ГлавнаяОбщество

Центробанк подготовил три сценария макроэкономического развития до 2023 года

Изрображение 'Центробанк подготовил три сценария макроэкономического развития до 2023 года'

На заседании Правления Центрального банка, состоявшемся 22 октября 2020 года, утверждены «Основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022-2023 годов».


Основные направления денежно-кредитной политики отражают комплекс мер, которые будут реализованы Центральным банком в ближайшие годы, в том числе меры, которые будут предприняты в денежно-кредитной сфере в контексте изменения внешних и внутренних макроэкономических условий, а также применяемые принципы и инструменты, отмечает пресс-служба регулятора. 

При разработке основных направлений, в первую очередь, сделан акцент на исполнение задач, определенных Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» по обеспечению стабильности цен и Указом Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» по приведению денежно-кредитной политики в соответствие стандартам режима таргетирования инфляции, достижения целевых показателей инфляции ниже 10% в 2021 году и 5% в 2023 году.

В Основных направлениях нашли свое отражение меры, принятые в 2020 году Центральным банком в рамках возложенных задач и ожидаемые их результаты, а также приоритетные направления действий Центрального банка в разных сценариях макроэкономического развития.   

2020 год был очень сложным для нашей страны и мировой экономики. Кризис, начавшийся под влиянием глобальной пандемии, характеризуется одновременным ухудшением как внутренних, так и внешних экономических условий и колебаниями спроса и предложения.

В глобальной экономике и у основных внешнеторговых партнёров нашей страны наблюдаются тенденции экономического спада на фоне резкого замедления экономической активности, падения цен на сырьевые товары и нестабильности финансовых рынков.

Продолжающаяся пандемия и меры, принимаемые для борьбы с ней, создают различные колебания и влияют на экономику, что усложняет процесс оценки и прогнозирования макроэкономических показателей.

С учетом степени этих неопределенностей и особенностей каналов влияния, прогнозы макроэкономического развития были разработаны на основе 3-х различных сценариев –основного (предусматривающего постепенное восстановление экономики), оптимистичного (более быстрое восстановление) и рискового (более медленное восстановление).

В связи с этим, при разработке сценариев макроэкономического развития учитывались, прежде всего, влияние пандемии коронавируса на экономику страны и экономики внешнеторговых партнеров, цены на основные экспортные товары, а также изменения в потенциальном уровне производства.

В основной сценарий макроэкономического развития заложены те предположения, при которых ситуация с пандемией будет постепенно улучшаться. Население и бизнес продолжат свою деятельность, адаптируясь к условиям пандемии и после неё. При этом за счет постепенного восстановления экономик внешнеторговых партнеров, внешний спрос со второй половины 2022 года выйдет на докризисный уровень.

Согласно расчётам в рамках данного сценария, экономическая активность и совокупный спрос в стране приблизятся к докризисному уровню к концу 2021 года, а к 2023 году экономика вернется к своему потенциальному уровню. Доходы бюджета будут восстанавливаться. Прогнозируется снижение дефицита консолидированного бюджета до 2,5% к ВВП в 2022 г. При этом будут продолжены структурные реформы и в 2022-2023 годах будет осуществляться процесс либерализации регулируемых цен.

Согласно основному сценарию, текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики сохранятся до конца 2021 года.

В то же время, в 2022-2023 годы исходя из изменений в регулируемых ценах, уровня и прогнозной траектории инфляции условия денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от ситуации.

Альтернативный (оптимистичный) сценарий макроэкономического развития, основанный на быстром восстановлении экономики, включает более быстрое улучшение ситуации с пандемией, отсутствие дальнейших карантинных мер и повсеместное применение противовирусных вакцин и лекарств со второй половины 2021 года в мире.

В связи с постепенным восстановлением экономик основных торговых партнеров, ожидается, что во второй половине 2021 года внешний спрос достигнет докризисного уровня, а цена на золото будет снижаться по мере восстановления мировой экономики.

Согласно этому сценарию, ожидается приближение внутренной экономической активности и совокупного спроса к докризисному уровню к середине 2021 года, а к 2022 году экономика достигнет своего потенциала. При этом в отличие от основного сценария, предусматривается оживление темпов роста в отраслях транспорта, услуг и туризма.

