ГлавнаяКультура

К 85-ЛЕТИЮ ФИРУДИНА САФАРОВА: РЕЖИССЕР, ПРОФЕССОР, НОВАТОР

Изрображение 'К 85-ЛЕТИЮ ФИРУДИНА САФАРОВА: РЕЖИССЕР, ПРОФЕССОР, НОВАТОР '

17 ноября на сцене Государственного Академического Большого театра им. Алишера Навои была показана опера «Аида» Джузеппе Верди в постановке главного режиссера театра, народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии, профессора Государственной консерватории Узбекистана, выдающегося оперного режиссёра Фирудина Сафарова в честь его 85-летия.

Обычно, в честь юбилея своих актеров или режиссеров театры готовят концертные программы, но Фирудин Саттарович известный как режиссер новатор пожелал, чтобы театр подарил ему и зрителям одну из любимых своих постановок – оперу Дж. Верди «Аида».

Данный спектакль, первая премьера которого на сцене ГАБТ им. А.Навои состоялась в 1960 году, вернулся на сцену театра спустя 56 лет – в 2016 году именно в постановке Фирудина Саттаровича.

Перед началом оперы юбиляра горячо поздравили представители Министерства культуры Якуб Ахмедов и Мукаддас Ахмеджанова, художественный руководитель театра Эльдар Азимов, посол Азербайджана в Узбекистане Гусейн Гулиев зачитал поздравительное письмо от Министерства культуры и руководства Азербайджана, представители Азербайджанского культурного центра и азербайджанской диаспоры в Узбекистане. Все они в своих поздравлениях отметили, что данный вечер - не просто юбилей, это знаменательное событие дружбы двух народов – Узбекистана и Азербайджана и, что своим многолетним трудом Фирудин Саттарович делает то, что не всегда под силу дипломатическим миссиям - он объединят культуры.

И это действительно так. Фирудин Сафаров 41 год своей жизни отдал Государственному Академическому большому театру им. Алишера Навои. Будучи приглашенным сюда в 1977 году для постановки оперы «Пиковая дама», он получил предложение заступить на должность главного режиссера театра. Родился Фирудин Сафаров в 1933 году в Баку, окончил Азербайджанскую государственную консерваторию, затем - факультет оперной режиссуры Ленинградской государственной консерватории. Получив диплом, вернулся в родной Азербайджанский Государственный театр оперы и балета имени Ахундова, стал главным режиссером.

В творческом багаже Фирудина Сафарова - более 60 оперных спектаклей, десятки классических опер из сокровищницы мировой музыкальной культуры, оперы узбекских композиторов, а еще десятки праздничных концертов, том числе - в рамках "Дней литературы и искусства Узбекистана" в Азербайджане, России, Украине, Таджикистане. Он много лет преподавал оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана и сегодня 70 процентов его учеников – артисты театра. Многие из них начинали солировать на сцене ГАБТа, а сегодня покоряют сцены известных театров России, Италии, Германии, России, Австрии и других стран.

Незадолго до начала спектакля мы смогли побеседовать с юбиляром и задать ему несколько вопросов:

- Фирудин Саттарович, 85 лет это не маленький возраст! Расскажите о секрете своего долголетия. Что для вас является опорой в жизни и в творчестве?

- Опорой для меня, прежде всего, является моя семья. Если говорить о секрете долголетия, то его как такового нет. Скажу только, что на Кавказе многие являются долгожителями.К тому же моя мама прожила долгую жизнь – 88 лет, и я думаю, что у меня еще есть какие-то запасы. А двигаться вперед мне помогает мое творчество, которое я люблю, которым я живу, и без этого я уже не могу. Двигает меня вперед, прежде всего, зритель, которого я безмерно люблю, и ради которого я ставлю свои спектакли и посвящаю их зрителю. Все свои постановки я посвящаю зрителям.

- Подводили ли какие-то итоги в связи с такой датой?

- Подводить итоги можно в 60, 70, 80 лет. А в 85 уже думаю, что нет смысла этого делать. Все что мне отмерено, я проживу, служа народу и зрителю.

- Ощущаете себя на этот возраст?

- Нет. Ощущаю себя лет на 65, не больше.

- За вашими плечами уже довольно большой багаж постановок, концертных программ и т. д. Ставите ли сейчас перед собой какие-то цели?

- Действительно. Я поставил немало спектаклей, массовых, монументальных. Это мое хобби. Я люблю поражать и потрясать зрителя посредством именно таких спектаклей. И если мне это удается,то я очень благодарен зрителю. Поэтому цель -работать дальше и находить новые творческие решения.

- По профессии вы являетесь оперным режиссером. А чем для вас лично является опера?

- Опера – это моя жизнь. В ней я живу, занимаюсь творчество, в ней проходит вся моя жизнь.

- Каково ваше основное кредо, когда вы беретесь за новый проект?

- В первую очередь, когда я начинаю свою работу над той или иной постановкой, я всегда стараюсь найти что-то новое. Конечно,трудно это сделать с оперой, так как уже все оперы широко известны, много раз поставлены, но я, насколько способен это сделать, начинаю работу с чистого листа. Пока мне это всегда удавалось, потому что я хочу показать зрителю что-то новое.

