ГлавнаяКино

КАРИМ МИРХАДИЕВ: «И СНОВА СЦЕНА - В КИНО СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО»

Изрображение 'КАРИМ МИРХАДИЕВ:  «И СНОВА СЦЕНА - В КИНО СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО»'

У этого актера свой характер, своя манера игры и неповторимое обаяние, которое проявляется тоже особо. Его экранный образ можно презирать, обожать, восхищаться - все зависит от того, каким он сам хочет предстать перед зрителем. Актер театра и кино, выпускник Ташкентского государственного театрально-художественного института имени А. Н. Островского (сейчас Государственный институт искусств и культуры - прим.ред.), заслуженный артист Узбекистана Карим Мирхадиев никогда не раскрывает душу полностью, потому что, как сказал один из его кумиров Владимир Высоцкий: «Я не люблю, когда мне лезут в душу…». Но все же он согласился поведать о кое-каких моментах из своей яркой, наполненной событиями жизни.

 

- Карим Хусанович, как вы попали в кинематограф? Подача от кого-то из семьи?

- Какую актерскую подачу мог дать отец-педагог? По собственной инициативе еще в школьные годы я посещал драмкружок вместе с такими известными актерами, как Михаил Каминский и Геннадий Пачис - это мои друзья. Вместе играли в Академическом русском драматическом театре Узбекистана (АРДТУ) еще мальчишками, задолго до поступления, вместе учились в театральном институте на курсах у Абдуахим Сайфутдинова и Ольги Черновой. После вуза служил в театре «Ёш гвардия», а потом пришла армия…

 

Дебют

- Вы служили?

- Конечно, - в каршинском стройбате. А когда вернулся, устроился в театр «Ильхом», который только был создан Марком Вайлем. Вместе с ним создавали, репетировали, играли, жили… Затем в моей жизни появилось кино. Впервые на съемочную площадку меня пригласил режиссер Анатолий Кабулов.

 

- Вы были знакомы?

- Нет, он приходил в «Ильхом» на спектакли и видел мою игру. Я снялся в двух его картинах: «Непокорные» и «Клятва Джантая». Роль Турунмбета в фильме «Непокорные» была первой. Я играл с Тамарой Шакировой, Наби Рахимовым, Джалолом Хамраевым - мне повезло: сразу попал в компанию таких великолепных актеров.

 

«Артисту прощаю все»

 

- В те годы родители поддерживали ваши стремления?

- Отец еще в восьмом классе спрашивал меня - кем мечтаю стать? Все дело в том, что перед вами самый настоящий хулиган. Учился я плохо и совсем не хотел заниматься. Проблема заключалась в моем категорическом нежелании подчиняться какой-либо дисциплине, я не терпел, когда загоняли в некие рамки. Поэтому после восьмого класса бросил школу и пошел работать на обувную фабрику, где делали кирзовые сапоги. Я перекладывал готовую продукцию с конвейера на специальный стол и чувствовал себя взрослым и независимым. Но однажды папа об этом узнал. Тогда он посадил непутевого сынишку перед собой и спросил: «Кем ты собираешься стать?». Я и брякнул: «Актером». Отец сказал: «Тогда надо учиться, иначе всю жизнь простоишь у конвейера с кирзачами». Так я вернулся в школу и окончил ее.

Кстати, всю жизнь буду помнить  нашего педагога по математике - очень умную и наблюдательную женщину. Ни за что выводила мне тройки вместо двоек. Просто видела меня в театре и сделала выводы - мне математика не пригодится. Сказала: «Я тебе все прощаю. Будь артистом».

 

О значимых ролях

 

- Почему в последнее время на экране вы, как правило, либо отрицательный персонаж, либо, наоборот, борец за справедливость в погонах?

- На самом деле я совершенно не похож на своих героев, несмотря на то, что многие зрители думают, что я такой же сложный и тяжелый и в жизни. Но своих персонажей люблю и не жалею, что воплощаю именно такие характеры. У меня есть свое амплуа, своя линия, которую надо держать и дальше. Правда, у Зульфикара Мусакова в фильме «Маленький лекарь» я сыграл далеко не серьезного парня и в театре нередко изображал комических персонажей. Но «человек в погонах» продолжает меня преследовать.

 

- Один из таких персонажей - герой из фильма «Опаленные Кандагаром». Чем он стал для вас?

- Это знаковая картина. Мой герой Алишер - офицер, сильная личность. Сам я в Афганистане не был, но мой друг служил там и вернулся совсем не таким, каким ушел. Не раз мне приходилось слышать его рассказы о том, как он стрелял, убивал, как его постепенно ломало. Я так хотел получить роль в «Опаленных…» - словами не передать. Но на нее был сумасшедший конкурс: пробы проходили талантливейшие актеры. Оператор фильма потом рассказал мне, что в их числе был даже Ивар Калныньш.

 

- А как думаете сами, почему режиссер выбрал именно вас?

