1

Проект BILIMLI: Исторический путь узбекских ковров

Культура 06.02.2024, 17:30
Проект BILIMLI: Исторический путь узбекских ковров

Сегодня наряду с другими отраслями в нашей стране широко развито производство ковров. 


Еще 30-40 лет назад эта роскошь, имевшая свой статус в нашей жизни, была довольно редкой, и чтобы купить ковер, приходилось стоять в очереди в магазинах часами. Иногда их продавали из-под полы. В настоящее время, помимо местных, по всей стране продаются ковры, изготовленные совместными предприятиями, такими как «Urgaz» и SAG с участием турецких инвесторов.

Итак, в какие века уходит история уникальных тюркских ковров? 

Когда появились предшественники ковров - буйры (циновки), наматы (кошмы из войлока), кийизы (войлочные ковры), паласы?

Циновка и кошма - его предки

Да, каждая вещь, которая делает жизнь человека комфортной и благополучной, имеет свое происхождение, свою историю потребности в ней. Массовое производство ковров на предприятиях, конечно, возникло не сразу. В древности люди использовали циновки, сплетенные из созревших стеблей камыша и льна, защищающие от пыли и влаги. Позднее использовались войлочные ковры и паласы. Изделия из камыша быстро теряли свой вид, и требовались новые. Из-за этого в старых школах появилась «причина» для регулярного сбора с родителей денег на буйру (камышовую циновку). 

Жизнь развивалась. Из циновки появились качественные и долговечные виды напольных и настенных покрытий из войлока, такие как кийизы и наматы. Древние кийизы и наматы изготавливались путем выделки шерсти, и они были особенно популярны в регионах, где было развито скотоводство. Таким образом начали ткать паласы и ковры. Ковры изготавливали из высококачественных шерстяных нитей, окрашенных натуральными красителями, которые прочесывали железными гребнями. Со временем появление ткацких станков значительно облегчило работу ковроделов, и, таким образом, производство ковров достигло промышленного уровня.

Ковры производятся практически во всех уголках мира. Однако ковры с ворсом и без ворса, изготовленные в Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, уникальные в художественном и эстетическом отношении и продолжают привлекать внимание мировых искусствоведов. Поэтому мы можем наблюдать покупку тюркских ковров, сотканных в XIX-XX веках, иностранцами по высоким ценам у жителей и на рынках наших древних городов.

Секреты, спрятанные в узорах...

Искусствовед Эльмира Гюль отмечает, что древнейший ковер относится к V-VI векам до нашей эры и был найден в Горном Алтае.

В период правления Ахеменидов среди племен Средней Азии стало традицией изготавливать ковры (размером 1,8х2 м), украшенные разнообразными узорами, цветками лотоса, изображениями всадников, оленей, грифонов на широких полях. Эти ковры являются редкими образцами прикладного искусства.

В Индии еще в период Бабура было очень развито ковроткачество. Созданные на основе искусства миниатюры ковры стали более совершенными. Раньше ковры ткались только вручную (ковры из шелковой пряжи ручной работы и сегодня высоко ценятся).

Книга-альбом «Ковроделие Узбекистана: традиция, сохраненная в веках», изданная в рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана», содержит ценные материалы об отрасли, веками развивавшейся в нашей стране. В статье Елены Царевой, обогащенной обобщающим их анализом, приводится народная пословица «У того, кто овладел секретами ковроткачества, всегда будет достаток».

Сегодня различные виды ковров хранятся не только в музеях Узбекистана, но и в ряде зарубежных музеев. Если говорить о ковроткачестве Узбекистана, то нужно подчеркнуть, что промышленность подготовлена​ представителями этносов различных регионов нашей страны. Например, есть разница между каракалпакским и бухарским ковроткачеством.

Если заглянуть в волшебный мир ковровой промышленности Узбекистана, то сегодняшняя классификация ковровых изделий включает в себя ковры и ковровые изделия. Это ковры, сделанные в технике прямоугольного плетения, которые есть в каждом доме, а также молитвенные коврики, и ковровые изделия, которые используют на свадьбах и поминках. 

Изготавливались из крапивы?

Создание пряжи, которая в древние времена была продуктом животноводства и сельского хозяйства, послужило толчком для развития текстильной промышленности. Ковры ткали даже из конопли, крапивы, джута, льна и других растений. Навыки прядения позволили человеку освоить извлечение текстильных волокон из шерсти животных. Появление шерстяных нитей произвело коренной поворот в развитии ковроткачества в Центральной Азии. Хлопок в основном использовался для вышивания цветов при ковроткачестве. 

В настоящее время использование различных материалов и красителей в современном ковроткачестве, использование компьютеров для применения рисунков устранили трудности в ковроткачестве и создали широкие возможности для развития отрасли. Сегодня в ковровой промышленности используется больше искусственных волокон.

 Ковры в качестве укрытия и амулета 

Первые свидетельства международной торговли коврами народов нынешнего центрально-азиатского региона обнаружено во II-I вв. до н.э. Это занавеси в Древней Бактрии. Можно с уверенностью сказать, что это импортный товар.

С арабским завоеванием и развитием торговли в странах халифата мусульманский мир положительно повлиял и на ковровое производство в Бухаре, Шаше и Хорезме. Следует отметить, что российские исследователи изучали среднеазиатские ковры прежде всего как этнокультурное явление.

Завоевание узбекских ханств царской Россией привело к повышению особого интереса к местным ремеслам. Узбекские ковры привлекают внимание исследователей, художников и продавцов.

Политические изменения первых десятилетий ХХ века, оседлый образ жизни скотоводов, привлечение женщин к сельскохозяйственным работам по возделыванию хлопка вызвали упадок производства ковров. Количество женщин, сохранивших навыки ткачества в селах, уменьшается день ото дня. На сегодняшний день проводится ряд работ по восстановлению стиля и традиций древних тюркских ковров. В регионах открываются ткацкие и ручные ковроткацкие предприятия, им предоставляются льготы.

Суть в том, что ковроткачество существовало еще тогда, когда изобразительное искусство имело форму наскальных рисунков. Ковер считался оберегом, хранящим дом от злых духов. Юрты были сделаны из войлока и стали убежищем для людей. Важно передавать из поколения в поколение историю и всемирно известное искусство.

В статье использована книга-альбом «Ковроделие Узбекистана: традиция, сохраненная в веках» (XIVтом), изданная в рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана» и другие исторические источники.

Подготовил Шокаххор Салимов.

Комментарии

Погода: Ташкент
Курсы валют