1

Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции (часть III)

Общество 26.04.2023, 16:35
Теги: Новое в законодательстве, Конституция
Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции (часть III)

Конституция в новой редакции является первым Основным законом, которая принимается непосредственно народом путем референдума и вступает в силу напрямую.
 

Продолжаем говорить о некоторых положениях Конституции в новой редакции.

Для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание (статья 50).

Инклюзивное образование и воспитание детей с особыми потребностями организуются в специализированных и общеобразовательных школах. Налаживание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не только в специализированных, но и во всех общеобразовательных школах является реализацией на практике принципа достоинства человека в Новом Узбекистане. 

Сегодня в республике функционируют 90 специализированных школ для более 21 тысячи детей с умственной отсталостью, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с нарушениями опорных органов. Кроме того, около 18 тысяч учащихся с легкой степенью инвалидности посещают школы вместе со здоровыми детьми.   

Установление впервые в Конституции отдельной нормы, касающейся создания условий для инклюзивного образования, способствует организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями с учетом их физического и психического развития, недопущению дискриминации их в той или иной форме в процессе получения образования, обеспечению равенства всех детей. В конечном итоге обеспечивается право детей с особыми образовательными потребностями на получение образования.

Граждане вправе получать высшее образование в государственных образовательных организациях на конкурсной основе за счет государства (статья 51).

На Востоке не зря говорят: «Если человек не осветит свой путь светом знания, он останется на улице тьмы и невежества». Свет души, который излучает человек, будет сильным наукой и просвещением. Наука формирует ценность человека. В процессе получения образования и воспитания, являющегося основой общества, формируются и развиваются качества, мировоззрение, личностные и профессиональные способности человека.

В последние годы в нашей стране создаются большие условия для получения молодежью высшего образования. Количество высших образовательных учреждений увеличилось в 2,5 раза и достигло 200, уровень охвата высшим образованием увеличился с 9% до 38%. Внедрена система льготного кредитования для получения высшего образования, практика выделения беспроцентного кредита женщинам. 

В Конституции предусматривается право на получение бесплатного высшего образования за счет государства на конкурсной основе в государственных образовательных организациях, что является прекрасным признаком того, что молодежная политика является приоритетным направлением в Новом Узбекистане. Основная цель – расширение возможностей талантливой молодежи для самореализации в жизни в полной мере путем обеспечения получения образования в бакалавриате и магистратуре на основе государственного гранта. 

Гарантирование получения бесплатного высшего образования за счет государства только на конкурсной основе в результате отбора подходящих кандидатов приведет к тому, что молодые люди будут работать над собой, определят высокие цели в жизни.

Получение талантливой молодежью бесплатного высшего образования и воспитание образованной, высококвалифицированной и конкурентоспособной молодежи имеет решающее значение для развития государства и общества.

Высшие образовательные организации имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу исследований и преподавания в соответствии с законом (статья 51).

В Узбекистане кардинально реформируется система высшего образования. В частности, открываются негосударственные высшие образовательные организации, увеличивается количество филиалов зарубежных университетов, создаются филиалы университетов в отдаленных регионах, академическая и финансовая независимость предоставлена 41 государственному высшему учебному заведению.

Функционирование системы высшего образования на основе международных стандартов требует академической свободы от административного управления им до организации учебно-методического и научно-исследовательского процесса. 

Академическая свобода – это свобода преподавания и проведения исследований в высших учебных заведениях и исследовательских организациях. Эта свобода проявляется в самостоятельном формировании учебного процесса, обеспечении свободы профессорско-преподавательского состава по преподаванию, самостоятельном выборе и изучении темы исследования, публикации и распространении его результатов, неограничении академической свободы профессорско-преподавательского состава и научных работников и т.д.

Включение данной нормы в Конституцию послужит развитию образовательной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, обеспечению самостоятельности профессорско-преподавательского состава и студентов в учебном процессе, ограничению внешнего вмешательства в данную сферу.

Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте (статья 52).

Общество меняет человек, а человека – образование и воспитание. Развитие нации и народа, повышение его интеллектуального потенциала зависит, прежде всего, от деятельности учителей. Ведь учитель является важным звеном в передаче молодежи загадок и тайн науки, духовного и культурного наследия, которое передается от предков к потомкам. 

Поэтому в стране принимаются меры по повышению статуса и престижа профессии учителя, восстановлению достоинства, чести и гордости учителей и наставников, обеспечению их материальной и социальной поддержки, создаются достойные условия для плодотворной трудовой деятельности. В частности, им предоставляются льготные потребительские кредиты, устанавливаются надбавки для высококвалифицированных учителей, выезжающих на работу в отдаленные районы.

