1

Каждый ребенок должен воспитываться в семье: разговор с экспертом об усыновлении

Общество 03.02.2022, 10:37
Теги: Дети, Социальная защита
Каждый ребенок должен воспитываться в семье: разговор с экспертом об усыновлении

В последнее время в Узбекистане со стороны руководства страны уделяется большое внимание детям сиротам и детям, оставшимся без опеки родителей.
 

Одним из важных документов в этом направлении является Постановление Президента РУз «О мерах по внедрению кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 12 августа 2021 года. Основная идея сегодняшних решений правительства по реформированию данной системы состоит в том, чтобы каждый ребенок жил и воспитывался в семье. 

Однако усыновление ребенка - очень ответственный и сложный шаг, сделать который не всегда просто. Кто же может помочь в этом вопросе,что движет теми, кто хочет усыновить ребенка, и как не навредить ему? Об этом наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры Университета общественной безопасности Геленой ХРУЛЬНОВОЙ. 

- Воспитание приемного ребенка - это всегда благо как с религиозной точки зрения, так и с позиции истинных человеческих ценностей. Ведь не зря в народе говорят: «Не молись, не постись, а пригрей сироту», «Помочь сироте, что к богу прикоснуться» или «Сирота в дом- счастье в дом». Но если семья решила взять на воспитание ребенка, то ей в первую очередь необходимо проанализировать свои побуждения и определить,что ею движет. 

- А какие мотивы чаще всего движут супружескими парами, желающими усыновить ребенка?

Наиболее частые мотивы приемных родителей это:

-  По медицинским показаниям не могут родить собственного ребенка;

-  Желание помочь ребенку, который оказался лишенным семьи. И эта мотивация самая лучшая для последующего развития ребенка;

-  Смерть родного ребенка. Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как ни жаль, но это не так. Каждый ребенок - отдельная личность и не может повторить кого-либо ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь;

- Отсутствие собственных детей - бегство от одиночества. Свои дети выросли, а силы воспитать еще детей есть, это так называемый эффект пустого гнезда;

- Угодить Богу. Савоб (доброе дело);

-  Признание в обществе и др.

Важно отметить, что желание иметь детей представляется для многих естественным, но когда заявители при помощи специалиста углубляются в этот вопрос,то выясняется,что за ним стоит очень многое, и ответы на него порой трудно осознать и сформулировать. Так, например, за высказыванием «Хочу, чтобы в семье был ребенок» скрывается мотив - не отличаться от тех, кто имеет ребенка, поднять собственную самооценку. Изучая мотивацию принятия ребенка, специалисты убедились, что не существует какой-то одной причины. Все мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Даже негативный мотив, сочетаясь с несколькими позитивными, может способствовать успеху. Чем больше разнообразие мотивов движет кандидатом на усыновление,тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная позитивная мотивация может сама по себе являться мощным ресурсом. 

- На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько семейных форм устройства ребенка. Какие именно?

- Действительно,в нашей стране есть такие формы устройства ребенка, как: 

- усыновление - принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Процесс усыновления осуществляется через суд;

- опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство- над детьми от 14 до 18 лет;

- патронат (приемная семья). Принятие детей в семью на воспитание (патронат) осуществляется добровольно и производится на основе специального соглашения, заключенного между органами опеки и попечительства и лицами, желающими принять детей. На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных и лечебных учреждениях, а также учреждениях социальной защиты населения;

- детский дом семейного типа - воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Родителями-воспитателями могут быть граждане Республики Узбекистан, состоящие в зарегистрированном браке, в возрасте от 35 до 50 лет. В настоящее время в разработке новая версия положения о детском доме семейного типа, поэтому необходимо следить за изменениями.

О том, какую именно форму выбрать, зависит только от решения будущих приемных родителей, их моральных, психологических, физических и финансовых возможностей.

- Усыновление, опека и попечительство, патронат - какая бы форма ни была выбрана, в любом случае это очень ответственный шаг. Скажите, а семьи, желающие усыновить ребенка, проходят какую-то подготовку, беседы с психологом? 

