Благодаря импозантной внешности этого молодого актера в самом начале карьеры режиссеры видели только в образе антигероев: непорядочных бойфрендов, мошенников… Однако Умид Искандаров сумел доказать, что он - артист разноплановый и яркий, входящий сегодня в топ самых популярных актеров Узбекистана. Однако что он сам думает об этом? Что любит и чего не может простить? Об этом и многом другом Умид поведал нам в эксклюзивном интервью.
- Умид, сегодня вы один из самых известных молодых актеров в нашей стране. Помните начало своего творческого пути?
- Дебютировал я в картине «Тузок» («Ловушка»), снятой в 2008 году по госзаказу. При этом почти одновременно проходили съемки в частном кинопроекте «Каст» («Месть»), где снялись такие известные актеры, как Бобур Юлдашев, Якуб Ахмедов и другие. В обеих картинах у меня отрицательные роли, то есть начал я как антигерой (смеется).
- Получается сразу в нескольких проектах участвовать?
- У меня в этом отношении показательным выдался 2012 год, когда я снимался сразу в двух проектах. И тот, и другой спешили закончить: полдня там, полдня - тут. Почти год длились съемки…Сегодня, анализируя, думаю, что мог бы сыграть еще лучше, если бы было время подумать, осмыслить… Но получилось именно так, и я об этом не жалею. Многие актеры - и отечественные, и российские, и голливудские, и даже болливудские - «бегают» из фильма в фильм. Ведь время бежит, кинолент стало много, и каждый сценарий вам нравится, хочется привнести в картину что-то свое… Однако в последние 2-3 года я более избирательно подхожу к выбору фильмов и стараюсь не браться сразу за несколько проектов, чтобы спокойно открывать новые грани своего мастерства.
- Вы пересматриваете свои фильмы как критик?
- Некоторые ленты со своим участием не смотрю - сразу переключаю канал, если их транслируют по телевидению. А есть картины, которые я пересматриваю именно с критической точки зрения, чтобы в будущем не совершать ошибок. Таковые обязательно находятся, когда ты анализируешь свою работу. Есть роли, которыми я откровенно недоволен, хотя многие поклонники помогают увидеть даже в них явные плюсы. И это радует.
- Кого считаете своими учителями?
- В первую очередь это родители, научившие ходить, говорить, хорошим манерам. Затем школьные учителя, познакомившие с азами многих наук, далее - преподаватели в институте, которые делали все, чтобы донести до нас тонкости профессии. Я счастлив, что в моей жизни были и есть такие педагоги, как Эдуард Давыдов и Махкам Мухамедов. Своим мастерским подходом они могли распахнуть сердце любого студента, и оставить там частичку своей любви к профессии. Очень уважаю своих педагогов.
А вообще в жизни все мы друг другу учителя, но я лишь недавно начал это понимать. Каждый человек при общении заимствует что-то у другого. Некоторые считают это воровством - неправда. Люди учатся только хорошему… Хотя, конечно, бывают и такие, которые перенимают плохое…
«Папа был против…»
- Умид, вы ведь не зря пошли по творческим стопам - в вашей семье есть известные творческие люди…
- Дедушка и бабушка учились в театральном институте. Мой дед - актер Тожинор Мелиев. Может, представители старшего поколения помнят его, он снимался в миниатюрах с Эргашем Каримовым. К сожалению, дедушка рано ушел из жизни, мне тогда было всего 5 лет. У отца тоже публичная профессия, хотя и не актерская, - он 40 лет проработал в «Узтелерадиокомпании», был диктором и звукорежиссером на телевидении. И, честно говоря, папа выступал против моего выбора. Может, не верил в меня, а возможно, просто хотел проверить. Но в один прекрасный день у нас состоялся разговор: «Может, ты не будешь поступать в театральный? - попросил он меня. - У тебя есть хорошие способности в другой сфере». Все пытался отговорить. Понимаю его: имя он зарабатывал своим трудом и очень не хотел, чтобы я все испортил. Папа не желал, чтобы говорили: это сын Курбонали Искандарова, его продвинул отец. Тогда я ответил: «Ну, давайте посмотрим… Я попробую сам решить все». И сегодня рад, что отец гордится нами - мной и моим братом (режиссер Мухаммад Али Искандаров - прим. авт.), потому что мы сами своими усилиями добились своих успехов.
О ролях
- Случались ли разочарования в профессии?
