Известный российский постановщик – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии российской киноакадемии «Ника» (2012 г.), автор многих любимыми зрителями фильмов («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Перекрёсток»), на сцене государственного Молодёжного театра Узбекистана ставит пьесу «Леди на день».
– Насколько я знаю, идея поработать в Ташкенте возникла совершенно неожиданно – на фестивале в Москве. И вы достаточно легко согласились на этот проект. Почему? Вы вообще быстро принимаете решения?
– – Главные «виновники» того, что родился этот проект – Ирина Хилкова и Хасан Салихов. И на этом разговор можно закончить. А если серьёзно, тут сложилось всё: интересное предложение, молодой директор театра (Хасан Салихов), молодой главный режиссёр (Обид Абдурахманов), молодая труппа... Почему бы не поработать, тем более что я никогда не ставил в Ташкенте.
– Почему именно «Леди на день»? Вы же эту пьесу ставили уже много раз в разных российских театрах?..
– …и ставил с удовольствием, и ещё буду ставить. Почему? Ну а почему «Макдональдс» открывают по всему миру? Потому что «Мак» – это быстро и вкусно, они нашли универсальную формулу успеха, которая гарантированно хорошо работает везде. Иначе эта компания не смогла бы раскинуть повсюду свою сеть. Вот и «Леди на день» – это такой проверенный ключ к зрительским сердцам. В этом материале сошлись все слагаемые успеха. В этой драматургии есть всё: есть, что играть артистам, здесь выписаны яркие роли; замечательная история, которую, как показало время, любит зритель. Я ставил эту пьесу в таких маленьких городах, где, казалось бы, она должна продержаться в репертуаре 2-3 сезона, а «Леди» идёт по 10 лет. Значит, люди смотрят спектакль по несколько раз. Почему эта история их цепляет? Это выдающийся материал. В нём звучит пронзительная тема человеческого благородства, добра, душевной щедрости, которая так востребована сегодня. Наше время – жёсткое, прагматичное. Но мечты о том, что бескорыстие может двигать людьми, что можно помогать друг другу без каких-то меркантильных соображений, эти мечты живут. Социальный запрос на эту тему очень большой, мы очень хотим, чтобы в нашей жизни было больше доброго начала. Поэтому я решил, что если с чего-то начинать, то именно с этой пьесы. И потом: не так часто приходит в голову хорошая идея, как интересно рассказать и показать что-то на сцене. А раз такой замысел себя оправдал, то почему бы и не поставить снова. Всё равно артисты будут играть по-своему, это будет другой спектакль. И ещё такой момент. Когда выбиралась пьеса для работы в Ташкенте, была поставлена задача, чтобы эта была лёгкая для восприятия история, с юмором – история, «обречённая на успех». «Леди» – именно такая пьеса – светлая, трогательная. В ней есть атмосфера праздника. Всё то, что может обеспечить успех.
– Как вы утверждали артистов на роли? Труппа для вас неизвестная. Это не раскрученные, медийные лица, от которых понятно, чего можно ожидать.
– Был подготовительный период, я начинал не с чистого листа. Есть главный режиссёр, который знает возможности своих артистов. Мы с ним предварительно обговорили всё по скайпу – мои пожелания, потенциал труппы. Мне присылали фотографии, актёры записывали пробы, которые тоже мне высылали. То есть предварительный кастинг у нас прошёл в «удалённом» режиме. И здесь первые три дня я активно давал возможность разным артистам играть разные роли. В коллективе есть очень яркие ребята. Параллельно шли репетиции и отбор, в результате был сделан вполне осмысленный выбор.
– А как в целом вы оцениваете уровень труппы Молодёжного театра?
– Все выглядят очень достойно. Работают с полной самоотдачей, заряжены на успех, болеют своей профессией. Абсолютно то, что нужно, чтобы на выходе получился хороший спектакль.
– Восемь дней на то, чтобы пройти и собрать спектакль – это какой-то невероятный темп и очень интересный, полезный для труппы театра метод работы.
– 8 дней – это 16 репетиций, две репетиции в день. Для меня вполне рабочий, нормальный график. Собственно, во всём мире это нормальный график. Например, «Женитьбу Бальзаминова» в БДТ (Большом драматическом театре им. Товстоногова - прим.ред.) я прошёл за неделю, ногами прошёл весь спектакль. Если есть хорошие артисты, есть материал, в котором они могут себя показать, есть внятный разбор, то работа идёт достаточно легко.
– Вы в последнее время работаете не только как режиссёр, вас стали часто приглашать в качестве актёра (с лёгкой руки Александра Митты, который предложил роль в «Высоцком»). Как вам по другую сторону баррикад?
– Там и там есть свои прелести. Я люблю находиться по обе стороны. Актёрская жизнь – она такая безответственная, конечно, думать не надо, за тебя всё решает режиссёр. Но моя задача помочь постановщику хорошо сделать свою роль. Поэтому, если у меня возникают какие-то решения, я, конечно, предложу их режиссёру. Но настаивать, давить не буду. Кино, как и театр, искусство коллективное, мы все работаем на результат.
– Несколько слов о том, как вы пришли в режиссёрскую профессию. Вы же сначала поступили в ЛЭТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет - прим.ред.), чтобы получить обычную, «гражданскую» профессию, как вы решились из «технарей» уйти в творчество?
– В электротехнический институт я поступил, по инерции, плывя по течению. Проучился два курса, понял, что это не моё. Потом было два года финансового института (экономическая кибернетика)… А уж когда я понял, что мне интересна творческая работа, режиссура, появилась цель, и я поступил в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, ныне - Российский государственный институт сценических искусств - прим.ред.).
