Эта красивая женщина успела за короткий срок покорить зрителей всей страны. Фильмы, в которых снималась Аида Юнусова, - «Берегись! Змеи!», «Аты-баты, шли солдаты», «Золотая осень», «Великолепный мечтатель», «Огненные дороги» и другие - знают, помнят и любят представители нескольких поколений. Ее творческая судьба сложилась очень необычно. Так получилось, что актриса на длительный период покинула кинематограф, а затем вернулась уже в новое, молодое узбекское кино. И сегодня Аида Муратовна рассказала о том, как пришла в любимую профессию, пережила сначала разлуку с ней, а потом радость долгожданной встречи.
- Наш кинематограф собрал актеров родом со всех концов республики. Откуда вы?
- Я из Маргилана: родилась в этом городе, окончила местную школу. В Ташкент приехала с хорошо осознанной целью - поступить в театральный институт. Причем все было тайно - дома я никому ничего не сказала, потому что меня бы просто не отпустили. Все мои сестры пошли по медицинской стезе, и меня мама мечтала отдать учиться в фармацевтический вуз. Но я с самого детства грезила о карьере актрисы. Почему? Сама не знаю. Наша семья не была творческой, однако папа был большим поклонником искусства. Я помню, когда к нам на гастроли приезжали театральные труппы, он обязательно ходил на спектакли и брал меня с собой. Особенно запомнилась мне постановка «Бай и батрак». Я смотрела на актеров, как на богов: Наби Рахимов, Марьям Якубова, Шукур Бурханов…
Словом, твердо решила стать актрисой. Приехав в Ташкент, где уже жила одна из сестер, отправилась искать театральный институт. Вступительные экзамены туда сдавали раньше, чем в другие вузы - в июне. Готовилась к ним втихую: дай, думаю, рискну, если не поступлю, никто и не узнает. И я… поступила.
- Как на ваш поступок отреагировала семья?
- Конечно, я очень боялась рассказать ей обо всем, но это было необходимо. Поэтому набралась храбрости, позвонила и выдала все как на духу. Мама молча выслушала меня и положила трубку. Целый месяц мы с ней не могли наладить контакт: я звонила, а она бросала трубку. Но потом все же простила: поняла, что не просто так я сделала свой выбор.
- Кто еще из ваших сокурсников впоследствии стал известным актером?
- Руководителем нашего курса была Нина Ивановна Тимофеева - прекрасный, сильный преподаватель. Вообще все педагоги были замечательные, поэтому и выпустили таких потрясающих актеров, как Теша Муминов, Дилором Каримова, Малика Ибрагимова, Дильбар Исмаилова… Все они сегодня ведущие актеры Узбекского национального академического драматического театра. Мне, увы, не пришлось работать в театре. Так вышло, что на последнем курсе я начала сниматься в кино.
Дебют
- Кто из режиссеров дал путевку в большое кино?
- Анатолий Кабулов. Он пришел в наш вуз искать героиню для своего фильма «Слепой дождь» и решил, что я идеально подхожу на роль Матлюбы. Так и начала сниматься. Вторую роль мне посчастливилось получить у нашего мэтра - Шухрата Аббасова в картине «Драма любви». Это тяжелый фильм про войну, как она рушила людские семьи, судьбы…
Потом был «Этот славный парень» и т.д. Кроме того, я не отказывалась и от ролей второго плана, не всегда же быть главной героиней...
- И все же, какой из фильмов сделал вас по-настоящему популярной?
- Думаю, «Великолепный мечтатель», где мы снялись с Бахтияром Ихтияровым. Все, встречая меня, обязательно вспоминают почему-то эту картину, хотя и до нее у меня было немало ролей, отмеченных наградами. Например, фильм Учкуна Назарова «Огненный берег». Да, сразу по окончании института я снималась много и плодотворно, хотя первые годы после замужества были очень тяжелыми. Я ездила на съемки с новорожденной дочерью на руках, каждые три часа мне нужно было ее кормить. Сама при этом ела на ходу. Если бы не помощь мамы - не выдержала такого напряжения.
Семья вместо кинематографа
- Потом вы внезапно исчезли с больших экранов. Многие ваши поклонники до сих пор недоумевают: что тогда произошло?
- А ничего не произошло, просто я второй раз вышла замуж за человека, далекого от кино. От союза с режиссером Темурмаликом Юнусовым (кстати, так и осталась на его фамилии) у меня уже было трое детей. Потом появились и во втором браке, и муж попросил, чтобы я оставила работу.
