1

Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции (часть II)

Общество 07.04.2023, 13:36
Теги: Новое в законодательстве, Конституция
Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции (часть II)

Конституция в новой редакции является первым Основным законом, которая принимается непосредственно народом путем референдума и вступает в силу напрямую.

 

Продолжаем говорить о некоторых положениях Конституции в новой редакции.

Каждое лицо имеет право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица – с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения (статья 29).

Любой человек естественно чувствует себя немного потерянным, ошеломленным, когда его вызывают или задерживают правоохранительные органы для дачи показаний. В такой ситуации важное место занимает обеспечение доступа к услугам адвоката с целью недопущения нарушения его прав. В этой ситуации адвокат должен оказать юридическую помощь человеку в качестве помощника, защитника в истинном смысле этого слова. 

В настоящее время в нашей стране осуществляют свою деятельность свыше 4,5 тыс. адвокатов. К счастью, в обществе наблюдается растущая потребность в услугах адвоката, формируется культура решения различных конфликтных вопросов с помощью адвоката.

Конституция конкретно устанавливает право лица на пользование помощью адвоката по своему выбору с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения при задержании, что защищает его от незаконных или необоснованных обвинений, различных давлений. Человек также пользуется помощью адвоката по своему выбору, то есть если он хочет он использует помощь адвоката, если не хочет, то он может отказаться от такой помощи. Если такой возможности нет, то помощь адвоката может быть предоставлена за счет государства.

Данное положение послужит дальнейшему укреплению гарантий прав и свобод наших граждан, предупреждению совершения в отношении них различных противоправных действий и необоснованного их обвинения.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.

Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр  в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только  в соответствии с законом и на основании решения суда (статья 31).

Какое значение имеет передача санкции на обыск и прослушивание телефонных разговоров от прокурора суду?

Эти следственные и процессуальные действия напрямую затрагивают право личности на неприкосновенность. Обыск является следственным действием, связанным с ограничением гарантий неприкосновенности жилища, а прослушивание телефонных разговоров связано с ограничением гарантий неприкосновенности личной жизни. 

Существует также риск несоблюдения требований законодательства при совершении этих действий в ходе следственной практики. Это может привести к необоснованному ограничению прав граждан. 

Что означает институт «Хабеас корпус»? Согласно требованиям правила «Хабеас корпус» любое действие, связанное с ограничением свободы личности, должно совершаться только на основании решения суда. 

Теперь следователю, дознавателю и прокурору необходимо будет обосновать суду необходимость проведения обыска и прослушивания телефонного разговора. Только когда суд разрешит прослушивать телефонные разговоры лица, его жилье может быть обыскано. Поскольку суд не имеет ведомственного или иного интереса к уголовному делу в отношении прокурора, он нейтрален. 

Возможность совершения действий, направленных на ограничение права личности на конституционную неприкосновенность с разрешения суда, предотвращает необоснованное нарушение гражданами неприкосновенности имущества, жилого помещения, а также неприкосновенности частной жизни и личных данных.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.

Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр  в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только  в соответствии с законом и на основании решения суда (статья 31).

Какое значение имеет передача санкции на обыск и прослушивание телефонных разговоров от прокурора суду?

Эти следственные и процессуальные действия напрямую затрагивают право личности на неприкосновенность. Обыск является следственным действием, связанным с ограничением гарантий неприкосновенности жилища, а прослушивание телефонных разговоров связано с ограничением гарантий неприкосновенности личной жизни. 

Существует также риск несоблюдения требований законодательства при совершении этих действий в ходе следственной практики. Это может привести к необоснованному ограничению прав граждан. 

Что означает институт «Хабеас корпус»? Согласно требованиям правила «Хабеас корпус» любое действие, связанное с ограничением свободы личности, должно совершаться только на основании решения суда. 

Теперь следователю, дознавателю и прокурору необходимо будет обосновать суду необходимость проведения обыска и прослушивания телефонного разговора. Только когда суд разрешит прослушивать телефонные разговоры лица, его жилье может быть обыскано. Поскольку суд не имеет ведомственного или иного интереса к уголовному делу в отношении прокурора, он нейтрален. 

