В этом году парламент страны принял поправки в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, согласно которым усиливается уголовная ответственность за доведение до самоубийства. Одной из причин для ужесточения за подобное преступление стала и проблема семейного насилия, которая сегодня довольно остро стоит в Узбекистане. И пока у нас нет отдельного закона против насилия в семье, домашние тираны будут наказаны согласно общей уголовной ответственности. И отрадно, что в Узбекистане уже появляются такие прецеденты.
- Наше ННО вот уже почти 17 лет работает в направлении защиты прав женщин, в том числе в сфере семейных и супружеских отношений, - рассказывает руководитель Центра защиты женщин Бухарской области Мавлюда САЛИХОВА. - В течение года в среднем к нам обращается до 500 женщин именно по проблеме домашней тирании. И только в 2017-м нам удалось довести прецедент подобного рода до судебного разбирательства: мужа-негодяя, который довел жену до самоубийства, осудили на 7 лет. Повторюсь, несмотря на печальный повод, это наша маленькая победа, потому что до этого виновным, увы, все сходило с рук. И наше первое достижение еще раз свидетельствует об изменениях в обществе, инициируемых нашим Президентом, который, большая ему за это благодарность, ратует за права женщин.
В ЧЕМ ПРИЧИНЫ?
- С какими вопросами чаще связана тема насилия в семье?
- Чаще всего с мужской агрессией: муж избивает жену за малейшие промахи и недостатки. Нередко к этому подключается свекровь. Они влияют совместно, доказывая, что невестка - плохая хозяйка, жена, мать. Бывает, что супруг ведет себя так, идя на поводу у матери, клана. Они поощряют агрессию, потому что хотят, чтобы невестка исправно служила, не требовала благ, не имела права голоса. Если родители у нее обеспеченные, то, конечно, могут вмешаться и забрать свою дочь. А если небогатые? Забирать некуда? Тогда несчастной одна дорога - на улицу. Или жить и терпеть. Часто женщины, когда чувствуют, что нет выхода, совершают суицид, так как считают, что это единственное спасение от боли и унижения. Таких прецедентов сегодня немало, их количество, к сожалению, растет. Причем во всем мире.
- Какие социальные слои наиболее подвержены этой проблеме?
- В регионах, конечно, таких случаев больше. Как правило, мужчины-агрессоры довольно молодые - от 25 до 50 лет. И, как правило, представители необеспеченных семей: играет роль материальная неудовлетворенность, подсознательный комплекс неполноценности у мужчины, который не может прокормить детей и жену. Есть и такие, что выросли в состоятельных семьях, просто такова их природная сущность - склонность к жестокости.
КАКОЙ ВЫХОД?
- Расскажите, как вы сегодня решаете эти вопросы?
- Самое страшное, что в обществе это считают нормой. Пожимают плечами: «Ну, бывает». Да и сама государственная политика еще слабо развивается в этом направлении. Если нет закона о домашнем насилии, что предъявить насильнику? Как к нему подобраться? В итоге убийца остается без наказания. А откровенное издевательство процветает.
Мы работаем с 1999 года и серьезно изучали этот вопрос. В чем нуждается сегодня женщина? Как мы можем прийти ей на помощь? Мы начали с психологической помощи, выслушивали, объясняли, как надо бороться, успокаивали. Организовали юридическую поддержку, разъясняя жертвам, что они защищены государством. Когда стали объяснять, что женщина имеет определенные права - развестись, подать в суд за нанесенные увечья, стали получать ответы: «Я боюсь». Женщины начали опасаться того, что муж убьет прямо в зале суда. Тогда мы стали предоставлять адвоката, который отстаивал их права. И сегодня можем сказать, что таким образом помогли более 100 женщинам. Они малообеспечены и нанять адвоката не имеют возможности. При этом мы заметили, что после подачи в суд нередко случаи насилия увеличиваются. Мужчина начинает преследовать свою жертву, требовать, чтобы забрала заявление, угрожать. Некоторые регионы, я знаю, открыли шелтер*, где такая женщина может укрываться до четырех месяцев, чтобы насильник не мог найти ее до судебного разбирательства. После развода помогаем определить детей в сад, а женщинам - обрести профессию и найти работу.
- То есть все подобные случаи заканчиваются разводом? Нет ли примеров успешного разрешения ситуации, примирения мужа и жены?
- Есть, расскажу недавний случай и горжусь тем, что мы в этой истории сыграли не последнюю роль. Женщина пришла и пожаловалась, что муж плохо относится, не способен даже спокойно разговаривать - кричит, грубит, оскорбляет. Ей и ее маленькой дочери помогли укрыться. Но прошло несколько месяцев, и дочка внезапно заболела. Они попали в инфекционную больницу. Там их случайно увидел кто-то из родственников мужа, и он примчался в тот же день. Но каким он стал? Говорит - искал, измучился, звал домой. И ни одного грубого слова. После больницы они вместе вернулись в семью. Позже она зашла в Центр вместе с супругом.
- Я не зверь, - сказал он сотрудникам, - просто многого не понимал, хотел жить, как большинство моих знакомых. Чтобы видели, что я руковожу семьей, и никто мне слова поперек не скажет. А тут почувствовал, что теряю своих любимых, родных людей и понял, что виноват. Я все осознал.
Сейчас пара ждет второго ребенка. В этом случае все закончилось хорошо. Есть чем гордиться.
