Согласно постановлению Кабинета Министров, в Узбекистане создана Государственная инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ, которая в своей деятельности подчиняется непосредственно правительству.
Основными задачами инспекции являются:
- осуществление контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством дорожных объектов;
- внесение предложений и участие в совершенствовании нормативной документации в области технического регулирования в сфере организации контроля за соблюдением градостроительного законодательства в части дорожного строительства;
- проведение работ по стандартизации и сертификации дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций.
Согласно утвержденной структуры инспекции, за качеством дорожно-строительных работ в Республике Каракалпакстан, областях и в г.Ташкенте на постоянной основе будут следить 26 государственных инспекторов, сообщает Госкомитет по автомобильным дорогам.
Отметим, ранее в интервью "Народному слову" специалисты озвучили причины высокого износа дорожного покрытия в Узбекистане. Так, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог Аслиддин Уроков отметил, что срок службы дорожного покрытия зависит от категории автодороги, интенсивности движения, качества покрытия и других факторов.
В частности, не всегда соответствуют качеству дорожно-строительные материалы. В нашей стране в основном используется асфальтобетонное покрытие. Один из его основных компонентов — битум. В нашем регионе при резкоконтинентальном климате, на жарком солнце такое покрытие размягчается и может деформироваться под колесами автомобилей, особенно большегрузных.
Также согласно нормативам 1995 года стандарты строительства дорог были рассчитаны с учетом, что предельная нагрузка на ось должна составлять 10 тонн. В 2007 году документ был обновлен, и теперь максимальная нагрузка на ось составляет 13 тонн. Поэтому практически вся существующая дорожная сеть рассчитана по старым нормативам — от 6 до 10 тонн, в зависимости от категории дороги. С 2011 года начали реконструкцию дорог, в основном международного значения, по новым, усовершенствованным нормативам, но полностью вся инфраструктура еще не охвачена. А в современном транспортном потоке уже выделяются такие автомобили, нагрузка у которых на ось превышает 13 тонн. Такие авто и разрушают дороги, которые просто не выдерживают нагрузок.
По словам старшего специалиста отдела капитального ремонта дорог при Главном управлении благоустройства столичного хокимията Мохира Турапова, при ремонте на многих дорогах специалисты не могут перекрывать движение на время, достаточное, чтобы асфальт, как говорится, схватился. Бывает, что по свежеуложенному асфальту практически сразу же начинают ездить автомобили или еще хуже — грузовики, что, по его словам, вызывает деформацию покрытия. Присутствует и человеческий фактор. Чтобы, скажем, ямочный ремонт дорог оказался действительно качественным, необходимо открыть так называемый замок, то есть неровности ямы выбить по форме квадрата. Затем следует его продувка, чтобы «заплатка» укладывалась на подготовленное основание. Но не все ремонтники соблюдают установленные технологии, и свежезаделанная яма вновь появляется под колесами чуть ли не на следующий день. Еще одним фактором являются некачественные материалы, предлагаемые поставщиками.