В этом году исполняется 35 лет старой доброй сказке «Акмаль, дракон и принцесса», которую помнит все поколение среднего возраста. Первый фильм из кинодилогии о приключениях мальчика Акмаля в волшебной стране был выпущен в 1981 году киностудией «Узбекфильм» и сразу же приковал к экранам телевизоров взгляды всех мальчишек и девчонок того времени. Их не оставили равнодушными невероятные, захватывающие приключения где-то на границе между фантазией и реальностью. Сегодня воспоминаниями о съемках в любимом кино детства поделился исполнитель одной из главных ролей - народный артист Узбекистана Раджаб Адашев.
Главные роли в картине «Акмаль, дракон и принцесса» сыграли Сократ Сулейманов (Акмаль), Дильноза Расулова (принцесса Гузаль) и Раджаб Адашев (милиционер Джахонгир Нуриев).
- Раджаб Халимович, вы самый обожаемый детский актер, известнейшие ваши роли пришлись именно на фильмы-сказки…
- Да, у меня немаленький «сказочный» послужной список - «Седьмой джинн», «Как Хашим был большим», «Акмаль, дракон и принцесса», «Новые приключения Акмаля», «Али-Баба и 40 разбойников», «Путешествие в страну шахмат», «Симург» и многие другие замечательные ленты. Режиссеры, работающие в жанре детского кино, как правило, не обходили меня вниманием. Не раз слышал от них фразу: «На сказочного актера должно быть сказочно приятно смотреть». К тому же я сам обожаю детей, и работать с ними на одной площадке для меня огромное удовольствие. Хотя с другой стороны - большая ответственность, так как партнер-ребенок требует от тебя естественной игры. Дети не принимают фальши. Это они задают планку в кадре.
«НУРИЕВ - ЭТО Я!»
- Как вы попали в проект «Акмаль, дракон и принцесса»?
- Меня пригласил режиссер Юрий Степчук. До этого я уже был задействован в нескольких его работах - «Как Хашим был большим», «Завещания старого мастера», поэтому знакомы были хорошо. Так уж сложилось, что театр в моей жизни почти не сыграл роли, а вот кино стало всем. Со Степчуком мы отлично сработались, я умел выполнить точно поставленную им задачу. Поэтому лейтенант Нуриев прошел все кино- и фотопробы. Заказчик просмотрел трех «Джахонгиров» и утвердил меня. А я был уверен, что пройду кастинг, так как Нуриев - каким его увидел в сценарии - это, по сути, я. Ну и форма лейтенанта мне пришлась впору: от своего отражения в зеркале оторваться не мог - так нравились погоны и лампасы.
- В фильме дивная природа. Где проходили съемки?
- Основная их часть проходила в Ташкенте. Но самые прекрасные пейзажи - горные отроги и холмы, которые местные жители называют «Цветными», снимались в живописном уголке недалеко от Коканда.
- В фильме лейтенант Нуриев неотделим от своего «железного коня» - мотоцикла «Иж». Как складывались ваши взаимоотношения?
- Премудростям вождения мотоцикла меня специально учили в ДОСААФЕ. Но тренировался я на «Восходе», а для съемок подогнали «Иж». В первый же день решил укротить своего «партнера», сел верхом и потихоньку поехал вокруг девятиэтажного дома. Во время поворота рискнул дать по газам, и меня тут же занесло в чей-то огород. Я ударился о лобовое стекло, коляска вписалась в дерево. Конечно, вышли сердитые хозяева, но, увидев, что у меня носом пошла кровь, вынесли аптечку. И я вернулся на площадку в полном порядке.
ОСЛИК ОБИДЕЛ
- А этот всеми любимый момент, когда мотоцикл превращался в упрямого ослика…
- Да, было дело (улыбается). По сюжету на ослике я двигался в режиме ускоренной съемки - в этом тоже был момент юмора - поэтому мы снимали восемь кадров в секунду. И соответственно, мне приходилось с Акмалем говорить в замедленном темпе, чтобы при монтаже речь была нормальной. Я сбивался, начинал сначала, опять путался.
