17 марта 2022 года в Ташкенте начало работу двадцать четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире по телеканалам "O'zbekiston" и “UzReport”, а также через официальный сайт www.senat.uz и страницы Сената в социальных сетях.
Сначала сенаторы заслушали информацию Министерства иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности в 2021 году.
Отмечалось, что в отчетном периоде министерство в соответствии с внешнеполитическим курсом Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева осуществляло свою деятельность по продвижению интересов республики на международной арене, обеспечению благоприятных внешних условий для развития страны, укреплению взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, координации деятельности государственных структур в сфере международных отношений.
В 2021 году организовано 8 зарубежных визитов и около 150 различных встреч на высшем уровне, онлайн бесед и телефонных переговоров. Благодаря растущему авторитету Узбекистана на международной арене в рамках ООН и ОБСЕ приняты 5 специальных резолюций по более 50 международным инициативам нашей страны.
В ходе обсуждения подчеркнута высокая оценка международной общественностью политики и инициатив Узбекистана по ситуации в Афганистане.
Приоритетное внимание во внешней политике страны в истекшем 2021 году уделялось «экономической дипломатии». С целью повышения результативности и своевременного решения проблем, возникающих у зарубежных партнёров дипломатическими представительствами организована индивидуальная система работы с каждым инвестиционным проектом. Организовано свыше 1 100 визитов деловых кругов зарубежных стран в Узбекистан.
Одним из значимых достижений внешней политики страны стало предоставление Европейской комиссией Узбекистану с 10 апреля 2021 года статуса бенефициара системы «GSP+».
Благодаря системной и скоординированной работы министерства и дипломатических представительств страны за рубежом в 2021 году заключено 912 торговых соглашений на общую сумму 686,3 млн долл.
Вместе с тем, в процессе изучения, проведенном Сенатом с участием депутатов местных Кенгашей и экспертов, отмечен ряд сохраняющихся недостатков в работе диппредставительств в регионах страны.
Сенаторы отметили недостаточную проработанность инициируемых посольствами инвестиционных проектов, ввиду чего существенная их часть признается бесперспективными - в среднем около четверти проектов не доходят до стадии реализации. Так, по Каракалпакстану из 54 предложенных дипмиссиями проектов 13 были признаны бесперспективными. По Ташкентской области – из 41 проекта 11 не реализуются.
Указано также на недостаточный уровень взаимодействия ряда дипмиссий с регионами республики. К примеру, несмотря на ряд заключенных соглашений и договоров, по ряду стран-партнеров отсутствуют практические результаты межрегионального сотрудничества.
По итогам всестороннего и открытого обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее сенаторы рассмотрели Закон «Об утверждении Трудового кодекса Республики Узбекистан».
Сенаторы отметили, что действующий Трудовой кодекс, принятый в 1995 году, не соответствует современным реалиям и не учитывает ответственность работодателя, активное развитие новых, разнообразных форм вовлечения граждан в трудовую деятельность в процессе развития частного предпринимательства, также не создает достаточных условий, позволяющих работодателям, в частности, выбирать более простые формы привлечения дополнительных работников к труду.
Подчеркивалось, что при разработке Трудового кодекса в новой редакции глубоко изучен опыт зарубежных стран и международных организаций, в том числе Германии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Латвии, Эстонии, Японии, Южной Кореи и стран СНГ.
Кодекс посвящен отдельным институтам трудового права и включает новые нормы, такие как занятость, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников, рассмотрение трудовых споров.
Также в ходе предварительного рассмотрения нового Кодекса в комитетах Сената широко обсуждены предложения, поступившие от соответствующих государственных и негосударственных организаций, социальных сетей и граждан.
В частности, особое внимание уделено основным принципам правового регулирования индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними общественных отношений, факторам дискриминации в трудовых отношениях, нормам, включенным в отношении служебных расследований и коллективных трудовых споров.
Отмечалось, что принятие Трудового кодекса в новой редакции служит обеспечению баланса интересов работников и работодателей с учетом требований рыночной экономики, упрощению внедрения трудового законодательства в сферу малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, а также учету особенностей правового регулирования труда наемных работников в указанных сферах, приведению положений Трудового кодекса в соответствие с нормами международного права, в том числе с международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.
По завершению обсуждения Закон одобрен сенаторами.
После этого рассмотрен Закон «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности».
Данный Закон разработан во исполнение Указа Президента «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020 — 2025 годы» и Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Законом систематизируются нормы, регулирующие деятельность микрокредитных организаций, ломбардов и организаций по рефинансированию ипотеки, имеющих право на осуществление отдельных видов финансовых операций банков.
