1

ДИСКРИМИНАЦИЯ «ПЛАСТИКА»

Общество 06.08.2016, 12:20
Теги: Пластиковые карты
ДИСКРИМИНАЦИЯ «ПЛАСТИКА»

«Мы живем на массиве Сергели. Отовариваться ходим на Сергелийскую ярмарку, но сталкиваемся с проблемами при оплате продуктов пластиковой карточкой. Посредством безналичного расчета невозможно купить куриные окорочка, яйца... В магазине такая ситуация: если детское питание стоит 10 000 сумов, то при оплате «пластиком» цена товара тут же меняется на 11 500 сумов. И так практически везде: при предъявлении карточки все дорожает на 10%. На Сергелийском оптовом базаре тоже нет терминалов (кроме одного магазина), продавцы отвечают, что аппарата нет, или он сломался. Приходится ехать на чиланзарскую оптовку (Катартал), где практически все можно приобрести по карточке, и цены при этом не завышены. Но почему мы должны ездить так далеко, если в своем районе есть два крупных рынка?»

Это письмо пришло в редакцию от нашей читательницы - жительницы Сергелийского района г. Ташкента Ирины Лотовой. Наверняка, как и автор письма, многие жители столицы и других городов сталкивались с ситуацией, когда при обращении к продавцу с вопросом о стоимости товара, слышишь: «А как будете расплачиваться?». И часто получается так, что если вы платите наличными, то цена несколько ниже, да еще и поторговаться  можно. При виде  же «пластика» торговцы не желают уступать ни сума. На вопрос, почему с такой неохотой принимают оплату картой, продавцы отвечают, что в банке сложно получить заветный нал, а ведь свой товар многие предприниматели  приобретают именно за наличный расчет.

Сегодня практически все работающее население получает заработную плату на пластиковые карточки (частично или полностью), такая же ситуация обстоит и с пенсионерами. Учитывая это, вполне оправдано недовольство граждан, сталкивающихся с проблемами при расчете безналом не только при приобретении продуктов питания и товаров народного потребления, но и в сфере обслуживания. Очень редко можно встретить киоск Paynet, где есть терминал, не все салоны красоты и медицинские центры принимают «пластик». И это в свете того, что Государственный налоговый комитет РУз выдвинул на рассмотрение Кабинета Министров РУз проект постановления «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы безналичных расчетов в сфере розничной торговли и оказания услуг населению». Документом также намечен поэтапный ввод в эксплуатацию современных моделей контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией онлайн-передачи данных по расчетам в наличной форме в органы государственной налоговой службы. Планируется, что с 1 января 2018 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели в сфере розничной торговли и оказания платных услуг (за исключением отдельных категорий хозсубъектов) должны будут осуществлять денежные расчеты с населением исключительно посредством онлайн-ККМ, а также платежных терминалов с выдачей чека, содержащего уникальный код.

 

ПРИБЫВ НА МЕСТО, МЫ ВЫЯСНИЛИ…

Чтобы ознакомиться с ситуацией в Сергелийском районе, мы побывали на указанной в письме Сергелийской ярмарке и принялись опрашивать продавцов мясных и куриных ларьков на предмет наличия терминала. Только двое из десяти выразили готовность обслужить нас по безналичному расчету, остальные сослались на отсутствие терминала. То же самое мы наблюдали, опрашивая продавцов в точках продажи молочной продукции. На прилавках же, где реализуют фрукты и овощи, говорить о терминале даже не приходится.

Как сообщили нам руководитель рынка Сирожиддин ИСМАИЛОВ и инспектор отдела Главного управления  по контролю за деятельностью рынков  и торговых комплексов города Ташкента Зафар СУВОНОВ, базар контролирует только  торговые места-прилавки (на данном рынке их 113), то есть продавцов, стоящих именно за прилавками. Как правило, это дехкане, представители фермерских хозяйств, реализующие свою продукцию. Они не обязаны иметь терминал, так как эти места не закреплены за ними официально: сегодня есть товар - приехал на рынок, а завтра - как получится.

А вот контроль за розничными стационарными торговыми точками (магазинами, мини-маркетами, киосками, ларьками) осуществляет налоговый комитет. Эти пункты продаж согласно законодательству должны в обязательном порядке иметь терминал.

- Относятся ли они к рынку?

-  Нет, только платят небольшой взнос за пользование рыночной инфраструктурой.

- То есть овощи, фрукты и зелень, которые, как правило, можно купить только на рыночных прилавках, а не в магазинах, потребитель приобрести по терминалу не может? Как же быть тем, кто получает 100% зарплаты на карточку? Отказаться от этих продуктов?

