Мобильные операторы Узбекистана Ucell и Beeline призвали абонентов к бдительности в связи с увеличением случаев мобильного мошенничества.
В последнее время на телефоны узбекистанцев начали активно поступать звонки с международных номеров ( по словам пользователей, звонки поступают из Словении, Сомали, Китая).
Схема мошенничества такова: абоненту звонят с неизвестного номера (чаще всего с зарубежного). При ответе на звонок, связь внезапно обрывается, и абонент получает SMS с неизвестного номера с просьбой перезвонить. При дозвоне на данные номера, абонент попадает на автоинформатор, задача которого - как можно дольше удержать на линии, пока с лицевого абонентского счета снимаются деньги.
Мобильные операторы рекомендует абонентам не перезванивать во избежание нежелательных списаний с баланса.
Другими распространенными видами мобильного мошенничества являются:
- Абонент получает SMS-сообщение с уведомлением о выигрыше или его просят совершить определенные действия.
- Абонент получает SMS-сообщение о блокировке банковской карты, после чего ему предлагают совершить звонок и определенные действия.
- Мошенник звонит абоненту и представляется сотрудником оператора связи, который проводит тестирование какой-либо услуги. Абонента просят совершить звонок или другие действия с телeфоном.
- Абонент получает SMS-уведомление о необходимости отправить SMS-сообщение на короткий номер для разблокировки аккаунта в социальной сети.
- Абонент с неизвестного номера получает MMS-открытку или SMS-сообщение, содержащие активные ссылки.
На сайте Ucell приведена подробная инструкция, как обезопасить себя от мобильного мошенничества:
- Не торопитесь следовать инструкциям, запросам и/или выполнять действия под диктовку незнакомого человека;
- Не доверяйте сомнительным источникам;
- Не сообщайте персональные данные неизвестным лицам, даже если они представились сотрудниками банка или других уполномоченных учреждений / органов;
- Не размещайте в социальных сетях конфиденциальную информацию;
- Не открывайте вложенные файлы и не переходите по активным ссылкам, полученным с неизвестных номеров;
- Удаляйте сообщения, содержащие активные ссылки и полученные с неизвестных номеров;
- Не устанавливайте приложения с сомнительных источников;
- Используйте антивирусное программное обеспечение для телефонов, предоставленное только официальными поставщиками;
- Не отправляйте SMS-сообщения на сомнительные номера;
- Не перезванивайте на неизвестные международные номера, уточняйте в Контактном центре страну, с которой поступил звонок или пришло SMS-сообщение;
- Не отдавайте свою SIM-карту в чужие руки, не оставляйте её в сервис-центрах или пунктах ремонта телефонов. Помните: клонирование SIM-карт на современном оборудовании занимает лишь несколько минут. Клонированная SIM-карта может принести серьезный ущерб финансового и нефинансового характера;
- Будьте внимательны при перечислении средств, пользуясь услугой "Мобильный перевод". Перечисляйте деньги только на известные Вам номера и внимательно проверяйте введенные данные;
- Помните IMEI (уникальный код) своего телефона! IMEI определяется вызовом на номер *#06#. В случае утери/кражи, у Вас есть шанс найти свой телефон, если с него совершен хоть один звонок. Необходимо в самые кратчайшие сроки обратиться в ближайший офис абонентского обслуживания для блокировки или восстановления SIM-карты. Одновременно, необходимо обратиться в милицию.
Также даны советы родителям:
- Не покупайте ребенку дорогой мобильный телефон;
- Отключите на мобильном телефоне ребенка услуги роуминга, международной связи и GPRS-Интернет;
- Для защиты своего ребенка от нежелательных звонков, воспользуйтесь услугой "Фильтр звонков";
- Расскажите ребенку о правилах набора экстренных служб
- Установите на телефоне ребенка быстрый набор Ваших контактных номеров, позволяющий осуществить вызов нажатием одной клавиши;
- Воспользуйтесь услугой "Родительский контроль", позволяющей ограничить доступ к определенным веб-страницам.