Все люди интересны по-своему: у каждого свой характер, привычки, манеры... Но гении отличались необычным поведением. Они родились в разных странах, происходили из разных сословий и занимали различное положение в обществе. Мы расскажем о великих музыкантах XVII-XIX веков, которые могли не только сочинять чудесные произведения, но и удивлять окружающих своими весьма неординарными поступками.
Ночной колпак и синий фартук
Людвиг ван Бетховен очень любил готовить, но делал это в свойственной ему манере. В процессе приготовления хлебной похлебки он обычно разбивал о стену несколько яиц. Зачем? На этот вопрос композитор и сам ответить не смог бы. Время от времени, повязав синий фартук, в ночном колпаке, он экспериментировал в приготовлении невообразимых кулинарных блюд, есть которые мог только сам.
В комнате Бетховена царил так называемый художественный беспорядок, который на самом деле представлял собой настоящий хаос. Современники говорили, что помещения, где он задерживался хотя бы на несколько дней, начинали напоминать палаты сумасшедшего дома или берлоги диких зверей.
Кстати, слугам Бетховена приходилось мириться и с другой его странностью - он требовал варить кофе только из 64 зерен.
Заветное кольцо
В отличие от места жительства Бетховена комната Франца Йозефа Гайдна сияла чистотой, и царил идеальный порядок. Гайдн просыпался очень рано и любил сочинять музыку на рассвете. Он вставал еще затемно, чтобы убедиться, что все предметы в комнате находятся на своих местах. Лишь после этого великий композитор мог насладиться утренним пением птиц и, наконец, заняться творчеством. Любопытный факт - совершал он этот ритуал, облачившись в придворный костюм, парик и гофрированные манжеты. Кроме того, Гайдн обязательно надевал кольцо, без которого не мог творить.
Похоронные настроения
На заднем дворе дома Рихарда Вагнера, под навесом, находилась могила, которую сам выкопал. И если у композитора случалось подходящее настроение, он отправлялся взглянуть на нее и подумать о смысле жизни. А мог не вспоминать о ней месяцами. Когда в доме музыканта собиралось общество, Вагнер любил поговорить о своей скорой смерти, объясняя это тем, что даже такой великий человек, как он, должен будет когда-то умереть. Вне зависимости от того, в какой момент трапезы возникал этот разговор, гостеприимный хозяин просил всех встать и проследовать на задний двор для осмотра своего будущего места захоронения. При этом он рассуждал о вечности, а затем предлагал вернуться к столу и закончить обед.
«Я заплатил за обед!»
Исключительность Ференца Листа заключалась в его капризах и тщеславии. Он играл на рояле только тогда, когда хотел, и мог отказаться выступать перед публикой и встречаться со своим импресарио, причем делая это в грубой и дерзкой форме.
Однажды, находясь в Риме, он был приглашен в богатый дом одной дамы, которая гордилась своими музыкальными вечерами. После обеда некоторые гости садились за инструмент, чтобы показать свое искусство. Хозяйка обратилась с просьбой сыграть к Листу. Но тот был не в настроении и резко отказался. Дама проявила настойчивость. Тогда Лист подошел к роялю, извлек из него блестящий, но короткий каскад звуков и со словами: «Я заплатил вам за обед» покинул зал.
История сохранила еще один неприятный случай, когда в присутствии Листа один молодой музыкант исполнял его рапсодию. Композитор все время бормотал себе под нос, что так играть нельзя. Потом сел рядом с исполнителем и стал ему аккомпанировать сначала одним пальцем, потом одной рукой, а затем и двумя руками. В конце концов, он столкнул молодого человека со скамейки, и тот под взрыв хохота оказался на полу. А Лист, как ни в чем не бывало, закончил играть сам.
Обязуюсь жениться
Оригинальность в поступках была свойственна и Вольфгангу Амадею Моцарту. Однажды по требованию своей будущей тещи композитор в присутствии нотариуса подписал документ, по которому был обязан в течение трех лет жениться на ее дочери. Причем сама девушка была свободна и могла расстаться с музыкантом, если пожелает связать свою судьбу с другим. А вот если Моцарт откажется от своего обещания, он должен будет давать бывшей невесте средства на существование в течение всей ее жизни, где бы и с кем бы она ни жила. Можно предположить, что другого такого контракта не было заключено нигде и никогда. Остается лишь догадываться, что за рычаги воздействия на Моцарта имелись у его будущей тещи, и удивляться тому, что композитор подписал документ, по сути, лишавший его права выбора.
Лишь бы не вставать с кровати
Джоаккино Антонио Россини был самым ленивым на свете композитором. Он редко вставал раньше полудня и предпочитал практически не выходить из дома. Если день был пасмурный, Россини мог вообще не подниматься с кровати и просил прислугу, которая собиралась прибраться в доме, прийти на следующий день, оставив его сегодня в покое.
Спал он в прямом смысле слова сутками, вероятно, муза посещала его во сне. А непосредственно запись всех его произведений происходила именно в кровати. На ночном столике всегда лежали нотная бумага и карандаши. Бывало, Россини просыпался, высовывал руку из-под одеяла и начинал писать новую оперу. Свою лень Россини запечатлел в опере «Турок в Италии». Однажды он написал в кровати дуэт к этой опере, но нотный лист упал и улетел далеко от кровати. Чтобы не подниматься с теплого ложа, Россини предпочел написать дуэт еще раз, но поскольку не помнил точно мотива первого, да и не хотел повторяться, то написал совсем другую интерпретацию. Сегодня музыканты могут выбирать, какой вариант им больше нравится.
Странности Шумана
Некоторое время Роберт Шуман издавал «Новую музыкальную газету» и был влюблен в одну молодую девушку. Чтобы засвидетельствовать свои чувства, он еженедельно печатал в газете романтические письма, маскируя их между музыкальными статьями. Будучи почему-то абсолютно уверенным, что его уловка недоступна обычным читателям, он давал полную волю своим чувствам на страницах газеты, воплощая их в нежнейших любовных признаниях.
Для того чтобы развить в своих пальцах особенную силу для игры на фортепиано, Шуман прикреплял к потолочной балке длинную веревку с кольцом на нижнем ее конце, которое надевал на средний палец. Но в итоге он был покалечен и композитор перестал выступать с концертами.
У Шумана были свои отношения с тонами и темпами. Он сочинял свои произведения в разных необычных тональностях в зависимости от времени года и своих впечатлений. Фа-диез мажор у него ассоциировался с резвящимися на зеленых полях ягнятами, а ми мажор с журчащими ручейками. Никто не мог его заставить писать в фа миноре, потому что эта тональность вызывала у него воспоминания о смерти.
В последние годы Роберту Шуману казалось, что его преследует нота ля: она постоянно звучала у него в ушах, не оставляя в покое ни ночью, ни днем. Великий Шуман, желая ускользнуть от преследования, дважды пытался утопиться, но его, к счастью, спасали друзья.
Знаете ли вы, что…
Иоганн Штраус творил буквально на бегу. Свои знаменитые вальсы он сочинял, переходя из комнаты в комнату, где предусмотрительно заранее были расставлены столы и оставлены бумага и перья. Иоганн Брамс сочинял свои мелодии в процессе чистки ботинок. Он начищал их несколько раз в день, утверждая, что только рядом с ваксой и суконкой для обуви к нему приходит истинное вдохновение. А к Николо Паганини творческая энергия приходила после долгих скрипичных концертов на… кладбище.
Подготовила Шахло РАСУЛОВА