Отмечалось, что на сегодняшний день нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность небанковских кредитных организаций, являются разрозненными, не существует единого законодательного акта, содержащего непосредственно действующие нормы, регулирующие отношения в области создания и деятельности этих организаций.
Законом устанавливается перечень финансовых операций (услуг), осуществляемых (оказываемых) небанковскими кредитными организациями, с учетом специфики их деятельности.
Конкретизируются также требования, предъявляемые к учреждению небанковских кредитных организаций, в том числе их организационно-правовая форма, учредители и участники (акционеры), руководящие работники (члены наблюдательного совета и исполнительного органа, главный бухгалтер), а также требования к уставному фонду (уставному капиталу) и его минимальному размеру.
Законом предусмотрен порядок направления ломбардами в Центральный банк уведомления о начале деятельности, а также единый порядок прохождения учетной регистрации микрофинансовых организаций и организаций по рефинансированию ипотеки. При этом вместо лицензирования вводится прохождение учетной регистрации, устанавливается перечень документов, необходимых для прохождения учетной регистрации, порядок их рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Вместе с тем, определяются правила по защите прав потребителей услуг небанковских кредитных организаций, в том числе такие обязанности, как раскрытие информации об оказываемых ими услугах, неизменение в одностороннем порядке условий договора, а также гарантирование конфиденциальности информации по финансовым операциям заемщиков и кредиторов небанковских кредитных организаций.
В результате принятия Закона будет достигнуто расширение спектра услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, удовлетворение потребностей субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах, в том числе в услугах, связанных с исламским финансированием.
Вместе с тем, функционирование небанковских кредитных организаций в качестве агентов банков и других финансовых организаций способствует достижению охвата финансовыми услугами населения и субъектов малого предпринимательства труднодоступных и отдаленных районов республики.
Данный Закон имеет также важное значение для обеспечения потребностей населения и субъектов предпринимательства в финансовых ресурсах и развития деятельности небанковских кредитных организаций.
Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы обсудили Закон «О кибербезопасности».
После этого обсужден Закон «Об органической продукции».
Отмечалось, что документ направлен на регулирование отношений в области органической продукции (производство, переработка, хранение, транспортировка, маркировка и реализация органической продукции, а также оценка и авторизация соответствия).
Настоящий Закон устанавливает права и обязанности производителей органической продукции, согласно которому они имеют право использовать свое фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания при производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации органической продукции, самостоятельно выбрать вид услуг (работ), необходимых для производства переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции, в том числе органы по оценке соответствия и организации, оказывающие консультационные услуги.
Кроме того, Законом устанавливается соблюдение производителями органической продукции требований законодательства об органической продукции и нормативных документов в области технического регулирования в рамках своей деятельности.
Настоящим Законом закрепляются условия и требования по производству органической продукции, порядок ее ввоза на территорию Республики Узбекистан и вывоза с территории нашего государства.
Кроме того, раскрываются механизмы авторизации органа по оценке соответствия, оценки эквивалентности в области органической продукции, маркировки органической продукции.
Принятие Закона будет способствовать созданию правовой основы формирования отношений в системе производства органической сельскохозяйственной продукции и сырья, развитию деятельности по производству органической сельскохозяйственной продукции и сырья, а также правовому регулированию отношений хозяйствующих субъектов.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также одобрен Закон «О рекламе» в новой редакции.
Затем сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование порядка возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток».
В ходе заседания сенаторы отметили, что в последние годы проделана большая работа по дальнейшему укреплению гарантий прав и свобод граждан, в том числе по недопущению применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Подчеркивалось, что данный Закон является логическим продолжением этой позитивной работы, а также обсуждена необходимость принятия документа.
В частности, отмечалось, что обеспечивается оказание потерпевшим от применения пыток социальной, правовой, психологической и медицинской помощи и возмещение причиненного им ущерба, в том числе причиненного физического и психического вреда, материального ущерба или упущенной выгоды, морального вреда, при этом оплачиваются расходы по оказанию юридической помощи, лекарственных средств и медицинских услуг, психологических и социальных услуг.
Кроме того, говорилось о том, что Узбекистан ратифицировал в 1995 году Конвенцию ООН против пыток, на основе которой на постоянной основе осуществляются системные, последовательные и поэтапные меры по выполнению международных обязательств в области прав и свобод человека, в том числе по созданию необходимых организационно-правовых условий по недопущению пыток.
Кроме того, Президент Республики Узбекистан 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета ООН по правам человека отметил, что совершенствование национального превентивного механизма является практическим результатом ратификации Узбекистаном Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.
