Основные направления денежно-кредитной политики отражают меры, реализуемые в денежно-кредитной сфере в 2023 году и 2024-2025 годах, реакцию и ответные действия Центрального банка на изменение внешних и внутренних экономических условий, подходы к проведению и перспективы совершенствования денежно-кредитной политики.
Кроме того, проект включает перспективные на ближайшие годы меры по повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, трансмиссионного механизма и коммуникационной политики, совершенствованию денежного рынка, развитию аналитического и прогнозного потенциала.
При разработке основных направлений денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024-2025 годов основное внимание уделялось достижению основной цели, установленной законом, -стабильность цен. Одновременно с этой целью особое значение придается и формированию денежно-кредитных условий, служащих инклюзивному экономическому росту и финансовой стабильности в стране.
Достижение промежуточного целевого показателя инфляции по итогам 2021 года, в свою очередь, послужило сдвигу инфляционных ожиданий в сторону снижения в начале текущего года. Однако с марта внешняя экономическая ситуация меняется аналогично условиям, заложенным в альтернативном (рисковом) сценарии макроэкономического развития, представленном в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов.
Резко возросшие инфляционных процессы в мире в результате изменений в мировой экономике и проявление отложенного в период пандемии спроса – все это на фоне внешних рисков и других факторов, влияющих на внутренние цены, формируют предпосылки по достижению целевого 5 процентного показателя инфляции во второй половине 2024 года.
Центральным банком принимаются сбалансированные меры, исходя из целей минимизации влияния инфляции на совокупный спрос и показателей экономической активности, отметили в пресс-службе регулятора.
С учетом роста неопределенности относительно будущих изменений во внешних экономических условиях, возрастающей вероятности глобальной рецессии и разнонаправленных ожиданий по ценам на основные виды сырья, несмотря на их смещение в сторону снижения, а также, принимая во внимание, изменения во внутренних экономических условиях и темпы реализации реформ, долгосрочные макроэкономические прогнозы разработаны на основе двух сценариев.
Сформирован основной (базовый) сценарий, учитывающий продолжение макроэкономического развития в рамках текущих тенденций, сохранение негативного воздействия внешней конъюнктуры на экономику на уровне 2022 года, продолжение и логическое завершение начатых структурных реформ, а также альтернативный (рисковый) сценарий, предполагающий усиление внешних рисков, возникновение рецессии и глобального кризиса.
По условиям основного сценария, в стране сохранятся высокие темпы экономической активности, повышательная динамика инвестиционного и потребительского спроса.
Начнется фискальная консолидация за счет структурных изменений и постепенной корректировки регулируемых цен к рыночным, улучшится конкурентная среда за счет снижения роли государства в экономике и продолжения запланированных реформ, объемы частных и прямых иностранных инвестиций будут расти высокими темпами.
Хотя в 2023 году сохранится положительная динамика экономической активности, ожидается, что реальные темпы экономического роста будут близки к потенциалу экономики в условиях внешних воздействий и ограниченных возможностей финансирования.
В частности, реальные темпы экономического роста в 2023 году прогнозируются на уровне 4,5-5%, в 2024 году – около 5-6% и 6-6,5% в 2025 году.
При этом, обеспечение роста экономики в пределах ее потенциала в последующие годы во многом будет зависеть от логического завершения структурных реформ, улучшения инвестиционной и конкурентной среды, снижения роли государства в экономике, повышения доли финансирования за счет частных и иностранных инвестиций.
Обеспечение макроэкономической стабильности в стране, достижение пропорционального роста валового спроса и предложения, требуют начала с 2023 года фискальной консолидации. В этих целях важную роль играет сохранение отношения фискального дефицита к ВВП в пределах 3% в 2023 году, 2,5% в 2024 году и 2% в 2025 году.
С учетом вышеуказанных изменений внешних и внутренних экономических условий, факторов, определяющих динамику совокупного спроса и предложения, и инфляционных ожиданий прогнозируется снижение инфляции до 8,5-9,5% к концу 2023 года. Возникают предпосылки достижения целевого показателя инфляции – 5% таргета во второй половине 2024 года.
В рамках этого сценария основное внимание при реализации Центральным банком денежно-кредитной политики будет направлено на обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике. При определении денежно-кредитных условий прежде всего будут учитываться прогноз по инфляции, а также инфляционные ожидания.
С учетом сохранения в экономике инфляционного давления разнопланового характера и эффектов воздействия внешней конъюнктуры в 2023 году, будут приняты меры по формированию денежно-кредитных условий на «умеренно жестком» уровне.