В Ташкенте мы снимали одного ослика, в горах - другого. Наш ассистент режиссера Гриша умудрился найти там животное такой же расцветки, возился с парнокопытным артистом, заботился о нем. Как-то он привязал питомца в тенечке и отошел. А когда решил отвязать, неудачно обошел животинку, а та возьми и пни его прямо в живот. После этого Гриша неделю к ишаку подходить отказывался, даже хотел уволиться, так обиделся. А Степчук еще масла в огонь подлил: «Ты сам его нашел, вот и разбирайся». Любопытно, но Гриша потом работал с этим осликом до конца съемок, и тот больше ни разу его не обижал.
ОБ АКТЕРАХ
- Как сложились партнерские отношения с исполнителем ведущей роли - Акмаля?
- Сократ Сулейманов, игравший Акмаля, - талантливый мальчишка, все схватывал на лету. Шесть лет назад, когда я видел его в последний раз, он занимался каким-то бизнесом и, судя по всему, преуспевал.
- А насколько удачлива в жизни принцесса Гузаль?
- Дильноза Расулова - тоже умница. Правда, и о ней я знаю не очень много. Она вышла замуж, вырастила детей. Талантливую девочку заметили ассистенты фильма, они ходили в школы, делали фотопробы, давали сыграть маленький эпизод. Потом приглашали на кинопробы, смотрели, как они с Акмалем будут смотреться на экране. Дильнозу выбрали из пяти претенденток
- Нельзя не вспомнить о драконе: это шедевр того времени, когда компьютерная анимация только начинала развиваться!
- Для Кара-Батура был заказан муляж, но исполнители недобросовестно подошли к делу, получилась халтура, и Степчук не хотел его снимать. Поэтому «дракона» решили «лепить» посредством комбинированных съемок. Скомпановали туловище варана, лапы ящера…
- Расскажите немного об Алмауз-Кампыр.
- Ее сыграла профессиональная театральная актриса, народная артистка Узбекистана Ирода Алиева. Ей тогда было около шестидесяти лет. Она перешла из театра в студию киноактера на «Узбекфильме» и всегда спрашивала меня, как киношника, каким получился кадр - очень волновалась. Первые съемочные дни Ирода-опа никак не могла уловить «суть» Бабы-Яги. А потом прониклась материалом и создала тот самый уникальный неповторимый образ.
- А хан?
- Вохид Кадыров тоже замечательный профессиональный актер. Особенно тяжело ему было в жару: сложный грим, пить нельзя, смеяться тоже, т.к. испытывал бесконечный страх, что усы и борода отклеятся. Но он суперпрофессионал - выдержал!
- Как давались съемки исполнителям главных ролей?
- Сократ страшно мучил режиссера. Мальчишка очень восприимчивый, все пропускал через себя, поэтому с первых кадров нередко терялся. Правда, его очень поддерживал отец. Бывало, родители приезжали на съемки вместе, стояли, переживали. Порой я словами, взглядом, улыбкой, жестом старался показать, не отрываясь от работы, что правильно, а что нет. Кстати, Диля вела себя как профессионал: все задачи режиссера выполняла безукоризненно. А когда снимали вторую и третью части фильма - оба уже были мастерами своего дела.
- Как же сложились их творческие судьбы?
- Родители Сократа относились к съемкам просто как к увлечению. Не верили, что их сын станет артистом, хотя в роду у мальчика были люди искусства: дед - таджикский актер. И так получилось, что после «Акмаля…» Сократ нигде не снимался. А вот Диля одно время работала на телевидении.
«СНИМАЙТЕ СКАЗКИ!»
- Как вы считаете, ваш Нуриев - герой?
- Не знаю... В одном уверен - больше нет таких персонажей. В моем Джахонгире удивительным образом сочетаются детская непосредственность и чувство долга. Взрослым дядям, стоящим на посту, нельзя верить в сказку, но он все же прислушивается не к начальству, а к мальчишке-фантазеру. Для меня, повторюсь, участие в сказках - особое удовольствие. Поэтому прошу режиссеров: снимайте сказки - с радостью сыграю, даже если это будет просто эпизод.
Записала Ольга ФАЗЫЛОВА
11.02.№6