Иногда случается, что произведения искусства бесследно исчезают. Чаще всего такая участь постигает полотна художников. Они становятся жертвой похитителей, стихийных бедствий, сгорают в пожарах, а нередко просто теряются, и невелики шансы обнаружить их вновь.
«Электрический шнур»
Так называется картина американского художника Роя Лихтенштейна, написанная им в 1961 году. Она была куплена за 750 долларов неким Лео Кастелли - хозяином одной из нью-йоркских картинных галерей. Через девять лет полотно передали реставратору по имени Даниел Голдрейер, чтобы тот привел его в порядок. Внезапно он скончался, а картина бесследно исчезла. ФБР долго вело следствие, но никакого криминала в произошедшем не обнаружило. Даниел умер своей смертью, и все полотна, находившиеся в его мастерской, оказались на месте, кроме «Электрического шнура». И только в 2009 году вдова реставратора, разбирая один из шкафчиков, обнаружила пропавшее полотно. Причем она сначала не придала находке никакого значения, и только ознакомившись в Интернете с ее историей, позвонила в полицию. Разумеется, вдова не предъявила никаких прав на картину, и прокуратура не стала выдвигать против нее обвинения. Полотно передали Барбаре Кастелли - наследнице хозяина картинной галереи, где первоначально выставлялся «Электрический шнур». Та встретила «беглянку» с благодарностью и заявила, что картину никогда не продаст. Но, несмотря на то, что сегодня это полотно оценивается в четыре миллиона долларов, желающие приобрести ее не переводятся.
Коро в туалете
Некоторое время назад с одной из нью-йоркских выставок изобразительного искусства пропал «Портрет девушки» Жана-Батиста Камиля Коро. Вся полиция Нью-Йорка была поднята на ноги, но картину так и не обнаружили. Через пару месяцев выяснилось, что «Портрет» все то время, пока его искали, висел… в туалете швейцара одного из отелей. Мужчина обнаружил его в кустах неподалеку от своего места работы, по-своему оценил качество живописи, принес домой и повесил на стену в санузел. И только через несколько недель, случайно увидев по телевизору фотографию картины, швейцар узнал, что она стоит более миллиона долларов, ее разыскивает полиция, и отнес свою находку в участок. Почему похитители бросили в кусты творение Коро - выяснить так и не удалось. Всех подозреваемых по этому делу, естественно отпустили.
Погибшие безвозвратно
А вот следующая наша история закончилась гораздо печальнее. 16 октября 2012 года неизвестные ограбили роттердамский музей. Их добычей стали картины Пабло Пикассо. Поля Гогена, Анри Матисса, Люсьена Фрейда, Мейера де Хаана (по одному полотну каждого художника) и две картины Клода Моне. Общая стоимость похищенного ориентировочно - 200 миллионов евро.
Следы ограбления привели полицию в Румынию. Мать одного из подозреваемых после ареста непутевого сына, на всякий случай, закопала ворованное добро на деревенском кладбище. Но через некоторое время, поразмыслив, все откопала и сожгла в печи. Об этом она рассказала в полиции. Однако через некоторое время женщина отказалась от своих показаний. Неизвестно, когда она была искренней, но факт остается фактом: ни одно из похищенных произведений до сих пор не обнаружено.
МИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ПОЖАРЫ
Не менее интересны истории, связанные с окутанными тайнами и загадками полотнами знаменитых художников. Так, советуют ни при каких обстоятельствах не заносить в свой дом репродукцию картины «Плачущий мальчик» итальянского художника Бруно Амадио, наиболее известного под псевдонимом Джованни Браголин. Разве что можете застраховать жилище на кругленькую сумму от пожара, повесить там эту мистическую копию и съехать в другое место. Есть большая вероятность, что здание сгорит, как и многие другие дома, где, по несчастью, оказывались репродукции этого загадочного полотна.