Свое мнение по теме высказала консультант по психотерапии Министерства здравоохранения РУз, директор Молодежного центра доверия г. Ташкента Шахноза КУРБАНОВА:
- Наш центр создан согласно правительственному плану действий по профилактике суицида, к которому, женщин, увы, чаще всего ведет именно бытовое, домашнее насилие. Неважно, кто является «мотиватором» такого поступка - супруг или свекровь. Насилие может быть не только физическим, но и психологическим. К нам обращаются те, кто совсем отчаялся и не в силах больше терпеть. И даже в этой ситуации все равно боятся - потому что узнает муж, и будет хуже. Мы стараемся находить родственников, собираем свекровей, невесток, разбираем случаи. Чаще всего мы не стремимся инициировать развод, но иногда другого выхода нет.
- С какими вопросами чаще всего связаны сцены насилия?
- К невесткам с первого момента относятся, как к обслуживающему персоналу. Бывает, золовки, родители мужа даже поднимают руку на беременную сноху. Нередко здесь замешана измена со стороны супруга, обзаведение им второй семьей.
Почему не могут вернуться домой? Наверное, здесь играет роль менталитет. Стыдно: а что скажут в махалле? Есть еще и отцы, которые сами отправляют дочерей обратно, чтобы семью не позорила. Поэтому обращаются в службу анонимно, просят, чтобы никому ничего не говорили. Мол, окажите психологическую помощь - и все. И еще одна проблема - материальное положение. Идти некуда, работы нет, а она с детьми. Для ее родителей это нередко чрезмерная нагрузка. Вот и вынуждена терпеть. А ведь некоторые женщины порой сносят издевательства просто потому, что имеют достаток. Главное - чтобы материально обеспечивал.
- Бывали ли случаи, когда подобные конфликты приводили на скамью подсудимых настоящего виновника?
- У нас был случай, когда муж откровенно изменял прямо на глазах у жены, издевался, подбивал на суицид. Женщина хотела не только сама покончить счеты с собой, но и лишить жизни двух малолетних детей. Мы вовремя отреагировали. Сейчас ее супругом занимаются соответствующие службы. Будем надеяться, что от ответа он не уйдет.
- Расскажите об отдельных случаях семейного насилия, с которыми вы столкнулись. Как вы решали эти конфликты?
- Что же касается отдельных ситуаций, то нередко приходится прибегать к различным тактическим приемам, чтобы защитить женщину от агрессии второй половины. Например, был такой случай…
Ее избивали всей семьей. Свекровь, золовки, муж. Добивались одного - беспрекословного подчинения, упорно вырабатывали комплекс неполноценности. Она долго боялась, скрывала от всех побои и слезы. Наконец, не выдержала. Кто-то случайно рассказал про Центр помощи женщинам. И она решила обратиться - тихо, чтобы семья не знала. Ее выслушали, посоветовали подать на развод. Она сперва испугалась, но потом согласилась. К сожалению, ничто не могло помочь. Ситуация, при всех наших стараниях сохранить семью, не менялась. Мы помогли ей, оформили развод, пройдя обучающие курсы, она устроилась работать в швейный цех. Сейчас ее жизнь потихоньку налаживается.
Вообще, я считаю, что при создании новой семьи. Помимо других медицинских специалистов, всем (включая родителей будущих супругов) стоит проходить беседу с психологом.
Наш центр создан, чтобы поднять эту проблему, дать женщинам понять - защищать свое женское достоинство - не стыдно. Как и обратиться за помощью - человеческой, правовой, психологической... В этой жизни надо кому-то доверять.
Комментирует заместитель председателя Комитета женщин Республики Узбекистан Гульнара МАРУФОВА:
- В законодательстве нашей страны четко определены противодействия домашнему насилию и ущемление прав человека. Не стоит забывать, что сегодня, в век глобализации, когда нравственные устои меняются, теряются семейные ценности, к сожалению, не избежать возникновения и даже роста домашнего насилия. Но в Узбекистане над данной проблемой работают, стараясь ее свести до минимума. Для этого создаются кризисные центры, куда может обратиться любая женщина, где ей окажут психологическую и юридическую помощь, обучат ремеслам, поддержат в стремлении найти свое место в жизни.
Но семейные проблемы рано или поздно касаются каждого. И надо учиться находить баланс между детьми и родителями, молодоженам и пожилыми людьми, мужем и женой. И не опираться в своих отношениях исключительно на негативные факторы. Именно для их предотвращения у нас в республике среда объявлена Днем примирения. В этот день мы работаем с проблемными семьями. Кроме того, в каждой махалле есть примирительные комиссии, в которые привлекаются женщины, умудренные опытом, у некоторых из них - несколько невесток, но все они живут мирно, на основе взаимопонимания. Порой из-за пустяка у молодых могут возникнуть обиды друг на друга. И только мудрые женщины знают, как можно примирить стороны. Но, конечно, если проблема связана с алкоголизмом, здесь уже идет другая работа. Тогда задействуют правоохранительные органы, призванные помочь наладить в семьях нормальную обстановку, которая не калечила бы в первую очередь детскую психику.
Проблема семейного насилия, к сожалению, есть не только в нашей стране. Любое государство сталкивается с этим позором и болью. И лучшая борьба - обмен опытом. Сегодня мы изучаем международный опыт противодействия такому страшному явлению, учитываем законодательство каждого государства и вносим необходимое в наши программные документы. Надеемся, нам удастся изменить ситуацию и наладить хорошие, уважительные отношения во всех семьях Узбекистана.
* убежище для женщин, пострадавших от домашнего насилия.
Ольга ФАЗЫЛОВА