Возможность совершения действий, направленных на ограничение права личности на конституционную неприкосновенность с разрешения суда, предотвращает необоснованное нарушение гражданами неприкосновенности имущества, жилого помещения, а также неприкосновенности частной жизни и личных данных.

Каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований (статья 31).

Информация о человеке с момента его рождения где-то оставляет «след» на протяжении всей его жизни. В частности, при пользовании государственными услугами, в больницах, отделениях ЗАГС, детских садах, школах, банках и других организациях, на страницах социальных сетей или в базах данных, которыми человек пользуется ежедневно, содержится информация о человеке в фото, видео, аудио, письменной или электронной форме. Персональные данные – это информация, относящаяся к конкретному физическому лицу или позволяющая идентифицировать его, записанная в электронном виде, на бумаге или другом материальном носителе. 

Особенно в условиях цифровизации возрастает потребность в защите персональных данных, так как на практике часто встречаются случаи использования в корыстных целях персональных данных, принадлежащих другим лицам.

Государство гарантирует защиту персональных данных. В частности, государство должно обеспечить защиту личности от вмешательства в ее частную жизнь, целостность и неприкосновенность персональных данных, соблюдение их конфиденциальности, предупреждение незаконной обработки.

Согласно Закону «О персональных данных», принятому в 2019 году лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать и не распространять персональные данные без согласия субъекта. Предусмотрена также административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

Вместе с тем, в Конституцию вводится новое положение, гарантирующее право гражданина требовать уничтожения сведений о себе, собранных незаконным путем или не имеющих правовой основы.

Это право, применяемое в зарубежных странах под названием «право быть забытым» (right to be forgotten), означает, что лицо имеет право требовать убрать информацию о себе из информационных ресурсов, в том числе из Интернета, собранной незаконным путем или не имеющей юридической основы.

Это положение подразумевает, что гражданин владеет информацией, относящейся только к нему, и, в свою очередь, еще больше укрепляет неприкосновенность его персональных данных, и означает прямое действие Конституции.

Это право также закреплено в конституциях таких стран, как Сингапур, Япония, а также в регламенте ЕС по защите данных (General Data Protection Regulation).

Включение такой нормы в Конституцию закрепляет на конституционном уровне обеспечение неприкосновенности личности, служит, в конечном счете, гарантией того, что информация, принадлежащая каждому человеку, хранится в тайне, передаётся, получается или не распространяется без его согласия.

Каждый, кто на законных основаниях находится на территории Республики Узбекистан, имеет право на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания и жительства, за исключением ограничений, установленных законом.

Каждый имеет право на свободный выезд за пределы Узбекистана, за исключением ограничений, установленных законом. Гражданин Республики Узбекистан имеет право беспрепятственного возвращения в Узбекистан (статья 32).

Право на свободное передвижение признается в международных договорах о правах человека, охватывает право человека перемещаться из одного места в другое на территории страны, свободно менять место пребывания и место жительства, выезжать из страны и возвращаться в страну. 

Не секрет, что в недавнем прошлом нашей страны существовали подзаконные акты, необоснованно ограничивающие право на свободное передвижение. Например, иногда граждане не могли пройти без паспорта через контрольно-пропускные пункты на дорогах, чтобы приехать в Ташкент. Им также было трудно приехать в столицу, чтобы учиться, лечиться, работать или навещать родственников. Большинство таких препятствий устранено благодаря реформам последних лет. В частности, сняты контрольно-пропускные пункты на дорогах, отменен порядок оформления «прописки», выездного разрешения (стикера).

Новая норма о свободе передвижения устраняет ограничения, унижающие достоинство человека, препятствующие свободе передвижения, гарантируя каждому человеку свободное передвижение по стране. Предоставляет широкие возможности для соотечественников свободно жить в любой части страны, приобретать жилье и недвижимость, получать гражданство, образование, трудиться, заниматься предпринимательством. Кроме того, это станет важным фактором социально-экономического развития территорий и эффективного осуществления процессов урбанизации.

Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет (статья 33).

Не секрет, что сегодня не осталось ни одной сферы нашей жизни, в которую не проникал бы Интернет. Интернет стал таким же необходимым инструментом для человека, общества и государства, как вода и воздух. В резолюции ООН от 3 июня 2011 года использование Интернета также признано одним из основных прав человека.

