1

АВТОЛЮБИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕЙТИ НА ГАЗ

Ликбез 11.08.2016, 16:38
АВТОЛЮБИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕЙТИ НА ГАЗ

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автотранспортные средства в последние годы стала едва ли не вопросом номер один для водителей, ведь при растущих ценах на бензин ГБО видится отличным и экономичным решением. Однако вокруг темы установки ГБО на авто сгустилось столько мифов, что отличить их от правды стало нелегко. Помочь разобраться в этом мы попросили начальника специализированного отдела по газомоторной отрасли Ассоциации предприятий альтернативного топлива и энергии Рауфа ШАРАФУТДИНОВА. 

 

- Значительным импульсом к тому, что многие владельцы машин решают оснастить свои авто системой газобаллонного оборудования, стало постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по развитию сети автогазонаполнительных компрессорных и автогазозаправочных станций и поэтапному переводу автотранспортных средств на сжиженный и сжатый газ» от 10.02.2007 г. за № 30, а также Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» от 01.03.2013 г.

Все по закону

Установку ГБО в нашей республике регулируют не только  вышеназванные законодательные акты, но и еще ряд таких документов, как законы РУз «О техническом регулировании» от 23.04.2009 г. за № 213 и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 28.09.2006 г. Одним из последних и весьма значимых нормативно-правовых актов в данной сфере можно назвать постановление Кабинета Министров РУз «Об утверждении общего технического регламента о безопасности автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива» от 11.11.2015 г. за № 326 и др.  

С 15 мая 2016 года переоборудование машин на газ могут осуществлять предприятия, имеющие аккредитованную лабораторию по испытанию автомобилей, соответствующую производственную базу, обученный персонал, нормативную документацию, разрешение Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат» при Кабинете Министров РУз и свидетельство ГУБДД РУз на конкретную модель автомобиля.

 

А есть ли выгода?

Конечно, выгода для автовладельцев очевидна, однако существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно отличается в зависимости от марки и модели автомобиля, оборудования и, естественно, прейскуранта каждого отдельно взятого предприятия-установщика.

Сегодня в Республике Узбекистан существует более 400 предприятий, которые занимаются установкой газобаллонной системы на транспортные средства. Но все они по-разному оснащены, на них работают специалисты разной подготовки, среди которых есть и «гаражисты», трудящиеся без каких-либо документов, проектно-конструкторской документации, аттестованных специалистов и необходимого инструментария. И, что самое важное, в республике в настоящее время отсутствует уполномоченная организация, которая могла бы контролировать и предотвращать деятельность подобных предприятий.

Поэтому устанавливать ГБО стоит лишь на специализированных предприятиях:  цена будет выше, зато за свою работу они несут полную ответственность.

Если бы установка ГБО не была выгодна многим автовладельцам, она не пользовалась бы таким спросом. О последнем свидетельствует цифра: сегодня более 60% всех автомобилей в стране работают на газе, и практически все машины отечественного автопрома могут быть оборудованы газобаллонной  системой.

Можно сравнить и по цене. Например, если сегодня один литр бензина марки А-80 стоит 2072 сума, а АИ-91 - 2289 сумов, то один куб природного газа пропана - порядка 1600 сумов, метана - 1300 сумов.

 

Языком цифр

Автомобиль «Спарк», например, по данным техпаспорта, может проехать 100 км на 7,4 литрах бензина и в среднем 260 км на 10 кубометрах метана. Считайте сами! 

 

 Пропан или метан?

Сегодня автовладельцам доступны разные виды газового топлива - метан, пропан. Последний дороже, но безопаснее, так как это жидкая субстанция, и ее утечку легче обнаружить, чем газообразного метана. 

