ГлавнаяКино

СЕЙДУЛЛА МОЛДАХАНОВ: АКТЕР ЭКЗОТИЧНЫХ РОЛЕЙ

Изрображение ' СЕЙДУЛЛА МОЛДАХАНОВ: АКТЕР ЭКЗОТИЧНЫХ РОЛЕЙ'

Актера театра и кино, заслуженного артиста Узбекистана Сейдуллу Молдаханова сегодня не так просто застать в родном Ташкенте. Он активно снимается в зарубежных проектах, ездит по всему миру - Россия, Грузия, Эстония… В своей театральной жизни он вот уже более 30 лет верен родной сцене театра Марка Вайля «Ильхома». Что же касается семьи, то Сейдулла недавно стал дедушкой, а в этом году с супругой Надеждой готовится отметить коралловую свадьбу. Об этом и многом другом мы поговорили в уютном театральном кафе.

 

- Здравствуйте, Сейдулла, долго же вас не было в Ташкенте!

- Обычно зиму и новогодние праздники я провожу дома. Но на этот раз задержался в Москве, так как там у меня родился внук, Даниил - ему уже три месяца. И я остался помочь дочери. Кроме того в Москве был занят в съемках двух сериалов. Спасибо «ильхомовцам» пошли мне навстречу: пока я отсутствовал, мои роли в спектаклях «Белый белый черный аист», «Дождь за стеной», «Семь лун», «Привидение» играли молодые дублеры. И, думаю, пора дать им дорогу, ведь мне уже будет 58 лет.

«СЫГРАЛ ВСЕХ АЗИАТОВ!»

 

- Кстати, ваши роли в кино - особая тема. Интернационал, да и только…

- В российских картинах я сыграл, кажется, все существующие азиатские нации (улыбается). Был якутом, японцем, китайцем, индейцем и т.д. Вот сейчас, например, играю параллельно: крымского татарина в одном проекте и воина-ордынца (фильм о событиях XV века) - в другом. Есть, кстати, в обозримом будущем еще одна весьма экзотичная роль - главы ненецкого поселка. Вот-вот стартуют съемки комедии о том, как нефтедобытчики приезжают в тундру осваивать буровые скважины. Кстати, в детстве я читал Юрия Рытхэу и мечтал сыграть чукчу. Так что мое желание почти исполнилось.

 

- У вас есть свое амплуа?

- Не люблю это слово, все роли разные. Сегодня мне хочется быть индейцем, завтра - японцем, сегодня - судимым, завтра - милиционером. Главное - разные характеры. Порой какой-нибудь бродяга может оказаться гораздо привлекательнее Гамлета. Жаль, я не могу мечтать о роли Пьера Безухова или князя Мышкина. Хотя, почему нет? Куросава же поставил «Идиота», где все роли исполняют японцы. Может, найдется такой проект и для меня?

ТЕАТР ИЛИ КИНО?

 

- Вам удается совмещать театр и кино?

- Есть мнение, что у тех, кто окончил ВГИК, не может быть работы в театре, просто не получится. Но я и многие мои однокурсники успешно совмещаем эти виды искусства. Я вообще снимаюсь в кино, начиная с третьего курса.

 

- Так было всегда? Ведь везение в актерской профессии не последняя вещь…

- Конечно, и я, и другие актеры прошли тяжелые времена в середине 90-х, когда кинематограф практически умирал. Тогда я ушел в бизнес, занимался полиграфией, работал в спортивном клубе. Из театра пришлось уйти. Нет, материально был обеспечен, но психологически давило крепко. Затем, слава Богу, все начало налаживаться. Я вернулся в театр, и первым спектаклем, в котором сыграл, был «Белый белый черный аист».

 

- Если вам приходится выбирать: роль в кино или театре, то…
- На это нет однозначного ответа, все зависит от обстоятельств, обязательств, условий, личной ответственности. В молодости, например, я прошел кастинг в картину на «Казахфильме», но отказался от роли, потому что надо было приступать к съемкам, а у меня - спектакль на выпуске. Пришлось отказаться, отец мой тогда сильно огорчился. Правда, два года назад я все-таки снялся в проекте казахского режиссера «Потерянный рай», поработал в команде с потрясающими, талантливыми людьми. Бывало и наоборот. Например, по причине занятости в крупных кинопроектах, я не смог сыграть в двух последних спектаклях Марка Вайля - «Радение с гранатом» и «Орестея», о чем очень сожалею. Но тогда просто не сумел подвести киношников, поскольку ранее уже дал слово. В актерской среде должна царить дисциплина: если спектакль начинается в 18:30, значит, в это время положено открывать занавес, и съемки тоже задерживать не стоит. Каждый сбой откладывает премьеру. Я вообще не понимаю, почему на самолет опаздывать нельзя, а на съемочную площадку можно?

 

- Из вас вышел бы строгий режиссер…

- В режиссуру уходят те, кто мечтает об этом. Я же считаю, что, если не снимать как Кустурица, Иоселиани, Феллини, лучше вообще не браться за это дело.

 

- А к личной, семейной жизни у вас такой же однозначный подход?