Количество пользователей Интернетом в Узбекистане увеличилось с 12,1 млн в 2016 году до более 32 млн к 2022 году, а охват территории страны сетью Интернет – с 28% в 2016 году до 98% в 2022 году. 

Поэтому Конституция предусматривает, что государство создает условия для пользования Интернетом, а также предоставляет возможность реализации прав человека. Прежде всего, она закрепляет правовую гарантию свободы каждого человека в поиске, получении и распространении информации через Интернет. 

Кроме того, создается возможность для каждого человека реализовать свои права через Интернет, в частности, право на получение знаний или образования, использование или предоставление услуг, осуществление коммерческой деятельности, общение с близкими родственниками в далеких странах. Что еще более важно, это также способствует дальнейшему расширению охвата Интернетом населения, проживающего в отдаленных районах нашей страны.

Граждане Республики Узбекистан имеют равные права на доступ к государственной службе (статья 37).

Равенство в поступлении на государственную службу – это создание равных возможностей для всех граждан. Это реализуется путем гарантирования кандидатам равенства их прав при поступлении на государственную службу независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, вероисповедания, личного и социального положения. Одним словом, в этом процессе кого-то не выделяют, ко всем относятся одинаково, не допускаются негативные случаи, когда предпочтение отдается кому-то из-за того, что он «чей-то сын», «чей-то племянник». Самый главный критерий – требование профессионализма, то есть насколько глубоко человек знает свою профессию. 

Кроме того, закрепление предоставления такого права в Конституции предотвратит чрезмерные требования к гражданам при поступлении на государственную службу, такие пороки, как коррупция, местничество, кумовство. В конечном счете, повышается привлекательность государственной службы, в свою очередь повышается эффективность деятельности государственных органов, качество обслуживания, открытость, конкурентоспособность и профессионализм государственной службы. 

Самое главное, что данная норма является конституционной гарантией организации деятельности органов государственной власти на основе современных ценностей, резкого сокращения бюрократии, принятия на работу кадров согласно их потенциалу и работоспособности, продвижения по карьерной лестнице.

Каждый имеет право на достойный труд, на свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиямбезопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимальногоразмера оплаты труда, а также на защиту от безработицы в порядке, установленном законом (статья 42)

Получение адекватного вознаграждения за осуществляемую трудовую деятельность – важный социально-экономический вопрос для каждого работника. В этом вопросе, прежде всего, необходимо строго придерживаться критерия справедливости. Очень важно, что именно через эту норму, которая вводится в Конституцию в новой редакции, устанавливаются такие критерии. 

Недопущение дискриминации в оплате труда работников является важным условием обеспечения справедливости. В оплате труда не допускается дискриминация работников, имеющих одинаковое образование, квалификацию и навыки, выполняющих работу одного рода, одного качества. 

Однако установление того, что заработная плата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, также входит в число важных социальных гарантий. При определении минимального размера оплаты труда ежегодно за основу берется величина минимальных потребительских расходов семей. Размер МРОТ, пособий и пенсий ежегодно увеличивается пропорционально росту цен. 

В связи с этим установление данной нормы в Конституции обеспечивает гражданам получение достойной заработной платы за свой труд. В то же время эта норма играет важную роль в обеспечении достойной жизни и, в конечном итоге, повышении уровня жизни населения, а также обеспечении принципов социальной справедливости в стране.

Минимальный размер оплаты труда определяется с учетом необходимости обеспечения достойного уровня жизни человека (статья 42).

Независимо от того, где работает человек – в государственных или негосударственных организациях, у субъектов предпринимательства, минимальный размер оплаты труда, выплачиваемый работодателем, должен обеспечивать его достойное проживание. У каждого работающего человека должно быть достаточно средств для удовлетворения его основных потребностей. 

Что такое минимальный размер оплаты труда и как он устанавливается? Минимальный размер оплаты труда устанавливается исходя из величины минимальных потребительских расходов для обеспечения достойных условий проживания. 

Под достойным проживанием человека понимается способность человека покрывать расходы на проживание (питание, одежда, жилье, коммунальные услуги, транспорт, связь и другие), а также возможность удовлетворения потребностей, таких как получение образования, охрана своего здоровья, отдых. 