С появлением основ достижения 5 процентного таргета по инфляции, со второй половины 2024 года, денежно-кредитные условия могут быть переведены в «нейтральную» фазу при росте уверенности в формировании инфляции в рамках постоянного целевого ориентира.
Альтернативный (рисковый) сценарий макроэкономического развития был подготовлен исходя из вероятности снижения уровня внешнего спроса, уменьшения валютных потоков, поступающих по различным каналам, на фоне усиления внешних рисков и глобальной рецессии.
При этом сокращение совокупного спроса является фактором, сдерживающим глобальные инфляционные процессы, и снижающим цены на сырье, а задержка в корректировки совокупного предложения негативно влияет на уровень цен на внутреннем рынке.
В этом сценарии предполагается, что структурные реформы будут проходить медленнее, чем в основном сценарии, а регулируемые цены будут индексироваться исходя из уровня инфляции.
В целях стимулирования экономики предполагается сохранение нынешних высоких показателей фискального дефицита, а начало бюджетной консолидации будет отложено до 2024 года и на более поздние периоды.
При единовременной реализации большинства предпосылок данного сценария, рост реального ВВП в 2023 году оценивается на уровне около 3-3,5%. По мере восстановления экономической активности и совокупного спроса, реальный экономический рост достигнет 4-4,5% в 2024 году и 4-5% в 2025 году.
Уровень неопределенности относительно завершения воздействия рисков в определенный период достаточно высок. При этом реальные показатели роста ожидаются на относительно более высоком уровне в связи с нематериализацией некоторых рисков, заложенных в условиях альтернативного сценария.
Снижение региональной привлекательности из-за роста внешних рисков и геополитической напряженности в странах основных торговых партнерах также может негативно сказаться на поступлении иностранных инвестиций в страну.
В условиях рискового сценария в 2023 году ожидается продолжение фискальных стимулов для поддержки экономической активности в стране. В этом случае начало фискальной консолидации будет отложено на последующие годы.
В 2023 году отношение общего фискального дефицита к ВВП может составить около 4-4,5%. В 2024 году возникнут основания для формирования этого показателя вблизи 3,5-4%, а в 2025 году – около 3%.
В условиях данного сценария потребительский спрос в экономике будет на более низком уровне по сравнению с основным сценарием, и уровень инфляции с учетом других указанных выше факторов в следующем году прогнозируется около 7-8%.
Хотя уровень инфляции в альтернативном сценарии в 2023 году ниже, чем в основном сценарии, задача достижения 5% целевого показателя может быть отложена со второй половины 2024 года на более поздний срок, из-за эффектов индексации регулируемых цен и динамики обменного курса.
Необходимость ежегодной индексации регулируемых цен и отсроченные эффекты внешних рисков приведут к тому, что инфляция составит около 6-7% в 2024 году, что выше основного сценария, и предполагается появление возможности достижения таргета по инфляции в первой половине 2025 года.
При реализации этого сценария Центральный банк будет сохранять «умеренно жесткие» денежно-кредитные условия до конца прогнозного периода, для обеспечения баланса между стабильностью цен в экономике и поддержкой экономической активности.
Формирование положительных реальных процентных ставок на денежном рынке создаст возможности для снижения давления внешних рисков на обменный курс.
Вместе с тем, учитывая вероятность снижения валютных потоков и давление на обменный курс национальной валюты, в рамках данного сценария готовятся предложения и будут приниматься действенные меры по снижению эффекта переноса изменений обменного курса на цены.
26.04.2024, 16:09
«Если ребенок не посещал какое-то время детский сад, можно ли уменьшить оплату за месяц?» Игорь Хан, г. Ташкент.На вопрос читателя "Даракчи плюс" отвечает юрист Елена Ермохина. Выплаты...26.04.2024, 15:14
Принято Постановление Президента «О дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике» (ПП №162 от 19.04.2024 года) Согласно Постановлению определено, что одной из основных задач...25.04.2024, 15:51
Согласно обновленным макроэкономическим прогнозам, прогноз общей инфляции в Узбекистане по основному сценарию в 2024 году повышен до 9-11%. Более широкий диапазон прогнозного коридора объясняется сложностью оценки...25.04.2024, 14:02
Правление Центрального банка приняло решение сохранить основную ставку на уровне 14% годовых. Влияние фундаментальных монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике постепенно снижается. Вместе с тем,...