- На сегодняшний день в Узбекистане пока только граждане, желающие взять ребенка в семью на патронат или открыть семейный детский дом, проходят обязательную подготовку. В настоящее время у нас только строится система подготовки и сопровождения приемных родителей, и в дальнейшем прохождение обучения перед принятием приемного ребенка будет обязательно для всех. Но пока этого нет, очень важно перед таким важным шагом, как принятие чужого ребенка в семью, изучить специальную литературу для приемных родителей, ее можно найти в интернете или у соответствующих специалистов. 

Специалисты Центра социальной адаптации детей (РЦСАД) создали методическую базу по работе с приемными семьями и на протяжении 15 лет оказывают психологические, социально-правовые консультации лицам, желающим взять приемного ребенка и самим приемным семьям. 

- Еще один важный вопрос - где искать ребенка? 

- Здесь может быть 3 варианта: 

1) из знакомой семьи, где по разным причинам ребенок остался без опеки родителей; 

2) знакомый вам ребенок, который остался без опеки родителей и находится на воспитании в детском учреждении; 

3) вы хотите взять незнакомого ребенка.

В первых двух случаях вы собираете все документы и выносится решение о назначении вас опекуном (или другим замещающим родителем) этого ребенка, после чего вы становитесь его законным представителем.

В третьем варианте вам предстоит поиск ребенка в детском доме. В нашей стране существуют несколько типов учреждений для детей-сирот: Дома ребенка (здесь пребывают дети от рождения до 3-4 лет), дома «Мехрибонлик» разных типов в зависимости от возраста детей. В детских домах-интернатах «Мурувват» для детей с психофизическими нарушениями также много детей, оставшихся без опеки родителей.

- Правда ли то, что сегодня не каждый ребенок, находящийся в детском доме, может быть усыновлен?

- Да, это действительно так. Большинство детей в наших сиротских учреждениях имеют родителей, по разным причинам отказавшихся от их воспитания. А если ребенок сирота, то у него могут быть родственники, которые сами не желают забирать ребенка и не отдают его в замещающую семью. Но если, например, супружеская пара решила взять именно такого ребенка, то не стоит отчаиваться. Можно просто выбрать такую форму устройства, как патронат, опека/попечительство, или брать ребенка на выходные и каникулы. 

Кроме того, согласно законодательству РУз, без согласия родителей усыновление производится в случаях, если родители:

- неизвестны;

- лишены родительских прав;

- признаны недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими; 

- более одного года не навещали ребенка в детских или медицинских учреждениях без уважительных причин.

Таким образом, многих воспитанников, родители которых никаким образом не принимают участие в воспитании своих детей, можно устроить в замещающую семью. 

- Сегодня в республике идет нацеленность на то, чтобы в стране стало как можно меньше детских домов и каждый ребенок обрел свою семью. По вашему мнению, что для этого нужно сделать?

- Действительно, каждый ребенок должен жить и воспитываться в заботливой семье. Но для достижения этой цели необходимо решить несколько задач: самое основное - усилить меры, направленные на профилактику социального сиротства. В первую очередь развивать систему оказания социальной помощи семьям на раннем этапе неблагополучия, чтобы предупредить попадание ребенка в сиротское учреждение. Опыт Республиканского центра социальной адаптации детей показывает, что иногда достаточно разъяснить родителям, к каким негативным психологическим и юридическим последствиям для ребенка и родителя может привести отрыв малыша от семьи, дать психологические консультации по развитию родительских навыков, помочь в решении медицинских, юридических вопросов, трудоустроить родителей. И тогда родители, поверив в свои силы, меняют решение об устройстве ребенка в дома «Мехрибонлик».