Государство должно принимать меры и обеспечивать гражданину гарантии выплаты заработной платы в соответствии с его трудом, а работодатель должен выполнять свои обязательства перед работником. Государству также необходимо учитывать потребности работников и их семей при установлении минимального размера оплаты труда, сравнивая и учитывая общий уровень заработной платы в стране, потребительские цены, социальные пособия и уровень жизни социальных слоев. 

Эта норма, включаемая в Конституцию в новой редакции, поднимает важнейшее требование социального государства до уровня государственной политики и гарантирует работникам достойную оплату труда и достаточную заработную плату для нормальной жизни.

Запрещаются любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование (статья 44).

В международных трудовых документах и национальном законодательстве строго запрещены тяжелые формы детского труда или их принудительный труд. 

Благодаря системным и действенным реформам по предупреждению и противодействию использованию детского труда, особенно привлечению их к труду на хлопковых полях или другой сельскохозяйственной работе, в Узбекистане детский принудительный труд полностью был искоренен.   

В настоящее время предпринимаются важные шаги, направленные на укрепление государственной политики в этом направлении на конституционном уровне.   

Данная норма, вносимая в Конституцию в новой редакции, служит важной правовой гарантией защиты от тяжелых форм детского труда, обеспечения здорового и гармоничного развития детей.

В то же время данная конституционная норма не препятствует занятию детьми трудом, который не угрожает их здоровью, безопасности, полноценному физическому, умственному и нравственному развитию, не нарушает процесс получения образования. В частности, в соответствии с действующим Трудовым кодексом для подготовки к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время — по достижении ими пятнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей. 

Размеры пенсий, пособий и других видов социальной помощи, установленных законом, не могут быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов 
(статья 46)

Конституция в новой редакции – это новое «коллективное соглашение» между обществом и государством. Нормы, касающиеся социальных обязательств, увеличиваются в 3 раза, что является самым главным изменением. С этой целью в Конституции отдельно закрепляется, что «Узбекистан – социальное государство». Это требует соблюдения определенных правил при проведении государственной политики в сфере социального обеспечения. 

Государство создает необходимые условия для развития системы социального обслуживания и устанавливает пенсии, пособия и другие виды социальной помощи. Размер пенсий, пособий и других видов социальной помощи не может быть меньше официально установленных минимальных потребительских расходов. Законодательство некоторых зарубежных стран устанавливает, что размер пенсий и пособий не может быть меньше установленной минимальной потребительской корзины или прожиточного минимума. Это, безусловно, гарантирует уверенность социально нуждающегося населения в будущее.

Поэтому тот факт, что размер пенсий и других видов социальной помощи не может быть меньше минимальных потребительских расходов, повышает уровень жизни граждан, сохраняет покупательскую способность, укрепляет здоровье, повышает трудовой потенциал, гарантирует, что ни один член общества не останется без внимания.

В 2022 году впервые в нашей истории размер пенсий и социальных пособий был доведен до уровня не ниже минимальных потребительских расходов. Например, если в 2017 году социальную помощь получили 500 тысяч семей с низкими доходами, то на сегодняшний день помощь оказывается свыше 2 млн семей. Выделяемые средства увеличились в 7 раз и достигли 11 трлн сумов 
в год.

Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков (статья 47).

Включение данной нормы в Конституцию станет рациональным и гуманным решением проблемы, связанной со «сносом», который уже несколько лет является одной из острых проблем в нашем обществе. Действительно, во всех демократических правовых государствах право собственности, особенно в отношении жилья, в котором проживает человек, является священным правом и находится под исключительной защитой. 

Без решения суда имущественные права на жилье не могут быть лишены. Также в случае, если жилище попадает под «снос», для него устанавливаются условия о том, что перед сносом должна быть выплачена компенсация, соответствующая его стоимости, что полностью устраняет указанную проблему.

Данной статьей устанавливаются 2 вида существенных конституционных гарантий в отношении собственников жилья: судебная гарантия и гарантия получения компенсации при лишении жилья. Судебная гарантия означает, что лишение права собственности на жилье без решения суда не допускается. Предусмотрено, что эта гарантия применяется в отношении жилья, когда право собственности на него прекращается в принудительном порядке, независимо от воли и желания собственника. При этом обстоятельства, повлекшие прекращение права собственности, рассматриваются судом объективно на основании действующего законодательства. Безусловно, данный порядок гарантирует, что собственник ни в коем случае не будет необоснованно лишен имущественных прав.

