Президент Узбекистана подписал Постановление "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы".
В документе важнейшими направлениями совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан названы преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи – «Налоговая служба – надежный партнер добросовестного налогоплательщика»; создание принципиально новой системы налогового администрирования и контроля, а также применения превентивных и упреждающих мер по недопущению коррупционных факторов; устойчивое формирование доходной части бюджетов за счет обеспечения своевременности и стабильности поступления налоговых платежей, максимального снижения и упрощения административных процедур, расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого оборота в экономике и т.д.
С 1 января 2019 года органы государственной налоговой службы будут оказывать сервисные услуги налогоплательщикам в виде исчисления единого налогового платежа для субъектов предпринимательства в сфере услуг, торговли и общественного питания, единого земельного налога, земельного налога с юридических лиц, а также налога на доходы физических лиц по декларируемым доходам на основе информации об их банковском обороте, а также других внешних источников, с направлением уведомлений о сумме начисленных налогов через «персональный кабинет» налогоплательщика.
Государственному налоговому комитету, Министерству финансов, Центральному банку и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан по итогам изучения передового опыта зарубежных стран в месячный срок поручено утвердить комплекс мер по поэтапному расширению перечня налогов и других обязательных платежей, исчисляемых органами государственной налоговой службы на основе внешних данных и деклараций налогоплательщиков.
С 1 октября 2018 года:
- органы государственной налоговой службы по результатам хронометража деятельности хозяйствующих субъектов направляют требование об осуществлении исчисления налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период, а при повторном выявлении занижения, эти действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов;
- уплачиваемая сумма налога за налогоплательщика-физическое лицо третьими лицами не является налогооблагаемым доходом налогоплательщика;
- органы государственной налоговой службы ведут паспортизацию налогоплательщиков с составлением акта обследования, являющегося основанием для начисления налогов и других обязательных платежей.
Документом установлены основные критерии оценки эффективности деятельности органов государственной налоговой службы:
- количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы органов государственной налоговой службы, а также жалоб на их действия и решения;
- общая сумма налогов и других обязательных платежей, взысканных по результатам камерального контроля;
- сумма выявленных резервов увеличения доходов государственного бюджета и уровень их взыскания по результатам хронометража и обследования;
- численность налогоплательщиков, по которым составлены паспорта;
- полнота взыскания начисленных налогов и других обязательных платежей и уровень снижения налоговой задолженности;
- уровень использования «персонального кабинета» при взаимоотношениях с органами государственной налоговой службы;
- охват налогоплательщиков, применяющих программные продукты по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин.
Работники органов государственной налоговой службы премируются за счет Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в размере до 10 процентов от суммы:
- взысканных налогов и других обязательных платежей по результатам камерального контроля;
- налога, уплаченного налогоплательщиком, выявленного по результатам хронометража и паспортизации за один месяц;
- взысканных налогов по результатам налоговых проверок.