- У меня единственный брак, с супругой Надеждой мы вместе уже почти 35 лет. Она тоже человек творческий - долгое время работала хореографом во Дворце культуры ТТЗ. После выхода на пенсию стала, наверное, самой примерной бабушкой в мире. Дочь Александра живет в Москве, с отличием окончила РУДН, факультет дипломатии. Саша, слава Богу, никогда не стремилась в артистическую среду. Говорит, что насмотрелась в детстве на нас с женой и поняла, что не хочет жить такой же сумасшедшей жизнью, в которой нет стабильности. И это хорошо, потому что не у всех творческих людей карьера складывается так, как они мечтают. Хотя в детстве дочка играла в спектаклях и даже немного снималась в кино.

«ФИЛЬМЫ СМОТРЮ ТОЛЬКО НА ПРЕМЬЕРЕ»

- Роли на сопротивление - это не про вас?

- Нет, хотя все персонажи, которых я играл, далеко не моего склада и характера. Ни в одном из них не узнавал себя, и, наверное, это хорошо. Основатель нашего театра Марк Вайль говорил, что сыграть самого себя всегда тяжело. Однако есть персонажи, близкие мне: герои фильмов «На Муромской дорожке», «Возвращение в «А». И, конечно, моя первая главная роль в картине «Роща памяти», где я играл молодого человека, всеми силами рвущегося на фронт. В этой ленте я снялся с такими корифеями узбекского кинематографа, как Шукур Бурханов и Хамза Умаров.

 

- Такие фильмы приятно и пересмотреть…

- Если честно, я не очень люблю это делать, как правило, смотрю на премьере. А потом зачем? Любоваться? При повторном просмотре, как правило, всегда вижу свои ошибки, промахи режиссера, некачественный монтаж, вырезанные куски, неправильную озвучку… Давно я снимался в ленте «Сердца трех» по роману Джека Лондона, у меня была роль индейца. На озвучку в положенное время прилететь не успел, и за меня говорил другой актер. Когда же картину показали по ТВ, то я увидел следующее: бегает по прериям индеец и говорит с… украинским акцентом. Нет, фильм замечательный, но этот акцент рушит все впечатление. Хотя работать в нем мне было приятно, тем более - это мечта детства, сняться в ленте по Джеку Лондону.

О КРИТИКЕ

- В чем сложности вашей профессии?

- Я всегда положительно относился к критике. Если она исходит от профессионалов, то к ней необходимо прислушаться или, наоборот, отстоять свой взгляд на игру. Но в последнее время актеры очень сильно подвержены критике со стороны зрителей. Выходит фильм на экран и начинается: все не так, персонаж не похож, костюмы не подходят… После моей роли в российском фильме «Весной расцветает любовь» я получил много хороших отзывов, но некоторые комментарии в Интернете читать было откровенно неприятно. А картина о Высоцком «Спасибо, что живой!»… Ладно, у меня там роль небольшая, а Сергея Безрукова просто смешали с грязью. Если бы меня так - ушел бы из профессии, не выдержал. После ленты «Брак по завещанию» вообще пристали: почему все тайцы так хорошо говорят по-русски? Вопрос: почему в ставшей уже классической картине «Семнадцать мгновений весны» вас не смущает то же самое с немцами? Да, мы работаем, прежде всего, для зрителей, но сегодня обратная реакция с их стороны принимает форму какой-то вседозволенности.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

- Кино - ваше призвание с детства?

- Да, если бы не стал актером, то обязательно пришел бы в кинематограф осветителем, декоратором, помощником костюмера, чтобы иметь возможность промелькнуть в эпизоде. Когда я был совсем маленьким, папа купил черно-белый телевизор, и первым фильмом, который я посмотрел, был «10 тысяч мальчиков». С этого дня и стал бредить актерством. Поступать сначала поехал в ГИТИС, провалил экзамены, вернулся в Ташкент, поступил в Узбекский Государственный институт искусств и культуры на режиссерский факультет. Когда учился уже на третьем курсе, объявили набор во ВГИК, и я поступил туда. Но учеба в нашем вузе подарила мне отличные знания и встречу с будущей женой.

 

- А можете подробнее рассказать о вашей истории знакомства?

- На первом поточном занятии собрались, как водится, все студенты и вдруг влетают девочки с факультета хореографии. Я сразу заметил Ее и влюбился с первого взгляда. У Нади было много поклонников, до сих пор не понимаю, как получилось так, что она выбрала именно меня? Правда, как-то в одном интервью жена созналась: «Я сначала ушами полюбила. Он много говорил, читал стихи…». Самое удивительно, что у меня проблема с запоминанием стихов (смеется), хотя, может что-то и читал в романтическом порыве. Во всяком случае, думаю, что она просто почувствовала, как сильно я ее полюбил. И люблю сейчас.

«ЖИВИТЕ ТВОРЧЕСКИ!»

- Что вы загадали под бой курантов на Новый год?

- Ничего из ряда вон выходящего… Очень хочется, чтобы внук рос здоровым и крепким, чтобы в мире царила спокойная обстановка и все жили, желая друг другу только добра. В Ташкент я всегда возвращаюсь с теплыми чувствами, ведь это мой город. Здесь тепло, мама, друзья, театр... Еще желаю, чтобы люди во все свои действия вносили нотку творчества. Даже в поход на рынок! Тогда от любого дела вы будете получать удовольствие. Ходите в театры и кино, ведь культура и искусство делают мир чище, светлее и добрее…

 

Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА

21.01.№3

    Другие новости