- Бывало, что не проходил пробы в самом начале карьеры. Многие режиссеры, как правило, не хотят рисковать, предпочитая для своих картин известные зрителю лица. Кино в какой-то степени превратилось в бизнес. Человек, стоя возле кинотеатра, тоже в первую очередь выбирает фильм по актерам, смотрит на афиши… Так что были трудные моменты, помню, обида брала… Но я сумел это преодолеть, и меня понемногу начали приглашать в различные проекты. Это закон жизни, надо работать, пробиваться, показывать себя… Важна и удача - попасть в нужное место в нужное время. Я считаю, что в моем случае так и вышло. Мне долго доставались роли исключительно антигероев. Два года я вообще не работал, потому что режиссеры видели меня только в таком образе. А я упорно отказывался, будто зная, что наступит момент, когда перешагну через надоевшее амплуа. И вот меня пригласили на пробы в фильм «Уйин ичида уйин» («Игра в игре») и снова… на отрицательную роль. Тогда я сам предложил режиссеру: «Попробуй меня на главного героя, он ведь противоречивая фигура: не ангел, но и не конченый злодей…». И меня утвердили! После этого стали приглашать и на положительные, и на главные роли.
Об актерах
- Вашими партнершами в кадре становились красивые молодые актрисы: Лола Юлдашева, Зарина Низамиддинова…
- Зарина отдается работе полностью, понимает партнеров, вживается в роль. Мне нравится работать с ней, с Гульчехрой Эшонкуловой. Хотел бы встретиться на съемочной площадке с Лолой Элтоевой, Рано Шодиевой - она моя любимая актриса. Но не всегда тандемы бывают удачными. Есть актрисы, которые ставят себе барьеры, не могут перешагнуть их, перебороть себя ради искусства, и это мешает работать. В одном из последних фильмов сложилась именно такая ситуация. Только из уважения к остальным членам съемочной группы я остался в проекте, чтобы не подвести людей. Сценарий был отличный, но девушка не смогла сыграть, как следует.
- Есть ли актеры, которые служили примером в начале вашей карьеры?
- Очень уважаю Эркина Комилова, люблю Ёдгора Садиева - многие знают его по роли в сериале «Шайтанат». Если просмотреть его актерские работы в молодые годы, нельзя не восхититься. Например, в фильме «Непобедимый» он просто красавец! Боец, антигерой! Еще один кумир - Мурад Раджабов. Несмотря на свое амплуа комедийного актера, он превосходно исполнил роль криминального авторитета в российской ленте «Дронго». Это один из немногих актеров, который способен украсить даже эпизоды. Вспомните фильм «Туйлар муборак»: сцену с петухом в такси. Ярчайшая роль! И, безусловно, самый гениальный наш актер - Шукур Бурханов. Мы выросли на его фильмах: «Илья Муромец», «Где ты, моя Зульфия?», многочисленных спектаклях. Помню, в институте заслушивались рассказами наших педагогов о его безграничном таланте. А из голливудских актеров мне нравятся ни с кем не сравнимые Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Энтони Хопкинс, Джек Николсон. Вот с них я и беру пример: читаю интервью, смотрю биографические передачи. Уважаю Михаила Боярского - все мы в детстве были д’Артаньянами, Владимира Машкова, Алексея Серебрякова, Чулпан Хаматову. Был бы рад встретиться с ними в рамках международного кинопроекта.
- А в театре каком-нибудь служите?
- Нет, театр отнимет практически все время. Я очень люблю и уважаю театральное искусство, но с его появлением все остальное отойдет на второй план. А сегодня я нужнее в кино.
- Что чувствуете после окончания съемок?
- Ощущение какой-то потери. Съемки - это ежедневный процесс, который наполняет смыслом ваше существование, вы практически живете вместе с командой как одна большая семья. И после съемок понимаете, что все закончилось… Это трудно и тяжело переносить. Спасает новый проект - в очередную съемку уходишь с головой.
Об известности
- Как можете охарактеризовать себя?
- Я - человек настроения. Порой оно может ни с того ни с сего испортиться, даже погода способна повлиять. Иногда сам не знаю, чего хочу. А вообще по отзывам моих родных и друзей, думаю, что я хороший человек (улыбается). Мои близкие друзья - Улугбек Кадыров, Фаррух Соипов, Босит Рахматов. Мы встречаемся почти через день, и на отдыхе никогда не говорим о работе.
- А депрессии подвержены?
- Да, как и любой творческий человек. Мы, актеры, очень сентиментальные, все принимаем близко к сердцу. Особенно, когда о нас распускают слухи, клевещут, лгут. Почему многие думают, что мы должны всегда быть готовыми к щелчкам фотокамер и даже в магазин выходить при параде, делать «лицо»? Почему мы не можем спокойно в свое удовольствие, расслабившись, отдыхать, как все: прогуляться, сесть на траву в парке, пройтись пешком по улицам, заглянуть в кафе, где подают блинчики, кофе… Это ведь мое дело - хороший я или плохой, гуляю или сижу дома, плаваю или загораю. Совать нос в чужую жизнь - неправильно. Например, если я смотрю фильмы с любимым актером, то воспринимаю его через призму таланта, а что он делает по жизни, меня абсолютно не интересует.
