Агентство по защите прав потребителей выяснило, что в нашем законодательстве отсутствуют документы нормативно-правового характера, регулирующие отношения, связанные с перевозкой пассажиров непосредственно в метро.
Напомним, Агентство при Антимонопольном комитете взяло на контроль вопросы оказания услуг столичного метрополитена после многочисленных инцидентов в столичной подземке.
Как отмечается, Закон Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте» не охватывает все аспекты перевозки пассажиров метрополитеном). В то же время как правила перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом четко регламентированы подзаконными актами нашей страны. Агентством также был изучен опыт России, Казахстана, Украины и других стран в этой сфере, нормативные акты, регулирующие правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе, безопасность пассажиров, порядок перевозки и хранения багажа, ручной клади, размещения коммерческих объектов и рекламы. Данные документы доступны для потребителей в открытых источниках.
Исходя из вышеизложенного, Агентство представило в Министерство транспорта Республики Узбекистан свои предложения по реализации следующих мер для полного обеспечения прав и безопасности потребителей.
- Разработать правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа в метрополитене в виде нормативно-правового акта. Необходимо при этом предусмотреть, в том числе права и обязанности пассажира и перевозчика, действия, которые должны быть совершены при возникновении аварий и технических неисправностей (с подробным описанием), четкий порядок и механизмы возмещения пассажиру убытков при прекращении обслуживания в связи с аварией, порядок осуществления платных расчетов с пассажирами-потребителями, государственные гарантии обеспечения безопасности пассажиров в метрополитене.
- Исходя из материально-технических возможностей, услуги метрополитена должны предоставляться с соблюдением санитарно-гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических требований и других действующих норм и правил, а также с гарантиями безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды пассажиров, непричинения вреда их имуществу.
- Дальнейшее повышение информационной осведомленности населения, информирование пассажиров о правилах обслуживания в понятной (видеографической, анимационной) форме, в том числе регулярное предоставление информации на мониторах на остановках и в вагонах.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан “О защите прав потребителей” исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, объеме и качестве, установленные правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором, а также не вправе взимать плату за неоказанные услуги.
В связи с чем, в случае необеспечения перевозки до пункта назначении пассажира по вине исполнителя (перевозчика), исполнитель обязан принять меры по перевозке пассажира до пункта назначения другим транспортом или же вернуть уплаченные денежные средства пассажирам.