- Не знаю, но я благодарен судьбе, что сыграл в этом фильме. Моя роль для меня - символ мужества. И задействованы в ленте такие сильные актеры, как Мурат Раджабов, Леонид Неведомский, Любовь Виролайнен.

 

- А с кем еще из знаковых актеров вам приходилось сниматься?

- В том же «Динозавры ХХ века», где у меня главная роль, играли Коренев, Армен Джигарханян, Борис Химичев, Леонид Кулагин, Лев Дуров. Кайф - иначе не назовешь! Конечно, не могу сказать, что все они мои близкие друзья. Мы актеры: сегодня - здесь, завтра - там. Кино закончилось, разъехались, как после смены в детском лагере, но если встречаемся - приятно увидеться вновь.

 

- Вы много снимаетесь за рубежом. Где работать интереснее: в узбекских, российских, казахских проектах? 

- Не буду пафосно рассуждать о Родине и патриотизме, но только в своей среде я чувствую себя хорошо. И только тема жизни нашего края мне особенно близка. А работать с удовольствием можно везде.

 

«Лучше бы Высоцкого не снимали»

 

- Понравилось ли вам сниматься в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»?

- Мой персонаж - исполнитель, который действовал по команде. Вот у Смолякова роль - это да. Я тоже на нее пробовался, но утвердили его.

 

- Дайте свою оценку этому фильму.

- Скорее назвал бы его импровизацией, иллюстрацией, морем грима. На мой взгляд, его не надо было снимать вообще, ведь невозможно сыграть Владимира Высоцкого. Я вообще не люблю, если начинают кого-то копировать, тем более в данном случае. Когда начинают работать с образом такого знакового, исторического, я бы сказал, персонажа - причесывать, гримировать, лепить не человека, а какую-то куклу - это ужасно. И вроде он все делает правильно, культурно, без взрывов и резких эмоций. А где человек? Просто я видел Высоцкого в жизни, когда он приезжал в Ташкент на гастроли, мне есть с чем сравнивать. Нет, не общался с ним лично, но очень ценил. Расскажу, как попал на «Гамлета» в Москве. Билетов нет, пройти невозможно даже нам - практикантам театрального института, которым во всех театрах делали поблажки. Мы с другом нашли выход из положения - заходим в ресторан рядом с театром. Раздеваемся (дело было зимой), сдаем пальто в гардероб и остаемся в костюмах. Во время антракта открываются двери театра, и зрители выходят покурить. А когда народ возвращается обратно, мы с этой толпой пробираемся внутрь. Так, во втором акте мы уже были в зале. Конечно, Высоцкий весьма своеобразно играл Гамлета, но именно такой образ мне близок.

 

«Вас разве не посадили?»

 

- А теперь давайте поговорим о фильме «Близнецы». Эта картина в свое время сделала вас очень популярным, но и слухов породила немало…

- Я просто актер и исполнял свою роль, а скандальность в большей степени придумал сам зритель. После фильма начались такие разговоры и слухи, что с ума сойти было недолго. Например, еду в такси, и вдруг шофер спрашивает:

- Вы что, вернулись?

- Да я и не уезжал вроде…

- А вас разве не посадили?

- А с чего бы?

В общем, сами вообразили, сказали, поверили…

 

В 1990-х в узбекском кинематографе наблюдался упадок. Но мне повезло: в этот период я снимался в Турции и Южной Корее.

 

- Вы сегодня выходите на театральную сцену?

- С ней я расстался еще в 1998 году. Сейчас, правда, снова репетирую и пытаюсь вернуться - в кино стало неинтересно, нет хороших, интересных сценариев. А здесь пробую себя в новом амплуа. Пока идет читка, но мне кажется, что все получается. 

 

- Не планируете вернуться в «Ильхом»?

- В «Ильхоме» я работал с Марком Вайлем. А сейчас нет желания возвращаться туда: это уже не мой театр. Марк Яковлевич в свое время многое дал мне как режиссер. Сотрудничать с ним было очень тонко, деликатно и приятно. И сама сцена не где-то там, внизу, а прямо перед тобой. Ты вступаешь в прямой контакт со зрителем, общаешься с ним. Это крупный план, в котором нет места обману, - глаза в глаза. Я запомнил это навсегда.

 

- Расскажите немного о ваших близких.

- Супруга Сайёра тоже актриса, у нас три сына и дочь. Старший - механик, средний - геолог, младший готовится работать в сфере туристического бизнеса. Дочка трудится в клинике. Еще есть три внука. Может быть, кто-то захочет вырваться за рамки, как когда-то дед, ведь никто из детей не пошел по моим стопам…

 

- А если бы вам была дана вторая жизнь, что-нибудь изменили бы в ней?

-  Нет, я ни о чем не жалею, и мне нечего менять: судьба ко мне добра.

 

- Что бы вы хотели сказать нашему читателю?

- Надо жить и ценить свою свободу и возможность выбора. Только свободный, искренний, любящий и любимый человек может найти свое счастье.

 

Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА

19.05.№20

    Другие новости