АУТИЗМ: ЭТОТ ХРУПКИЙ И НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР…

Здоровье 20.12.2016, 19:56
АУТИЗМ: ЭТОТ ХРУПКИЙ И НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР…

Прозвенел школьный звонок, и учительница Зухра Агзамовна, положив мел, повернулась к классу. За второй партой, привычно сжавшись в комочек, тихо плакал мальчик. Зухра Агзамовна подошла к ребенку, склонилась над ним:

- Алишер, пойдем, я тебе что-то покажу.

- Не пойду, - всхлипнул тот, - они все будут толкаться, прикасаться ко мне. Я боюсь.

- А мы осторожно пройдем, ребята не успеют до тебя дотронуться.

Через минуту мальчик стоял у зеркала, с интересом разглядывая слезинки на своих щечках. Плач прекратился сам собой…

 

Родители Алишера - Мухайё и Рустам - долгое время не замечали отклонений в поведении сынишки. Однако с возрастом они усугубились: малыш рос замкнутым и порой не в меру капризным. Особенно расстраивало Мухайё его нежелание сидеть на ручках, обнимать и целовать родителей. К сожалению, супруги обратились за помощью к специалистам лишь после того, как необычное поведение их ребенка стало очевидным уже и для окружающих. Точный диагноз не могли поставить больше года, а когда чета услышала: «У вашего сына аутизм», то пришла в смятение и решила обратиться к различным источникам информации.

- Боже мой, неужели наш мальчик будет отставать в развитии? - воскликнула побледневшая Мухайё, захлопывая объемный том медицинской энциклопедии.

-  Глупости, - возразил Рустам, «листая» страницы сайта, - вот здесь написано, что дети с аутизмом самые одаренные. Ученые утверждают, что такие малыши обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус.

- Я не пойму, ты ищешь причины для самоуспокоения или выход из ситуации? - накинулась Мухайё на супруга.

- А может, это проходит с возрастом? Наш малыш уже научился сидеть за партой в течение всего урока и выполнять некоторые задания учителя… - с надеждой в голосе произнес Рустам.

 

Волшебное зеркало

Но в глубине души супруги понимали, что это слабое утешение. Их сынишка совершенно не выносил, когда к нему прикасался кто-либо из сверстников, чего не избежать на переменах. Десятиминутный перерыв превращался в кошмар и для мальчика, и для классной руководительницы. Так продолжалось до тех пор, пока Зухра Агзамовна не придумала для Алишера игру возле зеркала, которая называлась «Охота на слезы» и продолжалась всю перемену. К началу урока мальчик успокаивался и даже улыбался. Учительница, почувствовав результат использования «волшебного стекла», во время перемен проводила этап за этапом коррекционную работу. Несколько недель спустя ребенок был готов общаться с педагогом и выполнять задания уже без помощи зеркала.

 

Жизнь по особым правилам

…Прошло несколько лет. Родители Алишера старались выполнять все предписания психолога, и в семье мальчик чувствовал себя вполне комфортно. Он с удовольствием изучал английский язык, зато общение на родном языке все еще давалось с большим трудом. Алишер едва мог односложно ответить на вопрос, а потребность самому вступить в диалог у него отсутствовала вовсе. Увлечению иностранным языком способствовало искреннее восхищение близких его достижениями. Видимо, это позволило ему наконец-то почувствовать себя успешным и значимым для окружающих.

И все же жизнь в этой семье стала подчиняться некоему ритму: Мухайё не раз замечала, что сынишка может играть сам с собой около 20 минут, затем

у него случался кризис, Алишер начинал плакать, и уходило несколько минут, чтобы его успокоить. Молодая мама устала от этих истерик и искала способ их предотвращать. Идея пришла неожиданно: однажды она завела будильник на 18 минут - как раз до начала критического момента. И к тому моменту, когда он прозвенел, Мухайё уже увлекла сына новой игрой, и малыш оставался спокоен. Затем будильник заводили вновь…

 

Что такое аутизм?

