1

ЗАБАВНЫЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ

Это интересно 03.10.2016, 17:02
 ЗАБАВНЫЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ

Все люди интересны по-своему: у каждого свой характер, привычки, мане­ры... Но гении отличались необычным поведением. Они родились в разных странах, происходили из разных сословий и занимали различное положение в об­ществе. Мы расскажем о великих музыкантах XVII-XIX веков, которые могли не только сочинять чудесные произведения, но и удивлять окружающих своими весьма неординарными поступками.

Ночной колпак и синий фартук

Людвиг ван Бетховен очень любил го­товить, но делал это в свойственной ему манере. В процессе приготовления хлебной похлебки он обычно разбивал о стену несколько яиц. Зачем? На этот вопрос композитор и сам ответить не смог бы. Время от времени, повязав синий фартук, в ночном колпаке, он экспериментировал в приготовлении невообразимых кулинарных блюд, есть которые мог только сам.

В комнате Бетховена царил так назы­ваемый художественный беспорядок, который на самом деле представлял собой настоящий хаос. Современники говорили, что помещения, где он за­держивался хотя бы на несколько дней, начинали напоминать палаты сумасшедшего дома или берлоги диких зверей.

Кстати, слугам Бетховена приходилось мириться и с другой его странностью - он требовал варить кофе только из 64 зерен.

Заветное кольцо

В отличие от места жительства Бетховена комната Франца Йозе­фа Гайдна сияла чисто­той, и царил идеальный порядок. Гайдн просыпался очень рано и любил сочинять музы­ку на рассвете. Он вставал еще затемно, чтобы убедиться, что все предметы в комнате находятся на своих местах. Лишь после этого великий композитор мог насладиться утренним пени­ем птиц и, наконец, заняться творчеством. Любопытный факт - совершал он этот ритуал, облачившись в придворный костюм, па­рик и гофрированные манжеты. Кроме того, Гайдн обязательно надевал кольцо, без которого не мог творить.

Похоронные настроения

На заднем дворе дома Рихарда Ваг­нера, под навесом, находилась могила, которую сам выкопал. И если у компо­зитора случалось подходящее настроение, он отправлялся взглянуть на нее и подумать о смысле жизни. А мог не вспоминать о ней месяцами. Когда в доме музыканта собиралось общество, Вагнер любил поговорить о своей ско­рой смерти, объясняя это тем, что даже такой великий человек, как он, должен будет когда-то умереть. Вне зависимости от того, в какой момент трапезы возни­кал этот разговор, гостеприимный хозя­ин просил всех встать и проследовать на задний двор для осмотра своего будущего места захоронения. При этом он рассуждал о вечно­сти, а затем предлагал вернуться к столу и закончить обед.

«Я заплатил за обед!»

Исключительность Ференца Листа за­ключалась в его капризах и тщеславии. Он играл на рояле только тогда, когда хотел, и мог отказаться выступать перед публикой и встречаться со своим импресарио, причем делая это в грубой и дерзкой форме.

Однажды, находясь в Риме, он был приглашен в бога­тый дом одной дамы, ко­торая гордилась своими музыкальными вечера­ми. После обеда неко­торые гости садились за инструмент, чтобы показать свое искусст­во. Хозяйка обратилась с просьбой сыграть к Листу. Но тот был не в настроении и резко отказался. Дама проявила настойчивость. Тогда Лист по­дошел к роялю, извлек из него блестящий, но короткий каскад звуков и со словами: «Я заплатил вам за обед» покинул зал.

История сохранила еще один непри­ятный случай, когда в присутствии Листа один молодой музыкант исполнял его рап­содию. Композитор все время бормотал себе под нос, что так играть нельзя. Потом сел рядом с исполнителем и стал ему аккомпанировать сначала одним пальцем, потом одной рукой, а затем и двумя руками. В конце концов, он столкнул молодого человека со скамейки, и тот под взрыв хохота оказался на полу. А Лист, как ни в чем не бывало, закончил играть сам.