Картину, изображающую рыжего угрюмого мальчика со слезами на щеках, окружает настоящий ореол мистики. Есть множество документально подтвержденных свидетельств, что любая репродукция этого полотна «пожароопасна» и вызывает возгорания, где бы ее ни повесили. При этом сам «Плачущий мальчик» почему-то не сгорает, оставаясь нередко единственным уцелевшим предметом на пепелище. Над не сохранившимся до наших дней оригиналом картины, как считается, висело настолько сильное проклятие, что даже репродукции вызывают пожары и уносят человеческие жизни.
Первый инцидент
Все началось, вероятно, в сентябре 1985 года, когда в редакцию британской газеты The Sun обратились супруги Рон и Мей Халлы из Ротерема. Англичане решили поведать журналистам историю, которая с ними произошла. По словам пары, у нее недавно по невыясненной причине сгорел дом, однако на черной обуглившейся стене осталась репродукция «Плачущего мальчика», почти нетронутая огнем. Брат главы семейства работал пожарным и не только подтвердил эту информацию, но и заметил, что портреты с рыжим ребенком находят целыми также в других сгоревших домах. Сотрудники издания провели собственное расследование. Оказалось, что за два месяца до этого один полиграфический завод напечатал более пятидесяти тысяч репродукций полотна, которые быстро разошлись в рабочих северных районах Англии. Журналисты выяснили, что за это время произошло более сорока пожаров в домах, где была повешена эта картина, и каждый раз произведение оказывалось целым, словно пламя сознательно не трогало портрет.
Ажиотаж
Статья, опубликованная The Sun, оказалась сенсационной. Прочитав ее, многие британцы принялись звонить в редакцию, утверждая, что они тоже приобрели эту картину, и у них так же случились пожары. Один мужчина заявил, что специально купил репродукцию и пытался сжечь ее в камине, однако портрет, пролежав целый час в огне, не обгорел даже слегка. Ажиотаж вокруг «Плачущего мальчика» поднялся настолько большой, что представители пожарного департамента Саут-Йоркшира выступили с официальным заявлением, объяснив, что никакой мистики якобы нет: мол, репродукций напечатали слишком много, и статистически нет ничего необычного в том, что картины с угрюмым ребенком иногда оказываются в домах, где происходят пожары.
«Мы сожгли картины»
Владельцам The Sun тоже пришлось сделать заявление. Газетчики сообщили, что им надоели звонки читателей, и согласились, чтобы каждый желающий отправил им свою копию картины. Уже через неделю редакция оказалась завалена тысячами портретов «Плачущего мальчика». Редактор Кельвин Маккензи, оказавшийся человеком суеверным, потребовал, чтобы картины были поскорее уничтожены. Спустя некоторое время газета опубликовала новую статью, в которой говорилось, что все полученные копии полотна были сожжены за городом. Тем не менее, многие британцы в это не поверили, в том числе потому, что к статье не прилагалось фотографий массового сжигания картин.
Огнеопасный подарок
Суеверными также оказались почти все пожарные чиновники, которым картину начали преподносить в качестве шуточного презента. Люди, утверждавшие, что между портретом и пожарами нет никакой связи, напрочь отказывались от таких подарков. Одни говорили, что картина не подойдет их интерьеру, другие утверждали, что не любят живопись вообще, третьи даже не называли причины своего отказа.
Откуда корни
Оригинал портрета был написан в 1950-е. Согласно распространенной легенде Джованни Браголину позировал его собственный сын. Художнику, чьи отцовские качества были весьма далеки от идеала, никак не удалось заставить отпрыска плакать, и тогда он принялся жечь спички прямо перед лицом мальчика. Страдавший от боязни огня ребенок тут же расплакался и накричал на родителя: «Да чтоб ты и сам сгорел!». Очевидно, тем самым юный натурщик неосознанно наслал на свой потрет проклятие.
Примечательно, что эта картина - самая известная из 27 полотен Джованни Браголина, изображающих плачущих мальчиков. Живописец создал целую серию под названием «Цыганские дети», и все эти произведения искусства демонстрируют маленьких детей в слезах. Неизвестно, являются ли другие картины данной серии проклятыми, однако одно можно сказать с точностью: «Плачущий мальчик», о котором идет речь, не так прост, как может показаться на первый взгляд, и приносить в свой дом его репродукцию не следовало бы даже самым отъявленным скептикам.