ГлавнаяОбщество

Из-за вредителя в партии кураги Узбекистан рискует потерять основной рынок сбыта

Изрображение 'Из-за вредителя в партии кураги Узбекистан рискует потерять основной рынок сбыта'

Россельхознадзор сообщил об обнаружении опасного карантинного вредителя в партии кураги из Узбекистана, что может привести к запрету на импорт узбекских сухофруктов в Россию и другие страны Евразийского экономического союза. 
 

Кроме того, после этого происшествия, стоит ожидать усиления карантинного контроля узбекских сухофруктов и в других странах мира, пишет аналитики East-fruit.com.

Сайт Россельхознадзора в частности сообщает: «При проведении карантинного фитосанитарного контроля товарной партии сушеных абрикосов объемом 1 тонна, поступившей из Узбекистана, был выявлен карантинный для России и стран-членов Евразийского экономического союза объект – капровый жук (Trogoderma granarium Ev.). Вредитель был обнаружен в стадии личинки в количестве 2 штук на 1 кг продукции, что свидетельствует о серьезном заражении партии.

По информации НОКЗР Узбекистана, капровый жук считается официально ликвидированным на территории страны объектом.

В 2008 году, в связи с выявлением капрового жука в сухофруктах, Россельхознадзором уже вводились временные ограничения на ввоз всей подкарантинной продукции из Республики Узбекистан, которые позже были отменены по результатам аудита узбекской системы фитосанитарного контроля. В ближайшее время служба инициирует переговоры с узбекской стороной для обсуждения сложившейся ситуации. В целях сохранения фитосанитарного благополучия, предотвращения ввоза и распространения указанного объекта Россельхознадзор оставляет за собой право ввести запрет на ввоз из Узбекистана в Россию сухофруктов и орехов».

Аналитики EastFruit обращают внимание на растущую важность экспорта сухофруктов для плодоовощной отрасли Узбекистана. В 2019 году экспорт сухофруктов из Узбекистана достиг $145 млн, увеличившись более чем в полтора раза всего за один год.

По оценкам экспертов, Россия является основным рынком сбыта для узбекских сухофруктов, несмотря на то, что в официальной статистике основные поставки осуществляются в Кыргызстан. Тем не менее, Кыргызстан лишь выступает в данном случае транзитной страной для узбекской продукции.

Поэтому, в случае потери доступа к рынку России, Узбекистан может потерять около $50 млн выручки, и, возможно, даже больше, если запреты синхронно введут также другие государства Евразийского экономического союза. Всего же на выручку от сухофруктов приходится 23% всей экспортной выручки фруктового сектора, куда входят также орехи, ягоды и бахчевые культуры. То есть это самая важная экспортная категория для плодоовощного бизнеса страны.

«Учитывая качественные характеристики узбекских фруктов, состояние инфраструктуры по доработке и охлаждению продукции, а также географическую удалённость Узбекистана от рынков сбыта, сухофрукты играют важную роль в экономике садоводства и виноградарства страны. Способствует этому также и сухой и жаркий климат в период созревания косточковых фруктов и винограда, что позволяет сушить фрукты без дополнительных энергозатрат», — говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). «Поэтому потеря главного рынка сбыта сухофруктов для Узбекистана может оказать серьёзный урон всей садоводческой отрасли», — поясняет эксперт.

Главной позицией экспорта среди сухофруктов Узбекистана остаётся изюм. При этом экспорт кураги растёт тоже очень быстро. Также в последнее время увеличивается экспорт сушёного яблока, в то время как экспорт смесей сухофруктов и чернослива, наоборот, имеет тенденцию к снижению.

Капровый жук (Trogoderma granarium Ev.), по информации Россельхознадзора, в случае распространения по территории России, может нанести более 5 млрд рублей ущерба в год аграрному сектору страны. Этот жук способен уничтожить до 70% хранимой продукции и поэтому он является карантинным объектом для многих стран, в их числе государства Восточной и Южной Африки, Бахрейн, Китай, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Германия, Канада, США, Мексика, Парагвай, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Чили и Новая Зеландия.

Справочно:

Капровый жук повреждает зерно пшеницы, кукурузы, риса, ячменя, овса, риса, масличных, бобовых, семена овощных, технических, лесных, декоративных и других культур, а также продукты их переработки. Зараженные зернопродукты превращаются в порошкообразную массу из экскрементов, линочных шкурок и остатков корма, непригодную для использования в пищу и на корм скоту из-за своей ядовитости.

При благоприятных условиях – наличии пищи и оптимальной температуре – вредитель за короткий период времени может образовать вспышку массового размножения; причем влажность воздуха и пищи мало влияют на скорость развития и не являются лимитирующим фактором, так как личинки нормально развиваются на продуктах влажностью 6%, что и дает этому виду преимущество в конкурентной борьбе с другими вредителями запасов.

Личинки вредителя при отсутствии пищи, перенаселенности, повышении или понижении температуры за пределы оптимума способны впадать в диапаузу: они перестают питаться, мигрируют из пищевого субстрата в поисках укрытий, забиваясь в трещины, щели помещений, мешкотару. Без пищи личинки остаются жизнеспособными до 3-х лет. Пассивные личинки чрезвычайно устойчивы к неблагоприятным условиям, к действию контактных пестицидов и фумигантов. При наличии корма и оптимальной температуры жук развивается без диапаузы в течение всего года и может дать несколько генераций в год, вследствие чего численность вредителя может достичь нескольких тысяч экземпляров на 1 кг продукции.

Жуки не летают, активно расселяются только в пределах помещения или предприятия. Вредитель может заражать зернохранилища, транспортные средства, склады сырья и муки, мельницы, комбикормовые заводы, кондитерские фабрики, солодохранилища и дробильные цеха пивоваренных заводов.

Другие новости