Знает ли вы, что в природе существует около 70 видов можжевельника? Из них три - Зарафшанский (или черный), Савурский и Туркестанский можжевельники - произрастают в горах Узбекистана.
Туркестанский можжевельник любит высокогорье, «выбирая места» на высоте 2500-3100 метров, Савурский можжевельник растет на высоте 1400-2500 метров, а Зарафшанский можжевельник - на высоте 2000 метров и ниже. Невозможно представить себе живописные горные пейзажи без этих удивительных растений. К тому же заслуживает внимания тот факт, что фитонциды, в большом количестве вырабатываемые хвойными деревьями, играют важную роль в обеспечении чистоты воздуха, они уничтожают возбудителей болезней живого организма. Поэтому эти редкие виды можжевельников охраняются законом, и работники инспекции по защите растительного и животного мира областного управления по экологии и защите окружающей среды проводят рейды с целью контроля за соблюдением требований Положения, утвержденного ПКМ РУз от 20 октября 2014 года.
В ходе такого рейда на территории кишлака Кушкул-Камашинского района было выявлено, что житель кишлака, заведующий в ООО «Кашкадарё тижорат савдо» Абдумурод Ибатов без соответствующего разрешения самовольно срубил редкий вид Зарафшанского можжевельника в количестве 54 кустов и использовал его на покрытие крыши амбара строящегося частного магазина, чем нанес вред растительному миру на сумму 68 млн.746 тыс. сумов.
В суде по уголовным делам Камашинского района Ибатов не признал свою вину, и сказал, что они были старые, он взял 32 шт. несколько лет назад у односельчанина Э.Хушвактова, когда тот сломал хлев.
Но никакие оправдания не помогли: эксперты установили, что редкий вид можжевельника был срублен недавно. Вина самовольщика была доказана еще и другими обстоятельствами.
***
Согласно приговору суда А. Ибатову было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Нанесенный ущерб обязали выплатить в пользу Инспекции по защите растительного и животного мира областного управления по экологии и защите окружающей среды.
История из газеты «Хукук» № 36.
Перевод Зухры АЙХОДЖАЕВОЙ.






