1

ГОРЯЧАЯ ВОДА И ОТОПЛЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Общество 21.10.2016, 15:02
Теги: Потребитель, ЖКХ-сфера
ГОРЯЧАЯ ВОДА И ОТОПЛЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Письма с вопросами о взаимоотношениях абонентов с поставщиком тепловой энергии - одни из самых распространенных в нашей читательской почте. Для чего сообщать поставщику услуг показания прибора учета? Положен ли перерасчет при выстывании воды? За что начисляется пеня? Откуда у меня такой долг?

Ответить на них мы попросили заместителя генерального директора УП ПО «Тошиссиккуввати» Марину НАРТИКОЕВУ. 

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ ТАРИФЫ?

В соответствии со ст. 3 Жилищного кодекса РУз (ЖК) регулирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг находится в компетенции Кабинета Министров РУз.

Буква закона

Взаимоотношения между теплоснабжающей организацией - поставщиком тепловой энергии и ее потребителями в многоквартирных домах регулируются Правилами оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (далее Правила), утв. постановлением Кабинета Министров РУз от 15.07.2014 г. за № 194. Документом установлены права, обязанности и ответственность между сторонами, вовлеченными в процесс теплоснабжения.

КАКОВЫ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ?

Согласно п. 12 Правил потребительские свойства и режим предоставления услуги теплоснабжения обязаны соответствовать установленным нормативам:

  • по отоплению

Температура воздуха жилых помещений в отопительный период должна составлять не менее 20°С в соответствии с установленным порядком, в жилых помещениях многоквартирных домов застройки до 1995 года и с нереконструированными внутренними системами отопления - не менее 18°С при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (уплотнение притворов окон, балконных и входных дверей, изоляция лежаков отопления);

  • по горячему водоснабжению

В соответствии с санитарными правилами контроля за централизованными системами горячего водоснабжения температура горячей воды в местах водоразбора должна быть в пределах 50-75°С.

 

ЕСЛИ НОРМЫ НАРУШЕНЫ?

При наличии неудовлетворительного отопления или горячего водоснабжения необходимо обращаться в районное управление УП ПО «Тошиссиккуввати». Выехав на место, его представитель произведет замеры параметров теплоносителя на вводе в жилой дом. Если они достаточны для поддержания нормативной температуры горячей воды и внутри помещения, то, возможно, потребитель не выполняет требований по остеклению и утеплению квартиры, или имеют место неисправности внутридомовой и внутриквартирной систем теплоснабжения. Тогда претензии на неудовлетворительное теплоснабжение должны адресоваться в ТЧСЖ. В свою очередь, представитель УП ПО «Тошиссиккуввати» может дать необходимые рекомендации для улучшения теплоснабжения квартиры и дома в целом.

Если параметры теплоносителя недостаточны по вине поставщика, то потребителю производится перерасчет.

Причину отсутствия отопления необходимо искать в каждом конкретном случае совместно с теплоснабжающей организацией и ТЧСЖ с составлением акта обследования, на основании которого можно будет предпринимать какие-либо дальнейшие меры.

 

ЧТО ТАКОЕ ВЫСТЫВАНИЕ, И ДЕЛАЮТ ЛИ ЗА НЕГО ПЕРЕРАСЧЕТ?

Часто поступают жалобы на то, что вода из горячего крана течет недостаточно прогретая, а то и вовсе прохладная. Такое явление специалисты называют выстыванием. Оно связано с технологическими особенностями существующей системы теплоснабжения. В Ташкенте функционирует двухтрубная зависимая система теплоснабжения с открытой схемой водоразбора. При этом на горячее водоснабжение потребителя поступает вода, циркулирующая в системе отопления. В межотопительный период водоснабжение обеспечивается по одному трубопроводу, что позволяет значительно экономить газ, холодную воду, электроэнергию, которые были бы необходимы для выработки и транспортировки тепловой энергии в режиме циркуляции. К тому же работа по одному трубопроводу обеспечивает возможность ремонта другого трубопровода и насосного хозяйства для качественной подготовки теплосетей к следующему отопительному сезону без перерыва горячего водоснабжения потребителей. Однако работа без циркуляции неизбежно приводит к выстыванию воды, поступающей на горячее водоснабжение. Действующими нормативными актами, в том числе Правилами, не предусмотрен перерасчет за выстывание горячей воды. Вместе с тем, учитывая, что этот процесс действительно имеет место в межотопительный сезон, УП ПО «Тошиссиккуввати» с 2004 года во взаиморасчетах с потребителями применяет рассчитанный специализированным институтом усредненный коэффициент выстывания в размере 6%. Он заложен в программу, и ежемесячно в межотопительный период автоматически производится перерасчет (уменьшение начисления) всем потребителям. Безусловно, усредненный показатель не отражает всего многообразия значений выстывания в жилых домах города, однако производить его расчет отдельно для каждого потребителя технически невозможно.

 

ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ, А ЗА ЧТО - ПОСТАВЩИК?

УП ПО «Тошиссиккуввати» в зоне своей эксплуатационной ответственности выполняет все работы по обеспечению потребителей горячей водой и отоплением. Границей балансовой принадлежности между поставщиком и исполнителем (ТЧСЖ, управляющая компания или же потребитель - в случае непосредственного управления таким домом) является цоколь многоквартирного дома. В случае расположения теплового пункта снаружи здания границей раздела являются фланцы входных задвижек элеваторного узла со стороны тепловых сетей (п. 64 Правил).

Надлежащее техническое состояние и эксплуатация внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения обеспечивается исполнителем (п. 65 Правил). Согласно п. 10 Правил подготовка внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, входящих в состав общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме, возлагается на исполнителя или самих собственников (в случае непосредственного управления таким домом).

