтического балета, который стал достоянием балетного искусства.

"ШАХЕРЕЗАДА"

Дворец султана Шахриара. Скучающего хозяина раз­влекают одалиски и любимая жена Зобеида. Здесь же млад­ший брат султана Шахезман, он разуверился в женщинах после измены своей любимой жены. Не верит он и женам брата и предлагает брату испытать их верность. Оба султа­на уезжают на охоту, жены трогательно провожают их. Однако сразу после отъезда хозяев они подкупают главного евнуха, который открывает двери гарема. Врываются чер­ные невольники, и начинается беззастенчивый разврат. Царит и здесь Зобеида, развлекаясь со своим любимым ра­бом. В разгар «веселья» возвращаются братья. Шахезман торжествует, Шахриар в гневе велит казнить всех на месте.

Слуги султана саблями поражают одалисок, евнухов и чер­ных рабов. Султанша Зобеида, которой супруг верил больше, чем себе, полагаясь на свою власть над Шахриаром, пытается умилостивить его. Султан не в силах отдать приказ об ее каз­ни. Но коварный брат презрительно указывает на зарублен­ного любовника Зобеиды. Шахриар дает знак палачам, но жена успевает выхватить у султана его кинжал и поразить им себя. Шахриар рыдает над трупом неверной, но любимой женщины.

Комментарии

В Чиланзарском районе на 6 дней закрыт участок улицы

18.05.2024, 18:36

С 18 по 23 мая на пересечении улиц Мукими и Чиланзар в Чиланзарском районе Ташкента проводится ремонт старого трубопровода горячего водоснабжения.  В связи с этим на...
Подведены итоги узбекско-малазийских переговоров на высшем уровне в Ташкенте

18.05.2024, 10:56

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев и Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим накануне провели переговоры в Ташкенте с участием официальных делегаций двух стран. Президент Узбекистана подчеркнул, что данный...
На посту в Ташкенте остановили автобус, который перевозил в багажнике мать с ребенком (видео)

18.05.2024, 10:01

В Ташкенте водитель междугороднего автобуса перевозил людей в багажном отсеке.На блок посту «Эркин» Чиланзарского района был остановлен междугородний автобус, принадлежаший компании АО «Узавтотранс». Как оказалось, водитель...
Страны Центральной Азии наращивают усилия по искоренению безгражданства

17.05.2024, 15:42

Представители правительств Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана собрались 17 мая в Ташкенте, чтобы подтвердить свою приверженность обеспечению регистрации каждого ребенка при рождении на их...
Погода: Ташкент
Курсы валют