Указом главы государства утверждена Национальная программа по развитию народного образования в 2022–2026 годах.
Основными направлениями Программы развития считаются:
- полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
- повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;
- повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;
- формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;
- системная организация духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;
- содержательная организация свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
- усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему народного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;
- обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой народного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;
- доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.
Министерству народного образования поручено обеспечить:
а) в срок до 1 сентября 2024 года – полноценное внедрение Национальной учебной программы в образовательный процесс, в том числе до конца 2022 года – разработку учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей для 3, 6, 7 и 10 классов, в 2023–2024 годах – для 4, 5, 8, 9 и 11 классов;
б) посредством специальных информационных систем (S-testing, Onlinedu, Raqamli darsliklar и других):
до конца 2022 года – создание 10 мобильных электронных ресурсов для учебников нового поколения и 100 мультимедийных продуктов;
до 1 сентября 2022 года – обучение учителей 3, 6, 7 и 10 классов на краткосрочных курсах повышения квалификации, разработанных на основе Национальной учебной программы;
в) совершенствование на постоянной основе Национальной учебной программы исходя из выявленных по результатам оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся пробелов, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.
Государственным учреждениям общего среднего образования по согласованию с Министерством народного образования разрешено внедрять в учебный процесс международно признанные образовательные программы, в том числе вносить изменения в учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов и осуществлять выбор учебников (за исключением родного языка, литературы, истории, воспитания и правоведения).
Министерствам и ведомствам (за исключением Министерства народного образования) запрещено инициировать разработку актов законодательства, предусматривающих внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования, а также введение в школах новых предметов.
Указом будут образованы:
- национальные центры обучения педагогов новым методикам на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;
- Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени А. Авлони на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони.
Президент поручил передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, а также образовательные и научные организации при нем в ведение Министерства народного образования.
Ташкентский государственный педагогический университет определен ведущим высшим образовательным учреждением по разработке учебных программ педагогического направления.
В направлении совершенствования образовательных программ поручено:
- принять меры по закупке образовательных программ и учебников, основанных на современных методиках, а также их внедрению в систему общего среднего образования;
- до 1 августа 2022 года с привлечением квалифицированных зарубежных специалистов – полностью пересмотреть и усовершенствовать на основе международных требований учебные планы и учебные программы Ташкентского государственного педагогического университета и Центров педагогики;
- до 1 сентября 2023 года совместно с Республиканским центром образования и Ташкентским государственным педагогическим университетом – разработать методики, направленные на организацию образовательного процесса на основе Национальной учебной программы, обеспечить внедрение данных методик в общих средних и средних специальных образовательных организациях, профессиональных и высших образовательных учреждениях педагогического профиля, а также Центрах педагогики;
- в направлении подготовки педагогических кадров:
- обеспечить проведение с 2022/2023 учебного года недельных учебных занятий для студентов 2–4 курсов, обучающихся по дневной форме обучения в Ташкентском государственном педагогическом университете, в порядке «4+2», в том числе 4 дней – в высшем образовательном учреждении, 2 дней – в учреждениях общего среднего образования, в порядке прохождения практики;
- совместно с Агентством Президентских образовательных учреждений – принять меры по организации ознакомительной и квалификационной практики студентов Ташкентского государственного педагогического университета наряду с учреждениями общего среднего образования, также в Президентских, творческих и специализированных школах;
- внедрить в Ташкентском государственном педагогическом университете порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами;
- в целях повышения научно-исследовательских и профессиональных навыков студентов Ташкентского государственного педагогического университета привлечь к учебным занятиям профильных специалистов и ученых.
Министерству финансов поручено в срок до конца 2022 года выделить Министерству народного образования средства, необходимые для внедрения в школах практики обучения на основе современных методик.