К сожалению, некоторые сотрудники школ, махаллей, хокимиятов часто относятся к этой проблеме так «нет ребенка - нет проблемы», им легче устроить его в интернатное заведение, чем потратить время на поддержку семьи. В итоге 40% детей в сиротских учреждениях из малообеспеченных семей и имеют обоих родителей. К тому же, не все родители нуждающиеся - некоторые устроили в детский дом своего ребенка, чтобы воспользоваться льготами, предназначенными для детей-сирот, чтобы дети получили, на их взгляд, более качественное образование; есть те, кто уехал в трудовую миграцию. А есть и такие, которые развелись и устроили свою личную жизнь, а ребенок от первого брака стал никому ненужным. Или те, кто добивается, чтобы их ребенок попал в дом «Мехрибонлик», не понимая, что это не интернат для одаренных детей, а учреждение для детей-сирот, у которых нет родителей.

- А что в этом случае может сделать общество? 

- Не оставаться равнодушными, когда вдруг соседский ребенок ходит голодным, избитым, пропускает школу. Если соседи, учителя не обратят внимание на такое изменившееся поведение ребенка, то как об этом узнают сотрудники махалли и органы опеки? Вот и получается потом, что ситуация в семье становится настолько кризисной, что ребенка изымают из семьи.

Итак, первое и это самое главное- оказать поддержку кровной семье, будь то мать, которая попала в такое положение, что готова отказаться от новорожденного ребенка, или родитель с детьми, потерявший жилье. Важно не забывать, что для государства самая экономически выгодная мера - это профилактика социального сиротства. Даже если придется помочь семье с получением жилья, на это уйдет меньшая сумма, чем пребывание ребенка в доме «Мехрибонлик», а затем после выпуска этот ребенок получит жилье и пособие.

Второе, необходимо развивать систему отбора, подготовки и сопровождения приемных семей.Если не удается помочь кровной семье, то можно подыскать для ребенка замещающую семью. Но здесь также много нюансов. Например, в ближнем и дальнем зарубежье много лет существует институт приемной (фостерной) семьи, где создана хорошо функционирующая система отбора, подготовки и сопровождения приемной семьи. При этом такие формы устройства ребенка предполагают, что приемный родитель является профессионально замещающим родителем и получает зарплату за воспитание детей, в этом случае у него накапливается и педагогический стаж. Существуют разные виды приемных семей, когда родители специализируются на трудных подростках или детях с инвалидностью. Там для каждого ребенка подбирают семью с учетом его психологических, физических, этнических особенностей. Есть семьи, которые принимают детей на короткое время до стабилизации ситуации в кровной семье или подбора постоянной приемной семьи. При этом, если не было усыновления, у кровной семьи есть возможность возвратить ребенка в семью, и социальные работники постоянно работают над этим. Наш центр уже 15 лет пытается внедрить аналогичную систему у нас, но пока не получается. 

-  Когда сходятся две стороны - усыновители и ребенок - кому из них в этот момент тяжелее и с кем нужно работать психологу?

- Тяжело всем - и усыновителям, и ребенку. С каждым из них должен поработать психолог, и именно для этого необходимо развивать институт приемной семьи. В мировой практике это очень четко отлаженная система, и, какую бы форму для устройства ребенка семья ни выбрала, с ней обязательно проводится большая подготовительная работа. Даже с бабушками и дедушкам, которые оформляют опеку над своими внуками. 

Наш центр с 2006 года продвигал идею создания курсов по отбору, подготовке и сопровождению приемных семей, и в 2019 году в Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по совершенствованию управления системой и выбора альтернативных форм по предотвращению социального сиротства оставшихся детей без попечения родителей, укрепления института семьи и размещения детей-сирот» вошел пункт о подготовке патронатных родителей и воспитателей детских домов семейного типа. Нужно отметить и то, что с приемными родителями должен работать не только психолог, это может быть педагог, воспитатель, социальный работник, медицинские работники, юристы. Они дадут приемным родителям информацию о психологии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о методах взаимодействия, проблемах, с которыми могут столкнуться приемные семьи при адаптации, о том, как работать с трудным поведением ребенка. И важно, чтобы, получая всю эту информацию, родители четко осознали, что их ждет. 

- А с ребенком нужно об этом разговаривать, готовить его к тому, что из детского дома он может попасть в другую семью? 

