1

Слово эксперту: Конституционно-правовые основы выборов Президента Республики Узбекистан

Общество 12.06.2023, 10:38
Теги: Выборы Президента, Конституция
Слово эксперту: Конституционно-правовые основы выборов Президента Республики Узбекистан

Выборы являются важным институтом в формировании электоральных традиций. Посредством выборов обеспечиваются гражданам возможность непосредственного участия в формировании выборных институтов власти, а также через референдум принятие решений иных наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни. 

 

Об отношении государства к обществу и его институтам можно судить от того, насколько либерально законодательство в этой сфере, понять степень их развитости и восприимчивость общества к ценностям правового государства.

Нужно отметить то, что для демократического государство выборы Президента страны имеют огромное политическое значение. Прежде всего, это политическое событие имеет значения для обеспечения конституционной безопасности и непрерывности конституционного процесса, а также реализации гражданами Республики Узбекистан конституционного права участвовать в управлении делами государства и общества, как указано в 36 статье обновленной Конституции Республики Узбекистан.  

Исходя из этого, закрепление в Конституции Республики Узбекистан принципа выборности главы государство представляет собой базовый элемент современного конституционализма, важнейшее условие поступательного развития общества и его институтов, а также фактор цивилизованной смены политических элит добровольным путем.

За последние годы в нашей стране создана и неуклонно развивается национальная избирательная система, основанная на Конституции и Избирательном кодексе. Национальная избирательная система основана на богатом практическом опыте и общепризнанных международных избирательных стандартах.

Основу системы избирательного законодательства составляет Конституция Республики Узбекистан. Так в соответствии с статьей 7 Конституции Республики Узбекистан, народ является единственным источником государственной власти, таким образом это норма является основой для законодательства Республики Узбекистан в проведении демократических выборов. Данная норма отражена в ряде международных документах. Так, например, во Всеобщей декларации прав человека указано, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.  

Основываясь на вышеуказанной норме, и другим международным стандартам, в Конституции Республики Узбекистан, закреплены основные принципы проведения выборов: всеобщее, равное и прямое избирательного права при тайном голосовании.  

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все наши граждане имеют равные возможности для осуществления избирательного права.  

Согласно нашему избирательному законодательству, граждане Республики Узбекистан, достигшие 18-летнего возраста, могут голосовать тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

Право голоса имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, во-первых, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Узбекистан гражданин, достигший 18-летнего возраста, обладает полной дееспособностью; во-вторых, статья 1 Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г., определяет 18 лет как возраст совершеннолетия; в-третьих, это можно объяснить тем, что 18 лет считается зрелым с медико-физиологической точки зрения.

Кроме того, запрещается прямо или косвенно ограничивать избирательное право граждан в зависимости от их социального происхождения, социального и имущественного положения, расы или национальности, пола, образования, языка, религии, рода и характера занятий.

В соответствии с обновленной Конституцией Республики Узбекистан, внесено изменение в части ограничения активного избирательного права. Таким образом, граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ (по итогам выборов 2014 года) отмечалось, что  

«… ограничение избирательных прав по причине судебного приговора за совершение преступления противоречит принципу соразмерности, установленному статьей 24 Копенгагенского Документа и другим международным обязательствам и стандартам в области демократических выборов. В целях обеспечения соразмерности между тяжестью совершённого правонарушения и накладываемых на гражданина ограничений, следует пересмотреть прямое лишение избирательных прав лиц, отбывающих тюремное наказание с учётом тяжести совершённого правонарушения...».

 Беря во внимание эти рекомендации и ссылаясь на другие международные стандарты, в обновленной Конституции только в соответствии с законом и на основе решения суда граждане могут быть лишены права на участия в выборах, в любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

По нашему законодательству граждане участвуют в голосовании добровольно. В некоторых странах, включая Аргентину (ст. 37 Конституции), Бельгию (ст. 62 Конституции), Грецию и др., участие граждан в голосовании является обязательным, а те, кто откажется, будут привлечены к ответственности. Например, в Аргентине помимо штрафа гражданин может быть лишен права занимать государственные должности на срок до трех лет.

Равное избирательное право обеспечивается тем, что каждый избиратель имеет один голос, для кандидатов и политических партий создаются равные условия и равные возможности на выборах. Формирование единого электронного списка избирателей также служит проведению выборов в соответствии с международными стандартами на основе равного избирательного права по принципу «Один избиратель – один голос».

Еще одной важной особенностью нашей национальной избирательной системы является то, что все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, покрываются за счет государственных средств.

