В Министерстве инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана объяснили необходимость строительства комплекса Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке.
В статье заместителя начальника Департамента Музаффара Рахимджанова говорится, что важно было найти сильного инвестора, способного реализовать проект не наспех, а на высоком уровне – со школами, больницами, канализацией, парками и рабочими местами.
Компания Agalarov Development предложила $5 млрд инвестиций, строительство социальной инфраструктуры, экологические решения и поэтапную реализацию под контролем государства.
В Министерстве объяснили также причину задействования лишь одного инвестора на проекте.
Один девелопер – это единая архитектура, система канализации, транспорт, озеленение и ответственность. Если бы участок раздали нескольким застройщикам, возникли бы разногласия, хаос и сложность в контроле. В Саудовской Аравии для The Red Sea Project тоже выбрали единого оператора – чтобы сохранить экологию и целостность, - говорится в статье.
По данным МИПТ, проект полностью частный. Бюджет не участвует. Риски берёт на себя инвестор.
Кредиты привлекаются на коммерческой основе, ни о каком увеличении государственного долга речи совершенно не идет. Но при этом государство сохраняет жёсткий контроль на всех этапах реализации — от соблюдения экологических норм до прозрачности финансирования и социальной отдачи. Так строился Sani Resort в Греции – без копейки из бюджета, но с большим эффектом для экономики, - отмечается в публикации.
Арендная плата составила всего 17 млрд сумов, и в министерстве нашли ответ и на этот вопрос.
Ставка снижена до символических значений как инвестиционный стимул. Взамен инвестор платит $240 млн инфраструктурного сбора – больше, чем рыночная цена земли. Инфраструктурный сбор впервые взимается в Ташкентской области. Эти деньги идут на канализацию, дороги, мост и очистные сооружения. Свыше $100 млн останется на дальнейшее развитие и модернизацию, - пишет Музаффар Рахимджанов.
При этом земля остаётся в госсобственности. Передача в субаренду возможна только под строительство в рамках общей концепции, например – для международных отелей. При нарушении условий – договор аннулируется, земля возвращается государству.
Строить до завершения проектной документации разрешили по закону, что возможно в исключительных случаях. По данным МИПТ, решение принималось правительством с установлением жёсткого контроля: следит Генпрокуратура, создаётся межведомственная группа во главе с вице-премьером.
Также ведомство высказалось касательно опасений нарушения экологического баланса:
- Сброс сточных вод в Чарвак запрещён.
- Инвестор строит систему канализации за свой счёт.
- Кольцевая система канализации будет подключена к очистным сооружениям в Чирчике.
- Канализационная система значительно улучшит инфраструктурный потенциал близлежащих территорий.
- Также будут высажены деревья, внедрены энергоэффективные технологии, экологический контроль ведётся на всех этапах.
На вопрос почему дороги и коммуникации строит государство, отмечено, что "инфраструктура общего пользования (мосты, дороги) всегда строится за счёт государства – потому что ею пользуются не только туристы, но и местные жители". Инвестор компенсирует затраты через инфраструктурный сбор ($240 млн).