Вместе с восстановлением экономической активности доходы государственного бюджета будут расти относительно быстрее, а дефицит консолидированного бюджета сократится до 2% в 2022 году. В то же время логическое завершение процесса либерализации регулируемых цен в 2022-2023 годах и привлечение прямых иностранных инвестиций являются одними из ключевых факторов экономического роста.

В случае оптимистичного сценария текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики будут сохранены. При этом уровень инфляции в 2021-2022 годах будет формироваться несколько ниже, чем в базовом сценарии. Это, в свою очередь, позволит достичь целевых показателей инфляции без значительных изменений в условиях денежно-кредитной политики.

При альтернативном (рисковом) сценарии макроэкономического развития, основанном на повышении внешнеэкономических рисков, закладывается вероятность, что глобальная ситуация с пандемией ухудшится и глобальные ограничения продолжатся в 2021-2022 годах.

Прогнозируется, что экономика внешнеторговых партнеров будет восстанавливаться медленно, внешний спрос выйдет на докризисный уровень только во втором квартале 2023 года, а динамика роста цен на золото, как безопасный актив, сохранится.

При рисковом сценарии внутренняя экономическая активность и совокупный спрос, по прогнозам, выйдут на докризисный уровень только к концу 2022 года, экономика достигнет своего потенциального уровня после 2023 года, а дефицит консолидированного бюджета останется на уровне 6-7%.

В условиях этого сценария процесс либерализации регулируемых цен, вероятно, будет отложен на 2023 год.

В этом сценарии давление на инфляцию со стороны факторов спроса снизится, а отклонение инфляции от прогнозной траектории позволит «немного смягчить» денежно-кредитные условия. В то же время, как и в 2020 году, инструменты денежно-кредитной политики будут использоваться для достижения баланса между целями поддержания экономической активности и достижения стабильности цен.

Следует отметить, что в рамках каждого сценария, исходя из тенденций развития и ожидаемых изменений, будут определяться денежно-кредитные условия на 2021-2023 гг. и набор денежных инструментов, соответствующих сценариям. При этом характеристики каждого сценария оцениваются с точки зрения характера и формирования факторов инфляции, и, соответственно, разрабатывается система мер реагирования.

Следует отметить, что во всех трех сценариях целевой показатель Центрального банка инфляции на уровне 5% к концу 2023 года и постоянные цели по обеспечению стабильности банковской и платежной систем останутся неизменными.

В целях совершенствования операционного механизма планируется внедрить операции «тонкой настройки» от 2 до 13 дней с целью повышения гибкости управления ликвидностью в банковской системе.

Кроме того, планируется обеспечить эффективное перераспределение ликвидности на межбанковском денежном рынке и постепенно снижать роль Центрального банка.

В дальнейшем планируется увеличить объемы выпуска облигаций Центрального банка с более коротким сроком погашения. В то же время будут разработаны механизмы для повышения прозрачности выпуска облигаций, публикации их графиков в начале каждого квартала и предварительного определения объема выпусков исходя из ситуации с ликвидностью в банковской системе.

Вместе с тем, дальнейшее совершенствование внутреннего валютного рынка повысит гибкость обменного курса к внутренним и внешним факторам, а также роль участников рынка в определении курса.

Кроме того, информация о целевых показателях инфляции, характере решений в денежно-кредитной сфере и работе, проводимой для разработки операционного механизма, будет регулярно публиковаться для широкой общественности в ходе реализации новой коммуникационной политики.

Следует отметить, что обеспечение макроэкономической стабильности и достижение высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе во многом зависит от структурных реформ, а также от привлечения внутренних и иностранных частных инвестиций в экономику.

Это, в свою очередь, тесно связано с эффективностью и практической значимостью мер, направленных на реформирование государственных предприятий, развитие конкурентной среды в экономике, создание благоприятных институциональных условий для ведения бизнеса и повышения совокупной производительности.

При этом в центре внимания Центрального банка будет стоять задача по обеспечению скоординированности структурных реформ и мер макроэкономической политики с целевыми показателями инфляции, а также поддержанию финансовой стабильности.

Другие новости