ГлавнаяЭто интересно

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О ВЫЖИВАНИИ

Изрображение 'УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О ВЫЖИВАНИИ'

Многие наверняка знакомы с книгой Даниэля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...», рассказывающей о человеке, который 28 лет прожил на необитаемом острове. Однако не все знают, что в истории героя описана судьба реального моряка - боцмана корабля «Сэнк пор» Александра Селькирка, испытавшего подобное приключение. Более того, в мире известно много случаев, когда люди становились Робинзонами - как вынужденно, так и абсолютно добровольно.

Расплата за любовь

Лавры первого известного в истории Робинзона принадлежат, как ни стран­но, девушке. Ее звали Маргарита де ла Роско. Она находилась на корабле, который в 1542 году плыл в сторону американского континента. Маргарита находилась на судне вместе с дядей (по другим сведениям, со старшим бра­том), который мог быть хозяином кора­бля - во всяком случае, команда вы­полняла его распоряжения. За время путешествия девушка завела роман с одним из попутчиков. Дяде (либо стар­шему брату) это не понравилось на­столько, что он распорядился высадить обоих на Острове Демонов, который, как считалось, находился недалеко от Ньюфаундленда. Вместе с парой возлю­бленных на острове был оставлен слуга девушки. Неизвестно, как долго люди находились там, но за этот период Марга­рита родила ребенка, который умер от недоедания. Слуга и молодой человек девушки также скончались. Маргарита осталась одна. Позже ее случайно обнаружили и спасли испанские рыбаки. Об этой исто­рии стало известно королеве Испании, которая осыпала Маргариту богатыми подарками. Остров Демонов сейчас называется Островом Харрингтона, там есть Пещера Маргариты, являющаяся местной туристической достопримеча­тельностью.

Прототип Робинзона Крузо

Александр Селькирк, ставший прототи­пом героя книги Дефо, в 1704 году попал на необитаемый остров не из-за гибели судна, а по причине вздорного характе­ра. 27-летний боцман корабля «Сэнк пор» не пожелал подчиняться капитану. Ссора вспыхнула у острова Мас-а-Тьерра, и раз­бушевавшийся Александр сам потребо­вал высадить его на берег.

Ему оставили топор, ружье и запас пороха. Селькирк сначала питался мол­люсками, но со временем обнаружил на острове диких коз, на которых стал охо­титься. Позже Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он нашел на острове репу, капу­сту, перец, а также некоторые ягоды.

Селькирк построил себе две хижины. Его запасы пороха подошли к концу, и он был вынужден охотиться с помощью сил­ков. Когда его одежда стала изнашивать­ся, он сшил новую из козьих шкур.

Чтобы не забыть английскую речь, Селькирк читал вслух Библию. По его воспоминаниям, не потому что был на­божным человеком - просто хотел хоть иногда слышать человеческий голос.

Селькирка спасло случайно при­плывшее в это место английское судно «Герцог», капитан которого назвал Алек­сандра губернатором острова. Всего Селькирк прожил в одиночестве четыре года и четыре месяца.

Возвратившись к людям, он часто рас­сказывал о своих приключениях. Однако на суше долго оставаться не стал и вновь поступил на службу в королевский флот. Согласно записям в судовом журнале, 13 декабря 1721 года он умер от лихорадки и был похоронен в море у берегов Запад­ной Африки.

В 1966 году остров, на котором он ока­зался, переименовали в остров Робин­зон-Крузо, а соседний клочок суши, куда моряк так и не добрался, получил назва­ние Александр Селькирк.

133 дня в Атлантике

Не всем Робинзонам удалось добрать­ся до своего острова. Интересна история китайского стюарда по имени Пун Лим.

Он родился в 1918 году и в годы Второй мировой войны служил на британском торговом корабле, который шел из Кей­птауна в Суринам. 23 ноября 1942 года корабль атаковала немецкая подводная лодка. В результате торпедной атаки суд­но пошло ко дну, и Лим был единствен­ным членом экипажа, которому удалось выжить. Он успел надеть спасательный жилет и оказался в воде. Через два часа плавания Лим нашел спасательный плот, оставшийся от затонувшего корабля. На его борту находился стандартный набор для чрезвычайных ситуаций - банки с пече­ньем, 40 литров питьевой воды, шоколад, дымовые шашки, ракетница и электриче­ский фонарик. Все это очень пригодилось Лиму, хотя он даже не представлял, сколь­ко еще времени ему придется плавать в открытом океане.

Запасы провизии и воды быстро закон­чились. Пун Лим стал собирать дождевую воду, используя тент плота, а также соору­дил нехитрые приспособления для ловли рыбы. Провода из фонарика он превра­тил в рыболовные крючки, конопляные волокна веревки использовал как леску.

Кстати, плавал Лим очень плохо, поэ­тому во время рыбной ловли на всякий случай привязывал себя к плоту.

Для разделки рыбы он использовал са­модельный нож, изготовленный из жести консервной банки, - после чего вялил рыбу на веревке, натянутой над плотом.