 

Кстати

В феврале этого года СП GM Uzbekistan сообщило о начале серийного производства автомобиля Lacetti с ГБО, работающим на сжатом газе. Машина, оснащенная ГБО, способна проехать на одной заправке до 1130 км, в том числе 850 км на бензине и 280 км на газе (пробег на одной заправке газового баллона при скорости 90 км/ч - 280 км, в городском цикле - 230 км). Автомобиль автоматически переключается с газа на бензин (в случае если закончился газ) и наоборот. По данным сайта uzdaily.uz 

 

ГБО вредит двигателю?

Очень часто причиной проблем с двигателем после установки ГБО становится использование некачественного топлива, однако утверждать, что вредит именно ГБО нельзя. Нельзя не отметить, что при использовании газа идет экономия масла, свечей, увеличивается межпробеговый ресурс двигателя ввиду отсутствия нагара.  Не нужно экономить на качественном оборудовании и профессиональном установщике, который не только «прикрутит и подключит», но и настроит систему с помощью специализированной компьютерной программы, что очень важно.

 

Какие баллоны

То, какое ГБО будет установлено на автомобиль, определяет обслуживающая фирма исходя из марки автомобиля и технических требований. На каждую машину есть соответствующая проектно-конструкторская документация, в соответствии с которой и устанавливается вся система.

В соответствии с приложением к постановлению Кабинета Министров РУз за № 326 в Республике Узбекистан разрешается установка на автотранспортное средство только стальных баллонов типа СПГ-1 (сжатый природный газ), имеющих цельнометаллический корпус.

 

Не допускается установка на автотранспортное средство баллонов типа:

  • СПГ-2, имеющих металлический корпус с усилением его цилиндрической части просмоленной жгутовой нитью (намотка в виде обручей);
  • СПГ-3, имеющих металлический корпус с усилением его просмоленной жгутовой нитью по всему корпусу (сплошная намотка);
  • СПГ-4, имеющих неметаллический корпус с просмоленной жгутовой нитью (полностью из композитного материала).

Однако в настоящее время после согласования с органами государственного управления автовладельцам разрешена эксплуатация  СПГ-2 и СПГ-3 (тем, кто установил ГБО до принятия  постановления) до окончания срока службы оборудования.

 

Кто производит?

Сегодня в Узбекистане выпуском газовых автомобильных баллонов занимаются два предприятия: узбекско-южно-корейское СП ООО Ko-UNG Cylinder, расположенное на территории СИЭЗ «Навои», и частное предприятие  в Намангане.  

 

Как  установить 

Для того чтобы установить ГБО, нужно обратиться на предприятие, которое имеет лицензию (разрешение) и все необходимые документы от  контролирующих органов на  проведение подобной работы, в данном случае - на установку  газобаллонной системы, которая включает в себя 22 элемента.

Для установки ГБО обслуживающая вас фирма  запросит перечень  документов, которые автовладелец представляет в УБДД при прохождении  техосмотра  машины, плюс:

  • акты по монтажу и освидетельствованию газобаллонов;
  • разрешение от Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат» при Кабинете Министров РУз;
  • свидетельство на  изменение конструкции машины;
  • сертификат на ГБО, который выдает агентство «Узстандарт».

 

Процесс установки ГБО на автотранспортные средства состоит из следующих основных этапов:

  • прием автотранспортного средства для установки ГБО;
  • подготовка автотранспортного средства к установке ГБО;
  • подготовка ГБО к установке на автотранспортное средство;
  • установка (монтаж) элементов ГБО на автотранспортное средство;
  • испытания газотопливных систем переоборудованного автотранспортного средства;
  • маркировка автотранспортного средства опознавательным знаком установленного образца;
  • оформление приемо-сдаточной документации и выдача автотранспортного средства заказчику.

 

У кого на контроле

Контролирующим органом в сфере установки ГБО является Государственная служба безопасности дорожного движения МВД РУз (ГСБДД) и Государственная инспекция «Саноатгеоконтехназорат» при Кабинете Министров РУз на которые эти обязанности возложены в соответствии с требованиями Закона РУз «О безопасности дорожного движения».

 

А как же знания?