– В кино вы начинали в 90-е. Для многих это смутное, тяжёлое время, когда, казалось, что кинематограф умирает. А для вас это светлая полоса в жизни, когда многое зависело от тебя самого, от того, как ты сможешь использовать шанс, который тебе выпал.
– 90-е – это прекрасные годы. Время надежд, время мечтаний. Это были очень оптимистичные времена. Они были тяжёлые, были трудности, конечно. Но в целом это было время перемен и надежд, с которыми постепенно все расстались. Времена были сложные – менялась жизнь, менялся мир – но очень насыщенные и интересные. Сейчас жизнь у нас более сытая, более лёгкая и спокойная. Но... Не хватает общей веры в то, что «прекрасное далёко» уже совсем рядом /в шаговой доступности/, не хватает драйва.
– Жизнь вас сводила с удивительными людьми – мастерами высочайшего уровня от Георгия Товстоногова и Алексея Германа до Михаила Ульянова и Вячеслава Тихонова, Александра Збруева, Марины Неёловой… Рассказать обо всех в одном интервью нереально. Но всё-таки хотелось бы услышать о работе с Александром Абдуловым, он же наш человек.
– Саша был прекрасный артист. Он у меня работал в спектакле «Всё проходит», снимался в фильме «Жёлтый карлик». Я считаю, что в кино Саша полностью не раскрылся, сыграл очень мало достойного его дарования. Он был большой драматический артист, я думаю, что ему были подвластны и трагические роли. Но для этого нужен материал... В спектакле «Всё проходит» Абдулов сыграл одну из лучших своих театральных ролей. Спектакль пользовался огромным успехом у зрителя. Звёздный состав – Проклова, Алфёрова, Никоненко, Андрей Панин. И Саша играл там просто поразительно. Надо сказать, у него было особое отношение к режиссёрам, безмерно уважительное. Это шло из детства, ведь его отец был режиссёром в Ферганском театре. С изнанкой режиссёрской профессии Саша был знаком с малых лет. С тех пор у него сохранилось чрезвычайно трепетное отношение к тяжелейшему режиссёрскому труду. Причём неважно, хороший это был режиссёр или не очень. Он вообще был очень демократичный, простой в общении, без «звёздных» закидонов. Одинаково уважительно относился ко всем – от своих партнёров до осветителей и монтировщиков.
– 2021-й год начался для вас с большой личной драмы: от COVID-19 ушёл из жизни ваш постоянный соавтор Олег Данилов…
؎ Потеря огромная... И мне очень приятно, что я ставлю эту пьесу, потому что её написал Олег. Он был совершенно удивительный. Олег воплощал в себе всё то, что называется ленинградской интеллигенцией, – такт, доброжелательность, порядочность, чувство собственного достоинства. Все те благородные черты, которые Олег описывает в героях, в полной мере были присущи ему в жизни. Он был безмерно щепетилен во всех вопросах. Всегда очень внимательно относился к молодым авторам, мог помочь им бескорыстно, никогда не требовал своей доли успеха, не стремился быть в титрах вместе с кем-то, хотя всем было понятно, что большая часть придумана именно Олегом. По-настоящему, интеллигентный человек, и самое главное – драматург огромного дарования. Равных ему с точки зрения фантазии, с точки зрения того, чтобы в сюжете всегда была идея. Он понимал, что в драматическом произведении всегда должна быть мысль, выраженная через сюжет, мысль всегда венчает сюжет. Не может отдельно существовать фабула пьесы и отдельно мысль, которую зритель должен разгадать при просмотре. Он в этом смысле был совершенно блестящий автор, такого класса драматургов сейчас нет.
– Незаменимые есть.
؎ Да, безусловно.
– …но жизнь продолжается. Как вам работалось в Ташкенте?
– Замечательно, организовано всё очень чётко, выше всяких похвал. Я хотел бы искренне поблагодарить Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Только благодаря Фонду мы смогли осуществить этот проект. Иначе идея, рождённая в Молодёжном театре, так и осталась бы на уровне замысла. Это прекрасно, что у вас на государственном уровне развивается такое созидательное направление, далеко не везде так ответственно относятся к сфере культуры, заботятся о духовном, нравственном воспитании молодёжи. В рамках этого проекта Фондом запланирован мой мастер-класс для студентов театрального института. И мы постараемся сделать такой спектакль, чтобы им можно было гордиться.
– А что ещё вы бы поставить хотели с труппой этого театра?
– Возможно Островского. А может быть, Джона Синга. Есть у него интересная пьеса «Удалой молодец, гордость запада». Пьеса непростая, нужно понять, как к ней относится, поэтому её не часто ставили в России. А мне удалось перевести действие в комедию (с элементами трагедии) и тогда всё сложилось. Я ставил «Удалого молодца» в 1989, в Омске. И здесь, в Молодёжном театре, всё для этого есть.
– Вы как-то сказали, что вам в жизни совсем не много надо: делать что-то важное и быть счастливым. Удаётся?
– Пытаюсь из последних сил.
Беседовала Виктория СЕЙФУЛЛИНА.
07.05.2024, 17:36
В Москве прошла инаугурация президента России Владимира Путина. Это его пятая за последние четверть века церемония вступления в должность главы государства.Избранный президент принес присягу в торжественной...07.05.2024, 09:53
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев будет присутствовать 9 мая на военном параде в Москве в ознаменование 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Об этом говорится в сообщении...03.05.2024, 14:40
Граждане Республики Узбекистан не сталкивались с проблемой въездом на территорию Российской Федерации. Об этом сообщило Представительство Агентства по внешней трудовой миграции Республики Узбекистан в Российской Федерации.Это...03.05.2024, 12:10
Как сообщалось ранее, 26 апреля этого года 48-летний Олимжон Иброхимов, работающий дворником в Санкт-Петербурге, помог спасти женщин, оказавшихся в ловушке на третьем этаже здания, где...