Наш мир состоит из гармонии и диссонансов. В основе жизни - философский принцип единства и борьбы противоположностей.
Все двулико - мысли, наши действия, взаимоотношения. В каждом человеке присутствует и светлая, и Темная стороны. А как творческим людям удается воплотить эти жизненные противоречия в своих произведениях? Востребована ли сегодня классическая музыка, где черпать вдохновение? Обо всем этом поговорили с талантливым композитором, мэтром отечественной музыкальной культуры, Игорем ПИНХАСОВЫМ.
Его биография
Игорь Рахманович Пинхасов - современный узбекский композитор, аранжировщик, педагог, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, лауреат различных международных конкурсов и фестивалей, автор симфонических и вокально-инструментальных сочинений, музыки для кинофильмов.
Профессиональное музыкальное образование получил в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе композиции народного артиста России профессора А.С. Лемана. Там же совершенствовал свое композиторское мастерство в ассистентуре-стажировке, успешно завершив ее в 1988 году.
Сегодня он ведущий преподаватель Республиканской специализированной музыкальной школы имени Успенского и Института национального эстрадного искусства Б. Закирова. Многие его ученики - лауреаты международных музыкальных конкурсов.
Помимо того, Игорь Пинхасов - автор большого количества симфонических, вокальных, вокально-симфонических и камерно-инструментальных сочинений, а также музыки для театра, кино и мультфильмов. Известен Игорь Рахманович и как аранжировщик. Он работал с такими звездами узбекской эстрады, как Фаррух Закиров, Шахзода, Самандар и другими. Его творчество отличает драматизм, романтическая образность и оригинальный стиль. Разноплановый, яркий человек, открытый к общению: ему всегда есть что сказать просто и ясно своей публике.
Вдохновение, циркуль и линейка
- Игорь Рахманович, сейчас классическая музыка становится ближе к слушателям или наоборот отдаляется?
- Конечно, сегодня во всем мире есть зрительский интерес к классике. Существуют разные формы привлечения публики. Например, устраиваются OpenAir, где слушателя знакомят с мировой классикой. Ведется пропаганда на музыкальных телеканалах. Вместе с тем, нельзя сказать, что классика стала более массовой. Сегодня музыка повсеместна - от концертных площадок до рекламы в супермаркетах. В связи с этим, зритель стал более избирательным и требовательным. А иногда, от обилия звуков в жизни хочется и тишины.
- Композитор и музыкант в самом широком смысле - это диагноз?
- Скорее это состояние души. Состояние человека, который передает свой образ мыслей в пространство, в эфир (в широком смысле этого слова). Композитор как бы отключается от повседневного мира и погружается во что-то свое, внутреннее. Это увлекательный, почти гипнотический процесс, в который погружаешься. Музыка как будто сама возникает из тишины. И потом то волшебное состояние композитора и передается слушателю.
- Невольно складывается такое впечатление, что вдохновение с вами вообще никогда не расстается?
- На самом деле вспышки вдохновения возникают нечасто. Самое волнительное состояние - это момент, когда начинаешь писать новое произведение. Это некий импульс извне. А вот потом, начинается настоящая работа. По словам Чайковского, композиция - это 10% вдохновения и 90% - циркуль и линейка. Для меня это строгое рабочее состояние. Просто у человека, занимающегося творчеством как профессией, существует определенная профессиональная планка, опустить которую никак нельзя. Необходимо проявить упорство, усидчивость, чтобы достичь цели - привести поначалу бесформенные ощущения в целостный звуковой образ.
- По вашему мнению, для чего нужна музыка? Что она дает вам и вашим слушателям?
- Музыка пишется для людей. Я стараюсь своим творчеством возможно хоть чуть - чуть сделать жизнь краше и гармоничнее. И пусть это будет пять человек, но если им стало легче, и моя музыка помогла перенести боль, переживания, то я счастлив, значит писал не зря. Самое дорогое, когда меня благодарят за музыку. Ведь музыка может вдохновить, а может и морально подавить. К сожалению, среди сегодняшних сочинений много и звукового «мусора», от которого портится настроение и посещают депрессивные мысли, уводят человека от высоких чувств в сторону разрушения гармонии.
«Видеосъемка – моя страсть»
- У вас широкий кругозор интересов и знания как в гуманитарных, так и естественных дисциплинах. Почему вы выбрали музыку?
- Всегда было желание что- то изобретать. Я очень увлекался кино и даже после окончания музыкального училища у меня был выбор идти в консерваторию на композиторский факультет или во ВГИК на режиссерский. До сих пор очень люблю снимать видео.
Музыка для меня - это самовыражение. Через нее я разговариваю со слушателем и ее язык понятен совершенно разным людям, независимо от национальности и цвета кожи, он универсален. Почему человек, слушая музыку плачет иногда? Это необъяснимо. Это тайна, понятная только автору музыки и слушателю.
- Расскажите о самом волнительном для вас воспоминании, как для композитора.
- Самое яркое и значимое воспоминание связано с премьерой моей Первой симфонии «Дастан», которая прозвучала в Большом зале Московской государственной консерватории имени Чайковского в исполнении Московского государственного симфонического оркестра под управлением Народной артистки СССР Вероники Дударовой в июне 1984 года. Огромная честь и везение, что моя симфония звучала в зале, наполненном воздухом Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича. Я сидел, слушал и казалось, будто великие композиторы прошлого строго оценивают мою работу и в то же время желают мне доброго творческого пути.
- Есть ли в вашей жизни что-то кроме музыки? Как вы отдыхаете?
- Времени отдыхать не так много. Я очень люблю смотреть хорошие старые фильмы. Иногда сочинение музыки тоже отдых для меня. А еще моя давняя страсть видеосъемка.
«Убери музыку из фильма и все разрушится»
- Недавно на телеэкраны страны вышел новый телесериал «Erka o’g’il» («Учитель»). Как проходила работа над этим проектом?
- Вначале обговаривается общая идея музыки. Намечаются образы, сюжетные линии, смысловые акценты. Потом читаю сценарий, вникаю в замысел режиссера, по окончании съемок смотрю отснятые кадры. Сериал получился очень интересный. На Yоutube можно прочитать много добрых отзывов. Практически все зрители пишут, что ждут продолжения.
Сериал рассказывает о молодом парне из очень обеспеченной семьи, который по воле судьбы приехал работать в кишлак простым сельским учителем. Есть и драматические моменты и комические и, конечно же, любовь. Кино - это синтетический жанр. Все должно быть абсолютно согласованно и гармонично. Музыка придает кадру характер, образы героев раскрываются через музыкальный ряд наиболее полно. Убери музыку из фильма и все разрушится, распадется, характеры станут не такими рельефными. Работа над киномузыкой длительный и кропотливый процесс.
- А что для вас значит педагогическая деятельность?
- В первую очередь это передача накопленного опыта подрастающему поколению. Происходит взаимный обмен энергией. От моих учеников я получаю юношеский задор и новый взгляд на мир, а они от меня - знания и умение выражать свои музыкальные мысли.
- Какова главная тема вашего творчества? Или их несколько?
- Основной темой в моей музыке можно считать понятие, заключенное в символах Инь и ян - то есть это борьба Добра и Зла, Света и Тьмы. Между черным и белым все же нет равновесия, но это приводит мир в движение - вот в чем парадокс. А в музыке это взаимодействие диссонансов и гармонии, мелодии и антимелодии. Я стараюсь своей музыкой показать слушателям, что в этой непростой борьбе последнее слово остается за Светом!
Алла КУЧЕРОВА