- То есть вы вырастили пятерых детей?
- Да, у меня две дочки и три сына, десять внуков и один правнук (смеется).
Никто из них по моим стопам не пошел. Старшая дочь работает редактором в отделе «Узкинохроники», вторая - домохозяйка, воспитывает двух мальчиков. Двое старших сыновей - госслужащие, младший трудится в частной фирме. Все женаты и замужем, у каждого по двое детей, а правнучке уже пять лет. Буду ждать еще (смеется). Только седьмая по счету внучка Сумайя интересуется творчеством. Иногда, если есть возможность, я вожу ее на съемки, она с удовольствием наблюдает за процессом.
- Скучали по профессии?
- Да, для меня тяжело было после такой бурной деятельности оказаться вдруг в четырех стенах. Тем более что приходили интересные приглашения, но приходилось отказываться, потому что муж не одобрял этого. От тоски по работе я стала болеть, захандрила. Но потом привыкла, жизнь вошла в свою колею, родились дети, внуки, отвлекалась на заботы о них. Однако все равно по работе скучала так, что даже сны были связаны с кино. Часто мне виделось, что я опаздываю на съемки: бегу-бегу, а добежать не могу никак. И все-таки достигла цели… через 30 лет.
«Снова вошла в доверие…»
- Как же состоялось возвращение в кино?
- Мой супруг покинул нас четыре года назад. Но за год до своей кончины он все же уступил и позволил мне сняться в фильме «Мехригиё» на студии «Каракалпакфильм». Долго раздумывал, но разрешил. И я тогда спросила: «Значит, все-таки я вошла в доверие через столько лет?». А недавно на канале «Тошкент» вышел 15-серийный проект «Сабр», и после этого обо мне опять говорят. Теперь молодой режиссер Бахтияр Пайенов пригласил меня в ленту «Онаизор» на роль матери.
- Отличается ли современный кинематограф от того, что вы знали?
- Когда вернулась, то испытала небольшой шок. Я не увидела того вдумчивого серьезного отношения к работе, которое было у нашего поколения. Все быстро, все «с колес». У нас до съемок, пока готовились к первому дублю, шла репетиция. Мы прорабатывали каждый шаг и жест, поворот головы. Поэтому поначалу не могла усвоить систему: почему сразу в кадр? А подготовиться? Все казалось разбросанным, неясным. Но постепенно влилась в процесс, хотя и возникало впечатление постоянной полуимпровизации.
«Хотела бы сыграть стерву!»
- Какие роли вам ближе?
- В большинстве своем я положительная героиня, хотя и отрицательные роли играла. Как сейчас, помню себя молодой в фильме «Преодолей себя»: эдакая капризная, избалованная профессорская дочка. Сейчас мои персонажи - это добрые мамы, свекрови, тещи… Но хотелось бы примерить амплуа стервы. Думаю, у меня получилось бы (улыбается).
- Не жалеете, что театр обошел вас стороной?
- Жалею. Когда есть театр, ты постоянно в работе, а в кино - от одной роли до другой. Это расслабляет. По молодости не ощущаешь, но с возрастом понимаешь, что для того, чтобы вжиться в роль, раскачаться, тебе нужно больше времени… Театр постоянно держит в тонусе, что очень важно для актера.
- А как можете прокомментировать такой длительный творческий перерыв?
- С одной стороны, жалею, что потеряла столько ролей. Если даже играть по одной в год - уже выходит 30. С другой, у меня дети, внуки, правнуки. Я смогла уделить больше внимания их воспитанию, быть всегда рядом. Так что, семья заполнила пробелы в моей профессиональной жизни.
- Аида Муратовна, традиционное пожелание нашим читателям с высоты вашего опыта мамы, бабушки и прабабушки.
- Терпения вам, дорогие мои, большого терпения! Я многого добилась благодаря умению ждать. Никогда и ни в какой ситуации не стоит рубить с плеча. Конечно, понимание таких простейших жизненных правил приходит с возрастом, когда решения принимаешь уже более обдуманно. Я часто говорю об этом своим дочкам и невесткам. Если сильно чего-то хочешь, все получится, но со временем. Я многое вытерпела и преодолела, и сегодня у меня есть все, о чем может мечтать женщина.
Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА
5.05.№18