Надлежащее техническое состояние внутриквартирного оборудования в помещении и их безопасная эксплуатация обеспечиваются потребителем (п. 66 Правил). При этом местом эксплуатационной ответственности собственника помещения является ответвление систем отопления и горячего водоснабжения от водоразборного стояка в помещение, принадлежащее собственнику.

 

 

ЗАЧЕМ СООБЩАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКА?

Начисление за услуги горячего водоснабжения (п. 94 Правил), оказываемые физлицам, производится по установленным тарифам ежемесячно в течение года.

Чтобы вести четкий учет расхода горячей воды, как у потребителя, так и у поставщика введена норма ежемесячного представления данных счетчика. Таким образом, потребитель обязан (п. 86 Правил) представлять поставщику показания приборов учета горячей воды ежемесячно до 25 числа по доступным каналам связи:

  • на веб-сайте teploenergo.uz;
  • по электронной почте: counter@teploenergo.uz;
  • по «горячей линии»: 200-00-56 с 09:00 до 18:00 (перерыв с 13:00 до 14:00, выходные - сб, вс);
  • в районных отделах УП ПО «Тошиссиккуввати».

В районных подразделениях УП ПО «Тошиссиккуввати» вывешены объявления о необходимости вовремя представлять данные прибора учета, представители поставщика разносят по квартирам потребителей уведомления об этом. В новые бланки квитанций по оплате потребления тепловой энергии также введена данная информация.

Если же потребитель не представил поставщику сведений о показаниях приборов учета за расчетный месяц (п. 96 Правил), начисление производится по среднемесячному расходу горячей воды (на начало и конец периода зафиксированных показаний прибора учета) до момента представления последующих показаний (либо до контрольного снятия показания прибора учета представителем УП ПО «Тошиссиккуввати»).

 

Например:

По адресу «А» были зафиксированы следующие показания счетчика:

  • на 24.02.2015 г. - 56 м3;
  • на 31.03.2015 г. - 63 м3.

В апреле 2015 года потребитель не представил поставщику показания счетчика, и для  начисления оплаты по горячему водоснабжению (ГВС) за этот месяц произведен следующий расчет:

  • период между зафиксированными показаниями прибора учета составляет 35 дней;
  • расход горячей воды за указанный период времени - 7 м3;
  • среднемесячный расход горячей воды - 6 м3 (7 м3/35 дней х 30 дней).

В итоге показания прибора учета, рассчитанные по среднемесячному расходу, составят 63 м3 + 6 м3 = 69 м3.

Когда же потребитель представит показания счетчика, УП ПО «Тошиссиккуввати» произведет перерасчет количества потребленной горячей воды по его фактическим показаниям за период от предыдущих. При этом перерасчет производится по тарифу, действующему на расчетный месяц корректируемого периода.

 

ВАЖНО!

Таким образом, в случае непредставления потребителем данных о показаниях прибора учета начисление по нормативу (то есть исходя из расчета на 1 человека в месяц (сум./чел./мес.) не производится, а высчитывается среднемесячный расход горячей воды.

 

Кстати!

Представитель поставщика обязан 1 раз в квартал проводить обследование системы отопления и горячего водоснабжения потребителей (п. 58 Правил), сверять со своими данными правильность снятия абонентами показаний индивидуальных приборов учета и представленных ими сведений о потребленном объеме горячей воды.

 

КУПИЛИ КВАРТИРУ? ВОВРЕМЯ ПЕРЕОФОРМИТЕ ДОГОВОР!

Потребитель обязан своевременно информировать поставщика услуг, в данном случае - УП ПО «Тошиссиккуввати» об изменении условий договора не позднее 10 рабочих дней с момента (дня) произошедших изменений (смены владельца, численности, площади, перевод из жилого фонда в нежилой и наоборот). Новый владелец (собственник помещения) обязан заключить договор в семидневный срок с даты смены хозяина жилья.

 

КАК НЕ ДОВЕСТИ ДО ПЕНИ?

В соответствии со ст. 34 ЖК и п. 98 Правил внесение обязательных платежей за предоставляемые коммунальные услуги должно осуществляться ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим. В случае неуплаты в срок собственники, наниматели, арендаторы помещений уплачивают пеню в 0,1% для физических лиц за каждый день просрочки, но не более 50% от суммы просроченного платежа.

Сурия МАГДЕЕВА

(№37 "Даракчи плюс", 2016г)

Комментарии

В Минэнерго объяснили, почему жители Юнусабада с утра остались без света

23.04.2024, 12:53

Сегодня в 09:10 произошла аварийная ситуация на трансформаторе 110 кВ «Т-2» на подстанции «Юнусабад» в Ташкенте.  В целях обеспечения безопасности трансформатор 110 кВ «Т-1» также был...
«Худудгазтаъминот» в свете повышения тарифов посоветовал установить автоматические газовые горелки

18.04.2024, 16:17

В связи с повышением тарифов на услуги газоснабжения АО «Худудгазтаъминот» попросило потребителей внимательно сверять показания на табло приборов учета газа и в персональном кабинете абонента...
В Veolia Energy Tashkent объяснили, почему раскопали трубопровод на улице на Чиланзаре

18.04.2024, 13:23

 Veolia Energy Tashkent меняет 424 метра сетевого трубопровода диаметром 400 мм по улице Чупонота Чиланзарского района. Работы позволят увеличить надежность подачи горячей воды и отопления для...
Глава "Юксалиш" призвал обеспечить открытость расходов на модернизацию энергоотрасли

18.04.2024, 12:37

Председатель движения «Юксалиш», депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Бобур Бекмурадов призвал при внедрении рыночных механизмов при расчетах за электроэнергию и газ учитывать некоторые моменты.  Напомним, постановлением...
Погода: Ташкент
Курсы валют