Обязуюсь жениться

Оригинальность в поступках была свойственна и Вольфгангу Амадею Моцарту. Од­нажды по требованию своей будущей тещи композитор в присутствии нотариу­са подписал документ, по которому был обязан в течение трех лет жениться на ее дочери. Причем сама девуш­ка была свободна и могла расстаться с музы­кантом, если пожелает связать свою судьбу с другим. А вот если Моцарт от­кажется от своего обещания, он должен будет давать бывшей невесте средства на суще­ствование в течение всей ее жизни, где бы и с кем бы она ни жила. Можно предположить, что другого такого контракта не было за­ключено нигде и никогда. Остается лишь догадываться, что за рычаги воздействия на Моцарта имелись у его будущей тещи, и удивляться тому, что ком­позитор подписал документ, по сути, лишавший его права выбора.

Лишь бы не вставать с кровати

Джоаккино Антонио Россини был самым ленивым на свете компо­зитором. Он редко вставал раньше полу­дня и предпочитал практически не выходить из дома. Если день был пасмурный, Россини мог вообще не подниматься с кровати и про­сил прислугу, которая собиралась при­браться в доме, прийти на следующий день, оставив его сегодня в покое.

Спал он в прямом смысле слова сут­ками, вероятно, муза посещала его во сне. А непосредственно запись всех его произведений происходила именно в кровати. На ночном столике всегда лежа­ли нотная бумага и карандаши. Бывало, Россини просыпался, высовывал руку из-под одеяла и начинал писать новую оперу. Свою лень Россини запечатлел в опере «Турок в Италии». Однажды он на­писал в кровати дуэт к этой опере, но нот­ный лист упал и улетел далеко от кровати. Чтобы не подниматься с теплого ложа, Россини предпочел написать дуэт еще раз, но поскольку не помнил точно моти­ва первого, да и не хотел повторяться, то написал совсем другую интерпретацию. Сегодня музыканты могут выбирать, ка­кой вариант им больше нравится.

Странности Шумана

Некоторое время Роберт Шуман изда­вал «Новую музыкальную газету» и был влюблен в одну молодую девушку. Чтобы засвидетельствовать свои чувства, он еженедельно печатал в газете романтические письма, маскируя их между музыкальными статьями. Будучи почему-то абсолютно уверенным, что его уловка недоступна обычным читателям, он да­вал полную волю своим чувствам на страницах газеты, воплощая их в неж­нейших любовных признаниях.

Для того чтобы развить в своих паль­цах особенную силу для игры на фортепиано, Шуман прикреплял к потолочной балке длинную веревку с кольцом на нижнем ее конце, которое надевал на средний палец. Но в итоге он был покалечен и композитор перестал выступать с концертами.

У Шумана были свои отношения с тонами и темпами. Он сочинял свои произведения в разных необычных тональ­ностях в зависимости от времени года и своих впечатлений. Фа-диез мажор у него ассоциировался с резвящимися на зеленых полях ягнятами, а ми мажор с журчащими ручейками. Никто не мог его заставить писать в фа миноре, пото­му что эта тональность вызывала у него воспоминания о смерти.

В последние годы Роберту Шуману казалось, что его преследует нота ля: она постоянно звучала у него в ушах, не оставляя в покое ни ночью, ни днем. Великий Шуман, желая ускользнуть от пре­следования, дважды пытался утопиться, но его, к счастью, спасали друзья.

Знаете ли вы, что…
Иоганн Штраус творил буквально на бегу. Свои знаменитые вальсы он сочинял, переходя из комнаты в комнату, где предусмотрительно заранее были расставлены столы и оставлены бумага и перья. Иоганн Брамс сочинял свои мелодии в процессе чистки ботинок. Он начищал их несколько раз в день, утверждая, что только рядом с ваксой и суконкой для обуви к нему приходит истинное вдохновение. А к Николо Паганини творческая энергия приходила после долгих скрипичных концертов на… кладбище.

Подготовила Шахло РАСУЛОВА

Комментарии

Погода: Ташкент
Курсы валют