- При любом дехканском рынке действует государственная программа «Элга хизмат». Под этой вывеской расположен целый ряд прилавков, на которых продаются продукты (картофель, лук, помидоры, яйца, мясо, рис и другие) от дехканских хозяйств, с которыми каждый рынок заключает договоры. Так, населению предоставляют возможность приобрести товар по доступным ценам, которые гораздо ниже тех, что представлены на основных прилавках. Получается, эти пункты выполняют еще одну функцию - сдерживают рост цен. Глядя на них, недобросовестный продавец-частник уже не посмеет установить заоблачную стоимость на свой товар. Точки «Элга хизмат» должны принимать оплату как наличными, так и за безналичный  расчет.

 

ТАК ЕСТЬ ЛИ ТЕРМИНАЛЫ?

В этот день мы побывали и у начальника налогового управления Сергелийского района Фархода УРМАНОВА. Фарход Мавлянович принял нас весьма радушно, выслушав все доводы и претензии.

- Соглашусь, что ситуация, возможно, далека от идеальной, и существуют определенные проблемы. Но работа ведется, и наше управление со своей стороны принимает все необходимые меры, чтобы потребитель мог реализовать право расплачиваться пластиковыми карточками. Хочу сказать, что если покупатель столкнулся с недобросовестной работой продавца, т.е. намеренным завышением цен при безналичном расчете или же сокрытием терминала, то он может обратиться по «телефонам доверия» в налоговые службы, и по истечении трех дней ему обязаны дать ответ о том, как решилась данная проблема.

 

Слова руководителя районного налогового управления подтвердил и начальник отдела Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов города Ташкента З. МАВЛОНОВ (в ответе на наше официальное письмо):

- Если покупатели сталкиваются с ситуацией, когда происходит продажа одного и того же товара по двойной цене: в первом случае за наличные, во втором - при расчете пластиковой карточкой, а также при отказе продавцами в приеме платежей посредством  «пластика», они могут обратиться с заявлением в налоговые органы или по «телефонам доверия».

Сегодня большинство торговых точек, в том числе в торговом комплексе ООО «Sergeli Trading Solution» и на рынке АО «Сергели дехкон бозори» оснащены платежными терминалами. Предприниматели, не имеющие в настоящее время данных аппаратов, обратились в обслуживающие банки с соответствующими запросами. Сотрудниками нашего отдела усилен контроль за соблюдением правил торговли и оказания услуг при осуществлении взаиморасчетов, в том числе приема платежей через терминалы. По выявленным фактам нарушений правил торговли и оказания услуг в отношении нарушителей принимаются меры согласно действующему законодательству.

 

НЕБЫВАЛОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Значит, как свидетельствует текст письма, терминалы на Сергелийской ярмарке есть. Но, получается, только на бумаге? Мы попросили Фархода Мавляновича выйти с нами на территорию рынка и стали свидетелями поистине сказочного преображения. Продавец куриного мяса, который буквально час назад отказал нам в приеме «пластика» при виде начальника районной налоговой службы, тут же принял оплату по терминалу. То же произошло и с другими торговыми точками. Большим минусом каждой из них стало отсутствие соответствующей надписи о том, что имеется терминал, на что им и указал Фарход Мавлянович. 

Мы стали свидетелями того, как несколько покупателей, уже держащие наготове купюры, услышав о том, что терминал все-таки есть, спешили достать  свои карточки. Это, конечно, хорошо, но… согласитесь, невозможно каждый раз ходить на рынок с начальником районного налогового управления. Все-таки хотелось бы, чтобы порядок был постоянным, а не временным явлением.

 

ГОВОРИТ БАНК

С вопросами о том, как сегодня обстоят дела с  оснащением  объектов торговли  терминалами, редакция газеты обратилась в Центральный банк РУз. Отвечает первый заместитель председателя Центрального банка РУз  У. МУСТАФОЕВ:

- В рамках реализации указов и постановлений Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова по стимулированию использования пластиковых карт банками совместно с налоговыми органами и местными органами власти принимается комплекс мер по развитию безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» от 19.04.2010 г. за № ПП-1325 хозяйствующие субъекты, осуществляющие расчеты с населением в сфере розничной торговли и платных услуг, подлежат обязательному оснащению расчетными терминалами.

- В какие сроки планируется обеспечить ВСЕХ поставщиков товаров и услуг терминалами для безналичного расчета? Почему в регионах страны (судя по обращениям наших читателей) гораздо менее интенсивно происходит этот процесс?