Вторая гарантия направлена на защиту экономических интересов собственника и поэтому заслуживает внимания. Настоящая норма гарантирует собственнику, лишенному жилья в установленных законом случаях и порядке, компенсацию, соответствующую стоимости этого жилья и причиненному ущербу. 

Что значит получить компенсацию равной стоимости? Это означает, что в соответствии с действующим законодательством собственнику предоставляется имущество, равное по стоимости изъятому имуществу, и возмещаются другие понесенные им убытки, либо в полном объеме возмещаются убытки, причиненные прекращением права собственности.

Следует отметить, что в течение 2021 года в Узбекистане в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд свыше 3 тысячам собственников выплачены компенсации на общую сумму более 1 трлн 37 млрд сумов. А в 2022 году на такого рода компенсации из бюджета выделено 500 млрд сумов.

Государство поощряет жилищное строительство и создает условия для реализации права на жилище (статья 47).

Обеспечение нуждающихся людей малой родиной является ярким выражением гуманной политики Нового Узбекистана. Благодаря реформам, проведенным в последние годы, в стране реализуется такая гуманная политика, как обеспечение жильем выпускников домов милосердия, лиц с инвалидностью, малообеспеченных семей, молодых семей, особенно женщин, нуждающихся в особой помощи, предоставление им субсидий, выплата первоначальных взносов на жилье, предоставление льготных и долгосрочных ипотечных кредитов. 

В частности, установлено, что тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, выплачиваются субсидии за счет средств Государственного бюджета на возмещение части первоначального взноса и процентов по ипотечному кредиту. Установление этой нормы предполагает, что наличие у каждого гражданина, особенно молодых семей, собственного жилья положительно сказывается на его производительности труда, возможностях получения образования, эффективном отдыхе, повышает уровень социальной стабильности личности и удовлетворенности жизнью.

В рамках нового порядка в 2020–2022 годах 27 800 гражданам выделены субсидии в размере 795,6 млрд сумов для покрытия части первоначального взноса и 38 811 гражданам выделены субсидии на возмещение части процентных платежей в размере 429,4 млрд сумов.

За последние шесть лет в стране построено почти 300 тысяч домов, или в 10 раз больше по сравнению с предыдущими годами.

В Послании Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 года объявлено о запуске в Ташкентской области в 2023 году новой ипотечной программы «Мой первый дом». Данная программа в первую очередь обеспечит жильем наших граждан, нуждающихся в жилье и проживающих в тяжелых условиях, благодаря возведению и вводу в эксплуатацию жилья на наиболее благоприятных условиях для молодых семей.

Граждане Республики Узбекистан вправе получать гарантированный объем медицинской помощи в установленном законом порядке за счет государства (статья 48).

Важной социальной поддержкой здоровья населения является предоставление гражданам гарантированного объема медицинской помощи в установленном законом порядке и за счет государства.  В настоящее время гарантированный бесплатный объем медицинской помощи населению состоит из оказания неотложной медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи по ряду инфекционных заболеваний, специализированной медицинской помощи по социально значимым заболеваниям и опасным заболеваниям.

В целях развития гарантированного медицинского обслуживания за счет государства с 2021 года в первичном звене налажено бесплатное обеспечение населения 66 видами лекарственных средств, в 2022 году – 120 видами. В специализированных центрах сформирован перечень заболеваний, которые лечатся бесплатно, направление на медицинскую помощь выдается на основе электронной очереди. Что еще более важно, в соответствии с этой системой средства выделяются конкретному пациенту, а не больнице.

Только в 2022 году в медицинскую сферу из бюджета направлено  29 трлн сумов, что в 5 раз больше, чем в 2016 году. За прошедшие пять лет средства на обеспечение больниц и пунктов неотложной помощи лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения увеличились в 12 раз.

В частности, 801 семейная поликлиника в сельской местности оснащена современным диагностическим оборудованием. Благодаря этому в сельской местности и махаллях созданы 8 новых видов медицинских услуг. В регионах начали действовать более ста филиалов 23 специализированных медицинских центров. Все эти практические меры направлены на сохранение здоровья граждан.