- Конечно. С маленькими детьми это немного проще, так как они пока еще не все понимают. Но даже им придется адаптироваться к новым людям, запахам, еде, обстановке. Если же ребенок все понимает, то с ним обязательно нужно беседовать, проводить подготовку к устройству в приемную семью, и заниматься этим должны воспитатели и психологи в детских домах. 

Хочу сказать, что психика детей, оставшихся без попечения родителей, и так уже пережила большой стресс. Эти дети в большинстве своем всегда будут искать ответ на вопрос «Почему меня бросили родители?», и эта боль со многими из них остается на всю жизнь. Обретение новой семьи не должно стать для ребенка еще одним стрессом. Поэтому в мировой практике отдельно обучают родителей и отдельно готовят ребенка к жизни в семье, потом проводят совместные тренинги на объединение семьи. Надеюсь, что и мы когда-то придем к такому. 

Сейчас у нас в приоритете организовать регулярные курсы по подготовке приемных родителей и параллельного готовить детей к вступлению в семью. 

- Много ли сейчас желающих открыть семейный детский дом, оформить опеку или попечительство? 

- Сегодня много желающих усыновить ребенка, но в большинстве своем люди хотят усыновить младенца (крайний возраст - до 5 лет), старшие же дети чаще всего остаются в детском доме до совершеннолетия. Но благодаря тому, что сегодня в стране очень активно открываются семейные детские дома, многие уже старшие ребята получили возможность воспитываться пусть и не в родной, но семье. Но здесь важно сказать, что специалисты, прежде чем дать разрешение на открытие детского дома семейного типа, должны разобраться в мотивах, которые движут родителями, оценить их возможности. 

- Детские дома семейного типа имеют какую-то поддержку со стороны государства?

- Да, сегодня такие дома получают отдельную регистрацию именно как детские дома семейного типа и получают финансирование в соответствии с нормами, предусмотренными для домов «Мехрибонлик» на питание, одежду, инвентарь и т.д. в соответствии с количеством детей (сегодня в согласно законодательству в детском доме семейного типа может находиться от 5 до 10 детей). Именно поэтому, учитывая то, что эти дома получают финансирование со стороны государства, необходимо быть очень внимательными при разрешении открытия такого детского дома, чтобы дети не стали источником дохода или были использованы в других корыстных целях. Например, мы сталкивались со случаем, когда люди хотели открыть семейный детский дом, так как у них могли отнять дом. Кто-то использовал детей как рабочую силу, другие хотели решить жилищный вопрос, думая, что при усыновлении получат квартиру. Поэтому за всеми пристроенными детками ведут контроль специалисты по защите детей. 

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА

Комментарии

В Кыргызстане грузовик проехался по детям, 29 пострадали (видео)

02.05.2024, 22:59

Грузовик с мороженым сбил 29 детей в Сузакском районе Кыргызстана.  Школьники собирались исполнять эпос "Манас" на склоне горы для участия в республиканском конкурсе, когда припаркованный на...
Малообеспеченным семьям можно подать заявку на детское пособие онлайн

02.05.2024, 16:32

Теперь можно подать заявку на назначение детского пособия и материальной помощи малообеспеченным семьям онлайн. Данной возможностью, предоставляемой через My.gov.uz, могут воспользоваться заявители с низким доходом, в...
С 1 мая минимальные размеры пенсий и пособий подтянули до нового значения МПР

02.05.2024, 11:16

Указом Президента от 30 апреля 2024 года внесены изменения в некоторые нормативно-правовые документы. Согласно Указу, с 1 мая 2024 года установлено следующее:- размер пособия престарелым гражданам,...
В Чиназе 15-летняя девочка провалилась в яму

01.05.2024, 17:20

28 апреля в Чиназском районе Ташкентской области по неосторожности  в яму упала 15-летняя девочка.  Об этом сообщает МЧС.Отмечается, что в 19:36 15-летняя жительница махалли "Хамза"  провалилась...
Погода: Ташкент
Курсы валют