Когда к плоту Пуна подплывали акулы, он не боялся, а видел в них возможную добычу. Лиму даже удалось поймать одну, используя в качестве приманки собственную руку с намотанным на нее куском ткани, - и, предварительно оглу­шив, втащить акулу на плот.

Однажды сильный шторм унес все на­копленные запасы рыбы и воды. Еле жи­вому Лиму повезло - он сумел изловить птицу и напиться ее крови.

Только через пять месяцев после кру­шения судна, на котором работал Пун Лим, течение принесло его к берегам Бразилии. Его доставили в госпиталь, где он пробыл две недели. Оказалось, что Пун потерял девять килограммов веса, но в остальном не получил ни царапины. Позднее он вернулся в Британию, а история его путешествия вошла в англий­ские учебники по выживанию на воде.

Когда Пуну сообщили, что никто ранее не продержался на воде так долго, Лим ответил:

- Я надеюсь, что никому и никогда не придется побить этот рекорд.

Кокосовая диета

В августе 1943 года в роли Робинзона на шесть дней оказался будущий прези­дент США 26-летний Джон Кеннеди, слу­живший капитаном торпедного катера РТ-109. Его судно проводило разведку вблизи Соломоновых островов - и было атаковано японским эсминцем. Катер затонул, двое моряков погибли, еще двое получили тяжелые ранения. Они, а также остальные восемь членов экипажа ока­зались в воде. Найдя среди обломков несколько деревянных балок, которые использовались для крепления пулемета, моряки соорудили плот, куда посадили раненых. Пять часов они плыли в океане - и в итоге добрались до необитаемого клочка суши с названием остров Изюмного Пудинга.

На нем не было пищи и питьевой воды, несколько суток морякам при­шлось питаться только кокосами. Спа­слись они благодаря будущему президен­ту: Кеннеди приказал нацарапывать на скорлупе кокосовых орехов послания с просьбой о спасении и указанием коор­динат - и бросать их в море. Через шесть дней одно из таких писем попало в руки новозеландским морякам, которые при­были на помощь.

Отмечая роль Кеннеди в сохранении жизни людей и спасении раненых, аме­риканское командование наградило его орденом «За отвагу». Впоследствии остров Изюмного Пудинга получил вто­рое название - остров Кеннеди.

Рай в одиночестве

Обычно люди попадают на необитае­мый остров или в открытое море в силу неблагоприятных обстоятельств. Но есть и исключения.

Житель Новой Зеландии Томас Нил со­знательно хотел жить в полном одиночест­ве на необитаемом острове. В 1952 году мечта исполнилась - судно «Махуранджи» высадило его вместе с двумя котами и большими запасами еды на атолл Суворо­ва (один из группы островов Кука в Тихом океане). До Второй мировой войны здесь жили люди, поэтому Томас обнару­жил здесь много одичавших свиней и кур. Он построил себе жилище и жил так, как ему хотелось, на протяжении двух лет вы­ращивал овощи, сделал загон для свиней и кур, отремонтировал забытую на остро­ве лодку.

В 1954 году Нил добрался до острова Раротонга (из той же группы островов Кука) и обратился к докторам с жалобами на артрит. В 1960 году, после курса лече­ния, он вернулся на свой атолл Суворова и прожил там еще четыре года. Затем сно­ва прошел терапию, затянувшуюся на несколько лет. Третий этап его «робин­зонады» проходил с 1967 по 1977 год, после чего экипаж случайно прибывшей к острову яхты обнаружил Томаса Нила в крайне тяжелом состоянии. Оказалось, что у него рак желудка. Томас умер через восемь месяцев. А написанная Нилом автобиографическая книга «Остров для себя» сразу стала бестселлером.

50 000 000 долларов за остров

В 1962 году англичанин Брендон Гримшоу, бывший газетный редактор, купил небольшой островок Майенн в полмили шириной, расположенный на Сейшелах. Покупка обошлась Брендону в восемь ты­сяч фунтов стерлингов. Здесь он прожил 50 лет - вплоть до своей смерти в 2012 году в возрасте 86 лет.

У Брендона был добровольный по­мощник из числа аборигенов Сейшель­ских островов - Рене Лафортен. Но он приезжал на остров периодически, в то время как Гримшоу жил здесь, никуда не отлучаясь.

За несколько десятилетий Гримшоу и Ла­фортен своими руками посадили 16 тысяч деревьев и оборудовали пять километров тропинок. Им удалось привлечь на остров 2000 видов птиц и завести больше сотни гигантских черепах, которые в остальном мире находились на грани вымирания.

Заброшенный клочок земли превратил­ся в настоящий рай. На когда-то пустын­ном маленьком острове сейчас пред­ставлены две трети фауны Сейшельских островов.

В 2007 году Лафортен скончался, и Гримшоу остался на острове совсем один.

Принц Саудовской Аравии предложил ему за Майенн 50 миллионов долларов, но Брендон отказался. Он хотел, чтобы остров стал национальным парком, ко­торый может посетить каждый. И в 2008 году добился своего: остров действитель­но получил статус национального парка Республики Сейшельские Острова.

Подготовил Анвар ГАЗИЕВ

Другие новости