В соответствии с п. 58 параграфа 1 главы VII приложения к  постановлению Кабинета Министров РУз за № 326 к управлению автотранспортными средствами с установленным газобаллонным оборудованием допускаются водители, ознакомившиеся с правилами эксплуатации автотранспортных средств с ГБО.

К сожалению, сегодня в этой области существует большой пробел, т.к. ранее данным вопросом занимались специализированные  фирмы по обучению и подготовке водителей транспортных средств, переоборудованных на природный газ. Т.е. в то время, пока машина находилась в мастерской, водитель прослушивал лекцию, о том, как правильно обращаться с ГБО. Сейчас же предприятия, устанавливающие  газобаллонные системы на автомашины, не занимаются этим. Подобная работа возложена на Министерство высшего образования РУз и МВД РУз, но ни в одном нормативном документе четко не прописано, кто, как и за какое время должен обучить водителя пользоваться ГБО. Получается так, что сегодня за руль машины, в которой  установлен газовый баллон, может сесть совершенно несведущий в этом вопросе человек. Поэтому водители, переоборудовавшие свои автомобили на ГБО, должны пройти переподготовку в специализированных некоммерческих организациях по коду ОКОНХ 92200, имеющих лицензию на этот вид деятельности.

 

Нарушения, связанные с ГБО

- Каждый  водитель, имеющий ГБО на  своем  автомобиле, должен знать, что в течение 10 дней после установки системы, он должен поставить машину на учет УБДД ГУВД г. Ташкента и внести в техпаспорт данные о том, что авто переоборудовано, - говорит  инспектор отдела  по связям с общественностью и СМИ УБДД ГУВД г. Ташкента, майор Алишер АБДУКАДИРОВ. - Но, к сожалению,  многие водители забывают это сделать. Также хотелось бы отметить и то,  что баллоны, установленные на машину, обязаны проходить проверку (с метаном - каждые 3 года,  с пропаном - каждые 2 года), и у водителей авто с ГБО должен всегда быть при себе акт испытания газового баллона, чтобы при необходимости показать его инспектору. Но и здесь, может, по забывчивости или просто от нежелания тратиться, водители забывают об этом, тем самым ставя под угрозу жизнь свою и своих пассажиров. Еще одним очень важным моментом является и то,  что любая машина согласно Правилам дорожного движения должна быть оснащена огнетушителем, а машина с ГБО тем более.  На этот факт очень часто обращают внимание наши инспекторы. Нарушители несут ответственность согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности.

В числе наиболее часто встречающихся причин возгорания автотранспортных средств, оборудованных ГБО, - неправильная эксплуатация, а  если быть точнее - неправильная  заправка  баллона, который  должен быть заполнен газом на 80%. Ведь, как известно, при нагревании газ расширяется, и вот эти оставшиеся 20% свободного места в баллоне и нужны для того, чтобы он не взорвался, особенно в условиях нашего жаркого климата.  То есть  баллон  всегда  должен заполняться согласно той норме, которая прописана в техническом паспорте. Причиной возгорания также может стать и эксплуатация баллона с истекшим сроком службы. Все вышесказанное, а также невыполнение других работ, прописанных  в техническом регламенте для ГБО, может привести к неприятным последствиям.

Важно

После  установки на авто газобаллонного оборудования, вы автоматически снимаетесь с гарантии производителя. То есть уже не сможете претендовать на бесплатное сервисное обслуживание от завода-производителя. 

Сурия МАГДЕЕВА

Комментарии

Гость 23.07.2022, 18:59
Можно ли установить гбо метан на газ 21волга
Алексей 29.03.2022, 13:58
Скажите пожалуйста, почему запретили устанавливать гбо на старые советские авто? Ведь некоторые машины находятся в наилучшем состоянии чем новые ?????
Гость 16.02.2022, 06:01
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, почему запретили устанавливать гбо на старые советские авто? Если машина прошла ТО,если машина обнавлена, почему запретили???
Погода: Ташкент
Курсы валют