ГлавнаяКультура

БАХТИЯР ИХТИЯРОВ: ДЖЕНТЛЬМЕН СВОЕЙ УДАЧИ

Изрображение 'БАХТИЯР ИХТИЯРОВ: ДЖЕНТЛЬМЕН СВОЕЙ УДАЧИ'

Одни актеры работают на славу и популярность, другие об этом и не думают. Они просто проживают свои роли, которые зритель любит и запоминает на всю жизнь. Именно к таким артистам относится Бахтияр Ихтияров, сыгравший более 60 киноперсонажей, а уж сколько в театре - и говорить не приходится. «Бахтияр-ака - человек открытой души и доброго сердца, поэтому видеть его на экране - одно удовольствие», - приходят в нашу редакцию отзывы об этом чудесном актере. А он скромно продолжает делать свое светлое дело - дарить людям сказку.

Справка «Даракчи плюс»

Бахтияр Ахмедович Ихтияров родился в 1940 году в Бухаре. Окончил факультет актера музыкальной драмы, а позже - режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского (ТТХИ) (сегодня Государственный институт искусств и культуры Узбекистана - прим. ред.). Работал актером в Бухарском областном театре музыкальной драмы и комедии им. Садриддина Айни, актером и режиссером в Узбекском государственном музыкальном театре им. Мукими. А с 1976 года был главным режиссером и актером театра «Ёш гвардия».

Бахтияр Ихтияров начал сниматься в кино с 1962 года и создал свыше 60 прекрасных, запоминающихся образов в картинах разных стран - болгарских, таджикских, югославских, афганских. Сегодня он делится своими знаниями и актерским опытом с молодым поколением.

- В моей творческой жизни всегда мирно сосуществовали как кино, так и театр. Я много лет прослужил актером в Узбекском государственном музыкальном театре им. Мукими и сейчас тружусь там же, являясь режиссером, работаю с молодежью как педагог. Рад, что нахожусь в любимых стенах, ставших родными за долгие годы.

- Ваш приход в искусство был предопределен? Ведь вы выросли в творческой семье…

- Мама - очень музыкальный человек, хоть и посвятила всю жизнь дому, семье. А отец - Ахмед Ихтияров - профессиональный музыкант, композитор, заслуженный артист Узбекистана, одно время был главным дирижером театра музыкальной драмы и комедии им. Садриддина Айни. Когда знаменитые актеры, режиссеры и другие творческие личности приезжали в Бухару, отец обязательно приглашал их в гости. Но при всей любви к искусству он не хотел, чтобы я пошел по стезе искусства, видел меня солидным человеком.

- Отец держал детей в стороне от творческой жизни?

- Нет, нас с раннего детства приобщали к искусству, мы часто бывали у отца в театре, когда он работал там дирижером. Потом главным режиссером здесь стал Равиль Батыров, снявший впоследствии много таких прекрасных фильмов, как: «В 26-го не стрелять», «Яблоки сорок первого года», «Великолепный мечтатель»… С его появлением начали ставить Достоевского, Островского, Шекспира. Именно от него я узнал, кто такой Станиславский, что в Москве есть театр им. Вахтангова, а в Ташкенте играют замечательные актеры. И я смотрел и видел, что такое искусство. Так им и «заразился».

Дебют

- Как произошла ваша встреча с большим кинематографом?

- Когда в 1958 году открылся факультет музыкальной драмы в ТТХИ, меня пригласили туда учиться. Я приехал в столицу и на второй год уже работал в театре им. Мукими, знал наизусть все спектакли, и если кто-то из актеров болел, мог заменить его на сцене. В 1960-м меня пригласили попробовать пройти кастинг в фильм «Над пустыней небо» Дамира Салимова. Все получилось, и мне досталась роль Бахтияра. Потом в мою творческую копилку добавилось еще несколько эпизодов в картинах. И однажды все круто изменилось. Я проходил по коридору киностудии, меня остановил незнакомец и спросил: «Ты Бахтияр?». Я кивнул. Тогда он сказал: «Я собираюсь снимать музыкальный фильм «Где ты, моя Зульфия?». Если пройдешь пробы, получишь хорошую роль». И ушел. А я подозвал парня, стоящего поодаль: «Кто это?», кивая вслед уходящему незнакомцу. Тот удивленно ответил: «Ты что, не узнал? Это же Али Хамраев!». Пробы я прошел, и, когда лента вышла на экраны, проснулся знаменитым.

Вечный оптимист

- Вы создали множество образов в кино. Есть такие, которые стали особенно дороги?

- У меня нет персонажей, к которым бы я относился трепетно. В молодости вообще стеснялся смотреть фильмы со своим участием, потому что красавцем себя никогда не считал. А сейчас, когда старею, радуюсь таким картинам: «Все-таки хорошо, что снимался: могу увидеть себя, молодого, полного сил и здоровья». Наверное, поэтому каждый образ все же по-своему дорог.