- Но вы же не лишаете себя удовольствия пройтись по нашему красивому городу?
- Я очень люблю в свободное время совершать пешие прогулки, на транспорте давно не езжу. Но хочется спуститься в метро, запланировал даже это дело (улыбается). Часто прохожу большие расстояния пешком - 5-6 километров. Спокойно, не спеша, говорю по телефону, где-нибудь остановлюсь - кофе выпью.
- Не узнают?
- Узнают. Но надеваю кепку, и пока люди поймут, кто я, то уже прохожу мимо. Но бывает, просят сфотографироваться, и я никому не отказываю. Спокойно посещаю магазины. Люди подходят, здороваются, фотографируются, говорят, что смотрели фильмы с моим участием, что им нравится мое творчество. Сейчас я уже привык к этому, а вот раньше было неловко…
О близких
- В нескольких своих фильмах вы готовите ужин. А дома можете повторить кулинарные подвиги?
- Да, когда есть время, или когда я один. Утром могу завтрак приготовить для себя, семьи. Но в основном стряпает супруга - и очень вкусно. Я, по ее признанию, тоже неплохо готовлю, но после меня на кухне в буквальном смысле бардак, и приходится мучительно долго убираться.
- У вас очень плотный график. А на себя и семью времени хватает?
- Я уже привык жить в таком ритме. Сначала трудно, но потом все встает на свои места. Конечно, мама хочет, чтобы я всегда был дома, но, увы, как квартирант, появляюсь только поспать - остальное время посвящено работе. Но бывает и так, что по 3-4 дня я не выхожу из дома: нравится телевизор посмотреть, поспать…
- А супруга не имеет отношения к творчеству?
- Супруга - визажист-гример. Она большая молодец, делает не только профессиональный мейк-ап, но и сложный актерский грим. Она и мне помогает в работе: найти нужный костюм, продумать образ. К сожалению, мы редко видимся: она вся в работе, как и я. Но при этом мы очень счастливы.
- Может вас что-то вывести из себя?
- Я отрицательно отношусь к несправедливости, когда оскорбляют, не зная правды, осуждают, делают пакости, а также к предательству! Как прихожу в себя? Читаю или начинаю играть в компьютерные игры.
- В школьной самодеятельности участвовали?
- Да, танцевал, но в школьном театре ролей не играл. Хотелось, но был очень стеснительным. Хотя я до сих пор такой: в какие-то моменты могу покраснеть, не умею нагличать. Однако на работе это не отражается.
- Если бы вы не были актером, то чем бы занимались?
- Я очень люблю бизнес, раньше занимался им, мне нравится рисковать. Это тоже своего рода искусство, в один момент можно ведь и миллионером стать, и банкротом.
О предпочтениях
- Что любите читать?
- Я прочитал всю коллекцию Бальзака, его этюды, рассказы. Мой любимый писатель - Джек Лондон, поэты - Пушкин, Омар Хайям, Саади Ширазий (Шираз), Алишер Навои. Ширазий я могу перечитывать много раз и всегда узнаю что-то новое. А по книгам Джека Лондона хочется снять фильм. Я еще в институте мечтал дипломную работу сделать по мотивам его произведений.
- А есть кто-то из классических персонажей, которого бы вы хотели сыграть?
- У Рафаэля Сабатини есть произведение «Одиссея капитана Блада». После того, как я прочел его, захотел сыграть главного героя. В принципе, на этот роман уже давно сняли фильм, но я считаю, что нужно сделать новую версию типа «Пиратов Карибского моря» - с юмором и в таком же жанре.
- А сами писать пробовали?
- Нет, этого не умею, а то бы уже написал миллион сценариев. Знаете, пытался, но, может, я слишком самокритичен. Хотя мой преподаватель Эдуард Рубенович мне говорил, что необязательно соблюдать все точки-запятые, - надо писать, как чувствуешь.
- Есть любимая музыка, певцы?
- Какого-то определенного любимого музыкального направления нет. Мне просто нравятся песни со смыслом, затрагивающие душу и сердце. Под музыку можно размышлять, испытать умиротворение, пострадать. Иногда люблю послушать рэп, иногда - классику. По настроению.
- Как считаете, вы счастливый человек?
- Да! Вообще мне кажется, что все люди на свете счастливы, но не все понимают это.
Беседовала Диана ИБАТУЛЛИНА
15.09 № 37