Запрещается оказывать финансовую поддержку кандидатам из других фондов и поддерживать их материально иными способами. Это положение обеспечивает равные возможности и справедливые условия политическим партиям, участвующим в избирательном процессе, и выдвинутым ими кандидатам.

Другой принцип, прямое избирательное право означает заключается в том, что граждане участвуют в выборах непосредственно путем личного голосования. Важно, чтобы наши граждане участвовали в выборах независимо от того, где они проживают. В Избирательный Кодекс был закреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих в иностранных государствах, в список избирателей независимо от того, состоят они на консульском учете дипломатических представительств или нет, и правовые основы голосования через мобильные ящики в местах густонаселенных соотечественников живущих или работающих в зарубежных странах.

Тайное голосование также является важным принципом проведения выборов, а это означает, что никто не может повлиять на голосование граждан.

По сути этого принципа каждый избиратель на выборах свободно отдает свой голос за кандидатов без чьего-либо вмешательства и без какого-либо внешнего воздействия. Никто не может заставить их голосовать «за» или «против» того или иного кандидата.

В статье 129 обновленной Конституции избирательные комиссии во главе с демократически сформированной Центральной избирательной комиссией обеспечивают организацию и проведение выборов в нашей стране в полном соответствии с требованиями законодательства.

Избирательные комиссии независимы и подчиняются только закону. Во время проведения выборов категорически не допускается вмешательство в их деятельность органов власти или общественных объединений.  

Такой статус избирательных комиссий позволяет обеспечить законность и беспристрастность избирательного процесса и является важной гарантией свободного волеизъявления избирателей.

Для сравнения следует сказать, что в ряде стран отсутствует система независимых, централизованных органов, организующих и проводящих выборы, а задача организации выборов возложена на органы исполнительной власти. Например, Министерство внутренних дел во Франции и Австрии, Министерство внутренних дел и экономического развития в Дании и Министерство юстиции в Финляндии занимаются организацией выборов.

Одной из важнейших характеристик выборов в нашей стране является открытость и прозрачность. Согласно ему, избирательные комиссии будут открыто и прозрачно информировать избирателей обо всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Из избирательного опыта страны известно, что Президентские выборы 2021 года освещали 1672 представителей отечественных и зарубежных СМИ. Все мероприятия избирательных комиссий проходят с участием журналистов, блогеров или представителей общественности. Регулярно транслируются телепередачи и радиопередачи на эту тему, демонстрируются видеоролики, разъясняющие избирателям этапы избирательного процесса. Предвыборная кампания будет широко освещаться в печатных и интернет-изданиях.

В избирательном законодательстве Узбекистана закреплен принцип участия национальных и международных наблюдателей в выборах, полностью соответствующий международным стандартам.

В этих процессах вправе участвовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители СМИ, наблюдатели от других стран, международных организаций.

На выборах Президента 2021 года приняли участие 971 наблюдателей из около 50 стран и 20 международных организаций.  

Вышеуказанные положения нашего избирательного законодательства в полной мере отражают принципы универсальности, равенства, свободы и справедливости, изложенные в Копенгагенском документе о критериях гуманности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных международных документах.

Резюмируя вышеизложенное, наше национальное законодательство, без сомнения, позволяет провести предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями нашей Конституции и Избирательного кодекса, международными стандартами и нормами, на основе открытости и прозрачности.

Лайло Аслонова, преподаватель кафедры конституционного права 

Ташкентского государственного юридического университета.

Комментарии

Шавкат Мирзиёев поздравил Владимира Путина с победой на президентских выборах в РФ

18.03.2024, 10:40

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поздравил Президента Российской Федерации Владимира Путина с убедительной победой на состоявшихся президентских выборах. В послании главы нашего государства отмечается, что высокая явка...
В России стартовало голосование на президентских выборах

15.03.2024, 10:18

В России началось голосование на выборах президента РФ. Выборы президента России проходят с 15 по 17 марта. Впервые они проводятся в течение трех дней и с...
Лукашенко объявил о решении пойти на седьмой президентский срок

26.02.2024, 11:38

Глава Беларуси Александр Лукашенко заявил, что намерен принять участие в президентских выборах. Лукашенко ответил на вопрос о том, пойдет ли он на следующие президентские выборы, и обвинил Запад в попытках «напрячь»...
Посольство России откроет два избирательных участка в Узбекистане

16.02.2024, 13:03

Граждане РФ, находящиеся в Узбекистане, смогут проголосовать на выборах президента России на избирательных участках в Ташкенте и Самарканде.  Об этом сообщила пресс-служба посольства РФ в Узбекистане.По...
Погода: Ташкент
Курсы валют