Как родителям защитить своих детей от отрицательного влияния Всемирной паутины? Ведь, как отмечают психологи, нельзя просто запретить им пользоваться Интернетом - это тоже может привести к негативным последствиям. Надо сделать данный ресурс безопасным для вашего ребенка.
Для этого специалисты Центра обеспечения информационной безопасности при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработали специальное пособие по защите молодежи в онлайн-среде.
Эксперты по информационной безопасности выделили 5 наиболее важных видов опасности:
- потеря родительского авторитета;
- перевернутая система культур, идей и идеологий;
- анонимное интернет-общение;
- потеря персональных данных;
- игромания.
Учитывая, что любой ребенок - индивидуален, и к каждому нужен свой подход, детей разделили на следующие возрастные категории:
- 7-10 лет - в этом возрасте ребенок активно познает неизведанное, что требует контроля над предоставленной ему информацией. Большинство пользователей данной группы только научились читать и до конца не понимают, на какой сайт они вошли и с каким контентом могут столкнуться. Дети в основном пытаются найти что-то интересное в Сети, поэтому пользование ими Интернетом должно все время контролироваться родителями или кем-либо из взрослых. Целесообразно фильтровать информацию в Сети или же частично ограничить те ресурсы, которые вредны для подрастающего поколения.Например, путем создания списка безопасных веб-сайтов или использования подходящих фильтрующих программ;
- 10-13 лет - данный возрастной этап очень важен, поскольку является сложным переходным периодом для ребенка. В это время дети начинают многое осознавать и становятся наиболее любопытными, что толкает их к поискам других стереотипов, в том числе и в Интернете;
- 13-16 лет - данная категория охватывает довольно обширный круг молодежи и требует особого подхода, учитывая то, что именно в этом возрасте подросток формируется как личность. Эта категория молодых людей активно пользуется Интернетом, который является для них большой базой информации, средством общения с друзьями, местом проведения досуга, а также социальными сетями и мессенджерами. Главной проблемой здесь является то, что родители зачастую перестают контролировать своих детей, считая их уже достаточно взрослыми. Этот период можно считать возрастом «информационного голодания», когда подросток становится старше, и ему хочется знать все и даже больше. Выход в онлайн для многих является частью повседневной жизни.
Средняя продолжительность непрерывного нахождения детей и подростков в Интернете, по мнению большинства психологов, врачей, педагогов, должна быть следующей:
7-10 лет - 1 час в день;
10-13 лет - 1,5 часа в день;
13-16 лет - 2 часа в день.
Рекомендации родителям:
- поговорите с ребенком, объясните, что ему разрешено, а что запрещено делать в Интернете;
- ограничьте время нахождения чада в Сети и постарайтесь проводить время за компьютером вместе с ним (если ребенку 7-10 лет);
- если детям разрешено использовать месенджеры (Телеграм, Вайбер и пр.), расскажите им об опасностях отправки сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют;
- старайтесь знать всех виртуальных друзьях ваших детей. Объясните ребенку, что нельзя встречаться с приятелем «из Интернета» в реальной жизни наедине;
- внесите нежелательные сайты в «черный список» браузера или установите функцию «Родительский контроль» на вашем компьютере. Это поможет избежать посещения вредных сайтов в ваше отсутствие;
- расскажите детям, что виртуальный друг может оказаться совсем другим человеком, не таким, каким они его/ее представляли;
- если ребенок хочет встретиться с виртуальным другом, объясните ему, что он должен пойти не один, а позвать с собой взрослого, чтобы избежать любой проблемы, если встреча обернется разочарованием;
- если ребенок пользуется социальными сетями, попросите поделиться информацией, размещенной в его аккаунте, а также логином и паролем. Контролируйте любую информацию на страничке вашего чада;
- попросите детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные чувства или дискомфорт при посещении Интернета.
Сурия МАГДЕЕВА