- Сегодня коммерческими банками установлено более 188,1 тыс. платежных терминалов в объектах розничной торговли и платных услуг и принимаются соответствующие меры по увеличению их количества. В частности, только в 2015 году, кроме Ташкента, в регионах республики установлено более 20,3 тыс. платежных терминалов, а их общее количество составило 146,8 тыс. Следует отметить, что оснащение инфраструктуры платежными терминалами находится в постоянном процессе, который зависит от количества вновь созданных объектов розничной торговли и платных услуг, а также заявок от хозяйствующих субъектов на их установление.

- Какую процедуру необходимо пройти владельцу торговой точки, чтобы получить терминал? Сколько времени это занимает? Такой вопрос назрел на почве высказываний самих продавцов, которые жалуются, что подолгу стоят в очереди «за выдачей терминала».

- Порядок оснащения платежными терминалами в торгово-сервисных предприятиях и их использование регулируется Положением о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением (зарег. Министерством юстиции РУз от 27.07.2009 г. за № 1986). Для  установки  терминала руководитель объекта торговли и сферы услуг  (подлежащего к обязательному установлению платежного терминала) письменно или в электронной форме обращается в обслуживающий коммерческий банк в течение пяти рабочих дней со дня открытия основного депозитного счета до востребования. Данные учреждения выделяют платежные терминалы в течение месяца со дня поступления письменных обращений об их установке. Следует отметить, что в настоящее время на складах коммерческих банках имеется достаточный резерв терминалов.

 

Кстати. Платежные терминалы должны быть установлены в обязательном порядке* на следующих объектах розничной торговли и оказания услуг, осуществляющих денежные расчеты с населением:

кассы продажи авиа- и железнодорожных билетов;

кассы автовокзалов и автостанций;

автозаправочные станции;

гостиницы;

кредитные (микрокредитные организации, ломбарды) и страховые организации и другие субъекты финансового рынка;

стационарные торговые точки, в том числе аптеки (независимо от размера занимаемой площади);

объекты общественного питания;

пункты приема платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги и  телефонной связи, в том числе сотовой;

места временного хранения автотранспортных средств;

отделения связи;

объекты бытового обслуживания, а также проведения культурно-массовых и зрелищных мероприятий;

другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие денежные расчеты с населением.

* за исключением объектов, имеющих в соответствии с законодательством право оказания денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

 

- Накладываются ли штрафные санкции на продавцов, которые нарушают правила расчета по терминалу (намеренно завышают цену или вообще прячут аппарат)?

- Пунктом 12 Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением установлено, что при осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек необоснованное завышение цен на товары (работы, услуги) не допускается, равно как и отказ обслужить по терминалу. В противном случае необходимо обратиться по «телефонам доверия» в городские или районные налоговые органы, поскольку п. 14 данного Положения определено, что наличие на объектах торговли и сферы услуг расчетных терминалов для приема платежей посредством банковских пластиковых карточек и их обязательного использования находится под контролем органов Государственной налоговой службы. При отказе осуществить платеж посредством «пластика» налагаются штрафы в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РУз.

В республике безналичные расчеты осуществляются посредством пластиковых карточек, функционирующих в режиме офлайн, а также VISA и  SmartVista, которые  работают в онлайн-режиме. В настоящее время все платежные терминалы принимают к оплате любой «пластик».

Сурия МАГДЕЕВА ("Даракчи-плюс" №20 от 19 мая 2016г.)

 

Комментарии

Платежную систему HUMO решено приватизировать

29.04.2024, 08:13

Национальная платежная система HUMO будет приватизирована в соответствии с постановлением президента Узбекистана от 19 апреля о дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике.  Согласно документу,...
Житель Юнусабада лишился 11 млн сумов с карты, продиктовав код "банковскому сотруднику"

12.03.2024, 08:15

29-летний житель Юнусабадского района Ташкента К.А. лишился 11 млн сумов со своей пластиковой карточки, о чем заявил в правоохранительные органы. В результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками...
Безналичные платежи за проезд в общественном транспорте показали рекордный рост в 2023 году

26.01.2024, 08:09

В 2023 году через платежную систему АТТО в общественном транспорте столицы и регионов было совершено 369,8 млн транзакций (увеличение на 65,2% по сравнению с 2022 годом).  За...
Житель Намангана перевел преступнику более 8 млн сумов, рассчитывая купить криптовалюту

17.01.2024, 17:42

Правоохранительные органы арестовали подозреваемого в краже, предлагавшего купить криптовалюту,  сообщил Центр кибербезопасности МВД.  В Давлатабадский РОВД Наманганской области с заявлением обратился 29-летний местный житель. По словам...
Погода: Ташкент
Курсы валют