- А как находите это «новое», ведь это наверняка занимает немало времени?

- Это нелегко. Перед началом каждого проекта я провожу колоссальную работу. Изучаю то, что было до меня, чтобы не повторяться, анализирую и в процессе этой работы, этого поиска нахожу совершенно новое решение. Я люблю жизнь, творчество. А если ты любишь то дело, которым ты занимаешься, то ты всегда найдешь на него время. Я не могу праздно проводить свое время – всегда нахожусь в поиске,ведь я должен искать, находить, потрясать своего зрителя.

- Опера «Аида», которую вы поставили на сцене театра в 2016 году, тоже имеет новизну?

- Могу сказать, что четыре года тому назад на сцену театра вернулся совершенно новый спектакль «Аида», с новым решением, несмотря на то, что тема остается прежней. Например, в первой картине не было никогда встречи Радамеса и Аиды. Я впервые в мировой практике ввел эту встречу, чтобы зрителю стали понятны отношения между этими героями. До этого я нигде не видел такого решения, поэтому придумал, сочинил сцену первой встречи героев и Радамес в самом начале спектакля поет не сам себе, он поёт Аиде, посвящая ей свои слова и чувства и эта первая встреча раскрывает чувства Радамеса не к Амнерис, а к Аиде. Это очень важно. По–новому у нас решена и финальная сцена. Впервые я вывел Амнерис в зал, которая видит всю сцену осуждения Радамеса на площади, она мучается о того, что не может спасти любимого и от того, что он любит не ее, а другую. Зрители чувствуют все её эмоции, сопереживают ей. Также я не стал сажать Радамеса в клетку, а сделал открытое подземелье, в котором его избивают стражи – этого нет в других постановках. Радамес встречается с Аидой, и влюбленные пробиваются вверх, тянутся друг к другу, их руки соприкасаются. И этим я хотел сказать, что выше любви ничего на свете нет и так будут жить все поколения, все время изумляясь этому великому чувству.

- В театре вы уже более 40 лет. Можно сказать, что за это время зритель изменился?

- Конечно, зритель меняется. Проходят годы, люди становятся иными. В зрительный зал приходит много молодежи, которая по своему смотрит на искусство. Я стараюсь решать эти вопросы и могу сказать, что несмотря на пройденное время интерес людей к искусству, к театру, опере остается таким же высоким. Потому что если посмотреть на мировую музыкальную культуру, то мы увидим,что все оперные залы в Европе всегда переполнены. И это говорит о большой любви и интересе к оперному искусству.

- В октябре 2015 года, когда состоялось открытие после капитальной реконструкции Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои здесь практически каждый театральный сезон проводятся интересные международные проекты, приглашаются известные балетмейстеры. Театр и зритель знакомится с лучшими произведениями музыкального и балетного искусства мира. Что, по вашему мнению, дает это театру?

- Прежде всего - это вызывает интерес к театру, потому что новое лицо – это всегда новые интересы. Если же говорить о работе труппы, то каждый новый проект, постановщик или известный балетмейстер выдвигает какие-то новые требования, а это в свою очередь творчески обогащает актеров, заставляет их расти, двигаться дальше.

- Приехав в Узбекистан в 1977 году вы так и остались здесь. Что сегодня для вас значит эта страна?

- Узбекистан очень много для меня значит. Во-первых, это моя вторая Родина и я не случайно здесь остался. Во-вторых, я очень благодарен руководству страны, которое позволяет мне работать, воплощать в жизнь свои идеи, и не просто следит за моим творчеством, но и очень щедро меня награждает, отмечает мои работы. Для творческого человека это очень важно.

Интересные факты

- Оперу «Аида» Джузеппе Верди написал по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала.

- Премьера «Аиды» состоялась в Каире в 1871 году и успех ее был величайшим, его можно по праву назвать международным триумфом.

- Гонорар, который потребовал композитор был неприлично большой – 30 тыс. долларов. По тем меркам эта сумма равнялась примерно 200 000 долларов, если перевести на наше время. Плюс ко всему, ему полагались отчисления за все постановки спектакля и выпущенные копии партитуры.

- Часть вырученных средств Верди направил пострадавшим при осаде Парижа. Через несколько десяток лет на вырученные от постановок опер деньги построил больницу для крестьян и дом для престарелых музыкантов с полным пансионом.

- Д. Верди не присутствовал на премьере в Каире, потому что был очень разочарован тем, что основными зрителями выступали приглашённые аристократы, критики и политики, а не простые люди. По его словам, настоящей премьерой стоит считать последующую постановку в Италии, которая оставила автора довольным.

- И по сей день этот спектакль не сходит практически со всех мировых сцен. Только в Метрополитен-опера «Аида» исполнялась около 1100 раз.

- «Торжественный марш» - самый известный номер из оперы «Аида», используется по всему миру для приветствия футбольных команд.

Сурия МАГДЕЕВА

фото Юрия Полянского.

Другие новости