Закон одобрен сенаторами.
После этого был отклонен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О трансплантации органов и тканей человека».
Затем сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы исполнения судебных актов и актов иных органов».
Как известно, в нашей стране проводится последовательная работа по совершенствованию диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, внедрению современных механизмов решения их проблем.
В частности, принят ряд нормативно-правовых актов в этой сфере. Соответствующим указом и постановлением Президента Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и налажена его деятельность.
В соответствии с данным Законом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 4 закона.
Отмечалось, что Законом вносятся следующие изменения в законодательство.
Во-первых, действующее законодательство не предусматривает альтернативных правовых механизмов исполнения судебных актов и актов иных органов без применения государственного принуждения, из-за чего предусматривается внедрить в Закон “Об исполнении судебных актов и актов иных органов” порядок принятия мер по обеспечению добровольного исполнения судебных актов и актов иных органов 7 категорий, а в случае безрезультатности указанных мер, обращения в органы принудительного исполнения.
Статья 1982 Кодекса об административной ответственности также дополняется нормами, предусматривающими ответственность за необеспечение исполнения отдельных категорий исполнительных документов до представления в органы Бюро принудительного исполнения.
Во-вторых, статья 1982 Кодекса об административной ответственности устанавливает ответственность за вмешательство в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов в связи с тем, что законодательством не предусмотрена ответственность за вмешательство в принудительный процесс исполнения судебных актов и актов иных органов.
В Уголовном кодексе также устанавливается уголовная ответственность за продолжение действий по вмешательству в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов после применения административного наказания.
В-третьих, устанавливается ответственность и в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ответственность за неисполнение исполнительного документа, а также за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.
В-четвертых, статья 1982 Кодекса об административной ответственности дополняется нормой. устанавливающей ответственность за совершение крупных сделок без проверки наличия задолженности по исполнительным документам либо оказание отдельных видов финансово-кредитных услуг, международных пассажирских перевозок и государственных услуг.
Сенаторы отметили, что в результате принятия Закона еще больше упростятся исполнительные процедуры и будет обеспечено безусловное и своевременное исполнение судебных актов и актов иных органов, применение государственного принуждения в качестве последней меры, создание необходимых условий для формирования культуры добровольного исполнения судебных решений гражданами и юридическими лицами путем мер стимулирования и правовых действий, а также дальнейшее повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.
По завершению обсуждения сенаторы одобрили Закон.
Далее сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы корпоративного управления».
Закон подготовлен на основе положительного опыта развитых стран и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Так, вносятся изменения в законы Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О рынке ценных бумаг», предусматривающие предоставление Центральному депозитарию ценных бумаг права открытия счета в Центральном банке и осуществления расчетов в денежных средствах по результатам сделок с ценными бумагами на организованных торгах ценными бумагами.
В Гражданском кодексе предусматривается возможность введения наблюдательного совета в качестве органа управления унитарного предприятия. Реализация данной нормы обеспечит деятельность унитарного предприятия в интересах унитарного предприятия и его собственников, установит эффективный контроль за деятельностью руководителя предприятия.
Закон “Об акционерных обществах и защите прав акционеров” отменяет специальное право на участие государства в управлении акционерными обществами («золотая акция»), что положительно скажется на заинтересованности крупных потенциальных инвесторов в приватизируемых предприятиях.
Кроме того, в целях повышения эффективности корпоративного управления предприятий путем обеспечения реализации их среднесрочной и долгосрочной (3-5 лет) стратегии развития Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» продлевается срок полномочий членов исполнительного органа и наблюдательного совета от одного до трех лет.
Исходя из этого, в целях обеспечения прав миноритарных акционеров, повышения их роли в управлении предприятием и уменьшения случаев конфликта интересов в законах «О защите акционерных обществ и прав акционеров» и «Об аудиторской деятельности» закрепляется предоставление миноритарным (5%) акционерам (участникам) права инициирования проведения аудиторской проверки.
В целом Законом обеспечивается дальнейшее повышение эффективности корпоративного управления предприятиями с государственной долей за счет внедрения передового опыта, а также совершенствование деятельности Центрального депозитария ценных бумаг, являющегося основным инфраструктурным объектом рынка ценных бумаг.
Закон одобрен сенаторами.
Также на пленарном заседании заслушан отчет Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) о деятельности в 2021 году. По данному вопросу выступила Омбудсман Феруза Эшматова.
Отмечалось, что Омбудсман и его региональные представители осуществляли работу по 9 основным направлениям.
