Когда одна из типографий Ташкента получила заказ на десять подарочных открыток в форме алых сердечек, дизайнер немного удивился, поняв, что одно и то же стихотворное признание в любви с подписью заказчика адресовано десяти разным девушкам...
Так "продвинутый" парень решил отметить день святого Валентина, который благодаря массовой культуре почему-то считается праздником влюбленных.
Во многих магазинах и супермаркетах Узбекистана сейчас можно встретить кондитерскую и полиграфическую продукцию, стилизованные букеты цветов, плюшевые игрушки, духи, конфеты и даже канцелярские принадлежности в форме алых сердец. Неудивительно, ведь этот "праздник" уже давно превратился в своеобразную индустрию и не имеет ничего общего с какими-либо религиозными или культурными традициями народов мира.
Все началось во второй половине двадцатого века, когда западные компании, чей бизнес был связан с торговлей подарками, разработали новые меры по борьбе с традиционным февральским спадом продаж. На этот месяц не приходилось ни одного крупного праздника, поэтому все производители праздничной продукции несли большие убытки. Тут-то они и вспомнили о малоизвестном дне святого Валентина, который приходился на 14 февраля. Якобы этот святой был покровителем влюбленных... Всего за несколько десятилетий благодаря агрессивной рекламно-информационной кампании ежегодный февральский ажиотаж приобретения товаров в форме сердечек охватил толпы бездумных покупателей, которых ни сам святой Валентин, ни история этого "праздника" мало интересуют.
Между тем, как утверждают специалисты, одним из прообразов стилизованного символа сердца стал лист плюща, который в эллинистической культуре имел много значений. Среди прочих он был не только, так сказать, визитной карточкой древнегреческого бога виноделия и пьяного угара Диониса, но и эмблемой «домов терпимости».
Несмотря на то, что приверженцы дня святого Валентина как праздника утверждают, что он был учрежден в честь христианского святого, жившего во времена Римской империи, до сих не найдено никаких доказательств его реального существования. Ученые и теологи сходятся во мнении, что сам Валентин является собирательным образом созданным на основании жизни трех христианских святых, имевших одно имя - Валентин и живших в первом веке нашей эры. Все эти святые по отдельности почитаются христианами, а вот их собирательный образ Валентин - покровитель влюбленных не признается ни одной из христианских церквей. Не имея своей реальной истории, вымышленный Валентин оброс множеством противоречащих друг другу легенд и мифов.
По одной из версий, день святого Валентина был нужен церкви, чтобы вытеснить древнеримский языческий праздник в честь выкормившей своим молоком считавшихся основателями Рима братьев Ромула и Рема волчицы. Однако этот день начал приобретать хоть какую-то известность только в XIX веке в Великобритании. Позднее праздник стали отмечать в США.
Посредством массовой культуры, в основном за счет низкопробной кинопродукции, незатейливые и бездумные традиции дня святого Валентина, не имеющие ничего общего с настоящими глубокими чувствами любви и душевной привязанности, активно насаждаются по всему миру, в том числе, к сожалению, и в Узбекистане, в сознание общества. Ведь подобное отношение (вспомним "влюбленного", отправившего признание в любви десяти разным девушкам!) глубоко чуждо нашему народу, национальными ценностями которого испокон веков остаются добропорядочность, святость института брака и семьи, искренняя, взаимоуважительная любовь и забота.
В настоящее время во многих странах ведется борьба с этим доморощенным "праздником" как с потенциально опасным явлением чуждой культуры. Например, в России, где против этого праздника выступает духовенство, в последнее время значительно снизилась его популярность и он стал исключительно молодежным, предоставляющим лишний повод для не всегда пристойных заигрываний, распущенности и "дружеских посиделок", нередко заканчивающихся пьяными выходками. Не встретили радушно новый "праздник" и в других странах СНГ, где против него выступают деятели культуры и искусства, а также представили всех религиозных конфессий.
Как правило, деструктивные, направленные против высокой нравственности и духовности идеи облекаются в привлекательную обертку, за которой сложно рассмотреть их пагубное воздействие. В первую очередь, подобные псевдокультурные явления представляют угрозу для еще не окрепших сознания и души молодых людей.
В Узбекистане ведется широкомасштабная работа, нацеленная на воспитание гармонично развитого молодого поколения - надежды и опоры страны, ведущей силы ее завтрашнего дня, способной принять на себя ответственность за дальнейшее развитие и процветание Родины. И одной из важнейших составляющих этой работы являются меры по защите молодежи от негативного влияния массовой культуры, глубоко чуждой менталитету нашего народа.
Содик Адизов