Не раз, беседуя с работниками центра социальной адаптации, родители Алишера заводили разговор о том, что же такое аутизм. Однажды заместитель директора учреждения Лола Рахимовна МУМИНОВА пригласила их побеседовать в свой кабинет.

- Вы хотите понять природу заболевания, поразившего вашего ребенка, не так ли? - поинтересовалась она.

- Да, - ответила Мухайе, - и выяснить, можно ли с ним бороться.

- Аутизм - это нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению взаимодействия с обществом. Болезнь сильно влияет на развитие ребенка и его дальнейшую жизнь.

 

Как диагностировать?

- Не существует медицинских анализов, которые смогли бы определить аутизм, - отметила Лола Рахимовна. - Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими, можно поставить диагноз. Дети, страдающие этим недугом, не желают заводить друзей, отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками. Также у них нарушено воображение, что приводит к ограниченному кругу интересов. Часто вместо слов аутисты используют жесты из-за медленного развития речи. У некоторых ребят симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве, но обычно они проявляются к трем годам. В итоге нарушается речевая и неречевая коммуникация - отсутствуют мимика и жесты, ребенок не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза. Случается, что малыш повторяет услышанные где-то фразы, совершенно не относящиеся к данной ситуации, или же в его речи наблюдаются проблемы с интонацией, ритмом. Кроме того, у аутистов практически отсутствуют некоторые социальные навыки: например, они не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости, ведут себя отчужденно и зачастую нервно.

 

В чем причина?

- Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекции, а также врожденная дисфункция мозга, - продолжала врач. - Вполне вероятно, что основополагающую роль в развитие аутизма играет врожденная сверхвосприимчивость ребенка, чрезмерная эмоциональность. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

- Как же определить, что это действительно аутизм? - расстроенно спросил Рустам.

- Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны, - покачала головой Лола Рахимовна, - ведь симптомы данного заболевания могут наблюдаться и при нормальном развитии ребенка. Поэтому диагноз зачастую ставят с опозданием. Иногда люди считают, что наличие инвалидности делает жизнь по определению хуже. Но в отношении аутизма трагедия - это связанные с ним предрассудки. Заболевание ни в коем случае не мешает человеку быть частью своей семьи и общества. Аутисты способны на любовь в той же степени, что и другие люди, ведь это чувство не зависит от способности бегло говорить или понимать чужие эмоции. Аутизм не мешает учиться и развиваться. Иногда дети с этим диагнозом успешно оканчивают обычные школы, поступают в вузы и достаточно высоко поднимаются в жизни по ступеням социальной иерархии, хотя в детстве их интеллектуальная несостоятельность считалась очевидной и доказанной.

 

Что делать родителям?

- Лола Рахимовна, как же мы можем помочь сынишке? - прошептала Мухайё.

- Первыми шагами в процессе обучения служит установление контакта с ребенком, исследование его возможностей, особенностей и увлечений и работа по общей организации поведения малыша. Одна из задач - формирование у чада установки выполнить требования взрослого, нужно его заинтересовать. Так, например, если он любит быть на руках, используйте перед этим инструкцию «иди ко мне», чтобы ребенок сам совершил действие. И, конечно, обнаружив у малыша симптомы аутизма, родители должны немедленно обратиться к детскому психиатру.

 

Лола Рахимовна улыбнулась, встала и протянула руку молодым супругам, обнадеженным ее словами. Им надо было торопиться: через полчаса у Алишера закончатся занятия в школе.

 

 

Происхождение аутизма почти полностью генетическое: наследственная составляющая - около 90%. Это заболевание никак не связано с прививками, которые вам делали, и уж тем более с вашим питанием.

 

Аутизм часто связывают с образом человека, который абсолютно равнодушен к другим людям, в то время как в реальности это просто проблема коммуникации. Некоторые аутисты панически боятся случайно сказать или сделать что-то не так и в результате постоянно стесняются и нервничают.

 

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области, например, в музыке или математике.

 

Неофобия (боязнь всего нового) проявляется у детей-аутистов очень рано. Они не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

 

Случай из врачебной практики записала Ольга  ФАЗЫЛОВА

 

10.03.№10

Комментарии

Погода: Ташкент
Курсы валют