- Вы считаете комедию самым близким жанром?

- Я не отдаю предпочтения тому или иному жанру или амплуа, потому что настоящий актер в моем представлении должен уметь вживаться в любой образ. Хотя нельзя не признать, что после выхода на экраны художественного фильма «Где ты, моя Зульфия?», меня стали воспринимать как комедийного актера. Еще одна большая моя работа - картина «Седьмой джинн» - тоже создала определенное амплуа вечного оптимиста. А ведь это вовсе не комедия - просто сказка, но с глубоким смыслом.

- А как в вашей жизни появились сказки?

- Еще в детстве мы с ребятами собирались вокруг соседского деда-гиждуванца, чтобы послушать, как он рассказывает сказки. Мы сидели, затаив дыхание и приоткрыв рты. Во время повествования он превращался то в джинна, то в змею, то в пери - говорил и пел на разные голоса и лады. Это был великий талант, только поняли мы это гораздо позже - когда повзрослели. Его сказки произвели на меня огромное впечатление, которое я пронес через всю жизнь.

Несостоявшийся Василий Алибабаевич

- Жалеете ли вы о чем-либо сегодня?

- Да, есть такой момент. Меня пригласили в Москву, дали прочитать сценарий «Джентльменов удачи», затем сняли фотопробы. Георгий Данелия искал актера на роль Василия Алибабаевича, пересмотрел человек 50, а когда я появился - тут же отпали все сомнения. Режиссер сразу понял - перед ним тот самый Василий Алибабаевич - и утвердил меня. Да и Леонов сразу ткнул пальцем в фото и сказал: «Вот он, Вася!», а потом Крамаров: «Да, да, наш Вася!». И тут я задумался: как быть? У меня в Ташкенте четыре роли! Руководство предупредило: «Бахтияр, если ты уедешь, придется менять график съемок, и мы все на тебя обидимся». Я снова прилетел в Москву к Данелии. Он покачал головой и предупредил: «Бахтияр, ты ведь понимаешь, что попадешь на всесоюзный экран? Тебя узнает вся страна. Подумай!». Но я не мог подвести людей, с которыми работаю столько лет, играю на одной сцене и киноплощадке. Выходит, не судьба была.

Тандем с хвостатой актрисой

- Не будем о грустном! Наверняка в вашей жизненной копилке есть и веселые истории.

- Знаете, я вообще в жизни ничего не боюсь, кроме… кошек. Почему? Да потому, что у нас в доме всегда были птицы, и сейчас мы с женой держим канареек. В детстве в родительском доме жило много цыплят, которых повадились воровать дикие кошки. Отец попросил меня охранять от их нападок птиц. Выследил я одну хищницу, зашел за ней в амбар, а она как… бросится на меня! Я отмахиваюсь от нее, а она прямо так и норовит вцепиться в горло (смеется). Наконец, кошке удалось улизнуть - выскочила через дыру в стене. Вот после этого я их боюсь! А тут, представляете, для съемок фильма режиссер Равиль Батыров привез из Москвы… дрессированную кошку. И знаете, она слушала всех, кроме меня, - чувствовала мой страх. Тогда нам устроили «притирку»: подселили хвостатую актрису ко мне в гостиничный номер. И мы действительно привыкли друг к другу, эта кошка меня просто покорила. Да и сыграла прекрасно. Кстати, если я за роль получал 50 рублей, то она - 150. И было за что: животные не притворяются в кадре. А в творчестве это - главное.

- Вы играли в фильме «Радуга семи надежд» человека, который занимается гончарным искусством. Чему еще научились за период работы в кинематографе?

- Да, как сейчас помню: целых два месяца мы с актером Мурадом Раджабовым учились гончарному мастерству у мастера из Таджикистана. Вообще мои роли дали мне много навыков: я неплохой водитель, езжу верхом, отлично бегаю, умею стрелять... Надо сказать, мой отец - охотник. Во время военной подготовки на одном из минаретов Бухары я подстрелил голубя с 500-600 метров. А вот с техникой не дружу, даже телефон мобильный для меня весьма сложное устройство. Иногда сын придет, что-то подскажет, но все зря (улыбается).

О профессионализме

- Вы воспитали много молодых актеров. Что можете пожелать тем, кто сегодня только начинает творческий путь?

- Если хочешь стать актером, надо отказаться от многих жизненных радостей - отдыха, любимых привычек, хобби. Можно считать себя профессионалом, когда осознаешь, что театр тебя принимает, когда наслаждаешься игрой. Для начала научись делать то, что сказал режиссер, ибо он чувствует всю архитектуру фильма, а свое видение роли предлагай потом.

- Что, по-вашему, главное в жизни?

- Умение делать свое дело с любовью, относиться к людям по-доброму, искренне и честно. Если каждый человек научится этому, мир расцветет и превратится в сказку для любого из нас.

Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА

Другие новости