Включаемой в Конституцию нормой закрепляется, что государство независимо от материального положения своих граждан охватывает их гарантированной бесплатной медицинской помощью. Это означает, что государство не перестает заботиться о здоровье граждан, особенно тех, у кого плохие материальные условия.

Установление нормы о гарантированном медицинском обслуживании имеет важное значение в предупреждении смертности населения, матерей и детей, заболеваемости инфекционными болезнями.

Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду  (статья 49.)

Окружающая среда – важный фактор, влияющий на здоровье и жизнь человека. По данным ООН 20-40% здоровья человека зависит от состояния окружающей среды. Благоприятная окружающая среда приобретает все большее значение в наше время, когда природные ресурсы сокращаются, глобальное изменение климата, проблемы экологии и природы угрожают будущему человечества. Поэтому во многих развитых странах эта проблема широко обсуждается и в конституциях вводятся новые нормы по охране окружающей среды. 

В последние годы вопросам охраны окружающей природной среды в стране уделяется серьезное внимание. Ведь без обеспечения прав граждан на достойную окружающую среду невозможно обеспечить здоровье и социальную стабильность граждан. 

Немаловажное место в этом занимает снижение ущерба экологии. Особенно, в некоторых городах и кишлаках ущерб экологии от строительства превышает установленные нормы, поскольку в последние годы страна превратилась в огромную строительную площадку. В этих условиях будут приниматься меры по усилению общественного контроля в сфере градостроительной деятельности с целью обеспечения экологических прав граждан, недопущения вредного воздействия застройки на природу.

Данная норма, расширяя общественный контроль, усиливает конституционные гарантии сохранения благоприятной и экологически чистой территории для населения и будущих поколений, надежной защиты здоровья населения, обеспечения благоприятной среды для его проживания и развития.

Государство принимает меры по охране и восстановлению экологической системы, социальному и экономическому развитию региона Приаралья (статья 49).

Глобальная экологическая проблема, возникшая в регионе Приаралья, оказывает негативное воздействие на образ жизни почти 50 млн жителей региона. Поэтому в Узбекистане уделяется особое внимание устранению последствий проблемы Арала. В частности, создается новое «зеленое пространство» на 2,5 млн гектарах дна Аральского моря. Кроме того, в связи со сложной экологической ситуацией в Арале и регионе Приаралья реализуются масштабные проекты, направленные на сохранение генофонда населения, улучшение его здоровья и обеспечение устойчивого развития этой территории.

Установление данной нормы в Конституции обеспечит создание достойных условий и повышение уровня жизни жителей региона, будет применяться дополнительный пакет льгот для представителей всех профессий, в первую очередь социальной сферы, а также позволит предпринимательским структурам и негосударственным некоммерческим организациям активно участвовать в различных проектах, направленных на охрану окружающей среды. 

Данная норма создает конституционные гарантии сохранения благоприятной и экологически чистой территории для нашего населения и будущих поколений, социально-экономической поддержки населения, проживающего в регионе Приаралья, снижения безработицы, обеспечения благоприятной окружающей среды для проживания населения и развития.

Комментарии

Нарушения ПДД аннулируются, если информация о них не будет получена в течение 48 часов

23.04.2024, 15:52

Законопроект о прекращении дела о нарушений ПДД сегодня был принят в первом чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса.  Изменениями и дополнениями в Кодекс об административной ответственности определен порядок...
Узбекистан ратифицировал договор с Ираном о передаче осужденных

19.04.2024, 17:05

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон о ратификации договора с Ираном о передаче осужденных, подписанный в июне 2023 года в ходе его визита в эту...
Создается Центр обучения граждан иностранным языкам и подготовки к работе за рубежом

19.04.2024, 13:24

Принято постановление Кабинета Министров от 17.04.2024 г. № 213 «О мерах по совершенствованию системы обучения молодежи профессии (специальности) и иностранным языкам». В соответствии с Указом Президента...
В Узбекистане планируют запретить оборот электронных сигарет

13.04.2024, 09:14

Согласно законопроекту, разработанному Минздравом, в Узбекистане планируется запретить оборот электронных сигарет и систем нагрева табака (IQOS). Также определяется ответственность за нарушения, связанные с запретом обращения данной...
Погода: Ташкент
Курсы валют