В частности, проводилась работа по таким направлениям, как рассмотрение обращений граждан, совершенствование законодательства и нормативно- правовых актов и проведение мониторинга соблюдения прав человека, предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, деятельность региональных представителей, деятельность Уполномоченного по правам ребенка, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, открытость и прозрачность деятельности Омбудсмана, а также международное сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека.
При этом сенаторами отмечалось, что хотя количество обращений, поступивших к Уполномоченному по социальным, экономическим и экологическим правам уменьшилось по сравнению с прошлым годом, возросло количество обращений, связанных с личными правами и свободами граждан.
Кроме того, подвергнуто критике, что из обращений, поступивших в отчетном периоде 4 655 или 25% являются повторными обращениями в связи с тем, что обращения не рассмотрены всецело, беспристрастно и глубоко, имеется поверхностный подход к ним и несвоевременно направлены ответные письма авторам обращений, Этот показатель увеличился в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
В 2021 году удовлетворены лишь 58 (61%) из 94 мер воздействия (заключений, представлений и исковых заявлений), направленных Омбудсманом в соответствующие государственные органы и организации. Однако отмечалось, что не обеспечена реализация остальных мер воздействия в полной мере. При этом Омбудсман недостаточно использовал институт парламентского контроля палат Олий Мажлиса.
В то же время указана недостаточность результативности проведенного мониторинга применения пыток и жестокого обращения в отношении лиц с ограниченной свободой передвижения.
Кроме того, сенаторами высказаны рекомендации по проведению мероприятий по сокращению количества повторных обращений к Омбудсману за счет объективного их рассмотрения, а также своевременному и обоснованному реагированию на них, осуществлению совместно с министерствами, государственными органами и негосударственными организациями мероприятий в махаллях по повышению правовой культуры и правовых знаний граждан, решению поднятых в обращениях проблем на местах.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Затем сенаторы рассмотрели вопрос об изменении границ Чиракчинского района Кашкадарьинской области и образовании Кукдалинского района.
На заседании особо отмечались основные факторы, приведшие к образованию Кукдалинского района. По данным Комитета, Чиракчинский район образован в 1926 году, его население составляет 420 тысяч человек, общая площадь земель 2,8 тысяч км2. Сегодня в районе насчитывается всего 2137 предприятий, в том числе 324 промышленных предприятий, которые в 2021 году экспортировали продукцию на сумму 7,4 млн долларов.
Кроме того, в районе действуют 230 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются свыше 45 тысяч детей, 234 общеобразовательные школы, в которых обучаются более 93 тысяч учащихся, а также 8 семейных поликлиник.
Отмечалось, что сегодня расстояние от районного центра до самого отдаленного села составляет 65-100 км, в том числе от села «Тошли» - 100 км, от села «Сарсон» - 93 км и от села «Куруксой» - 65 км. Это приводит к тому, что население пользуется 2–3 видами пассажирского транспорта, чтобы съездить до районного центра, а также теряет один день.
Кроме того, в Чиракчинском районе в 2021 году объем промышленного производства на душу населения составил 1,8 млн сумов (в области – 5,5 млн сумов), сельскохозяйственной продукции – 8,2 млн сумов (в области – 8,7 млн сумов), а объем услуг 1,8 млн сумов ( в области – 3,9 млн сумов), и тем самым, в области находится на последнем месте.
В связи с этим в целях создания социально-бытовых удобств для населения Чиракчинского района и осуществления преобразований в районе, государственного регулирования урбанизации, особенно занятости населения, в одной части района планируется образовать Кукдалинский район и поселок Еттитом определить его центром.
Из 420 тысяч человек, проживающих в Чиракчинском районе, в Кукдалинский район планируется перевести 176,3 тысячи человек, проживающих в 32 махаллях.
Кроме того, Кукдалинскому району передаются 162 промышленных предприятия и 1 малая промышленная зона (Айритом), объем производства в промышленности района составляет 151,9 млрд сумов или 38%.
На 7 га малой промышленной зоны «Айритом» будут построены инженерно-инфраструктурные объекты и созданы новые производственные мощности.
Будут организованы 150 объектов по оказанию услуг (516 рабочих мест) вдоль 94 км дорог международного значения, сервисные и торговые комплексы на 6 га земли вдоль трассы А-378, проходящей по территории Эттитома. Будут созданы сады и виноградники на 10 тысячах га богарных земель на основе технологии капельного орошения.
В результате будут обеспечены благоприятные условия для переселяемого в Кукдалинский район населения, что послужит повышению социально-экономического потенциала района.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
На этом первый день работы двадцать четвертого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса завершился.