Данная норма служит обеспечению прав и интересов учителей и наставников, прочной защите их чести и достоинства. 

Кроме того, усиление государственной поддержки в профессиональном росте и социальной и материальной поддержке около 700 тысяч учителей, работающих в стране, способствует дальнейшему повышению их социального статуса и авторитета в обществе.

Каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (статья 55).

Судебная власть играет важную роль в обеспечении надежной защиты прав и свобод, законных интересов человека.

В нашем законодательстве каждому лицу гарантируется право на судебную защиту своих прав и свобод, обжалование в суд неправомерных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.

В связи с тем, что вопрос о восстановлении нарушенных прав и свобод личности занимает чрезвычайно важное место в ее жизни, введены институты пересмотра вынесенных судами решений в апелляционном и кассационном порядке.

Одним из важных положений Конституции в новой редакции является то, что лицу предоставляется право обращения в международные органы после того, как государство воспользовалось всеми внутренними возможностями правовой защиты.

Это право дает лицу возможность защитить свое право на международном уровне и разрешения спорного вопроса с помощью международных документов (конвенций, международных пактов и т. д.), если он не удовлетворен всеми механизмами правовой защиты, созданными в государстве.

Включаемая в Конституцию в новой редакции норма еще раз подчеркивает приверженность нашего государства общепринятым идеям и ценностям демократии и прав человека, а также международным обязательствам в области прав человека и укрепляет всестороннюю защиту прав и свобод человека.

Национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека.

Государство создает условия для организации деятельности национальных институтов по правам человека (статья 56).

В государстве, где права человека являются приоритетными и ценятся, механизмы их защиты постоянно совершенствуются. Восстановление нарушенных прав и свобод гражданина также осуществляется не только через соответствующие суды, но и при поддержке национальных институтов по правам человека.

Резолюцией ООН 1993 года приняты принципы, касающиеся статуса национальных институтов по правам человека. В этом документе, известном во всем мире как Парижские принципы, изложены важнейшие, общие положения, касающиеся деятельности национальных правозащитных институтов, создаваемых в каждом государстве. 

Национальные институты по правам человека (Омбудсман, Национальный центр по правам человека и др.) должны самостоятельно осуществлять свою деятельность в правовом и практическом плане, обладать достаточными кадровыми и финансовыми ресурсами для осуществления своей деятельности, эффективно сотрудничать с соответствующими государственными и международными органами. В то же время национальные институты прав человека функционируют совместно с гражданским обществом, то есть они независимы с обеих сторон и служат своего рода мостом между гражданским обществом и правительством

Поэтому в целях обеспечения логической преемственности работы в области защиты прав и интересов человека, восстановления нарушенных прав и свобод в новую Конституцию включаются отдельные положения, определяющие статус национальных институтов по правам человека.

Государство обеспечивает равенство прав и возможностей женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, а также в других сферах общественной и государственной жизни (статья 58).

Обеспечение равноправия женщин и мужчин в жизни общества и государства, а также законных прав и интересов женщин, повышение их экономической, социальной и политической активности является одним из важнейших направлений Стратегии развития Нового Узбекистана. Учитывая, что равноправие мужчин и женщин играет важную роль в обеспечении благосостояния народа, мира общества и экономической стабильности, возложение задачи по обеспечению гендерного равенства на государство является необходимым требованием устойчивого развития. 

Обеспечение гендерного равенства в управлении делами общества и государства дает возможность повысить политическую активность женщин, расширить их участие в принятии законов и различных решений. Кроме того, обеспечение гендерного равенства в сферах образования, труда, предпринимательства, творчества, культуры повышает социально-экономическую активность женщин. 

Степень развитости любого народа определяется, прежде всего, научно-культурной развитостью женщин. Не зря говорят: «Обучив одну девочку, вы обучите целую нацию». Поэтому в Новом Узбекистане особой задачей государства стало создание условий для получения образования, занятия наукой женщинами. В результате только в 2022 году 49,9% студентов, поступивших в высшие учебные заведения, составили женщины. 

Благодаря введению данной нормы и обеспечению полноценного активного участия женщин в жизни государства и общества, к 2030 году доля женщин, занимающих руководящие должности, составит не менее 30%. Во-первых, повышается их социально-экономическая и политическая активность, во-вторых, создается возможность более широкого вовлечения их в работу парламента, правительства, министерств, хокимиятов.

Налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав (статья 63).

Наиболее весомое место в структуре государственных доходов занимают налоги. При введении или повышении налогов и сборов необходимо справедливо учитывать и защищать экономическое положение и имущественные интересы налогоплательщиков. 

Для налогоплательщиков с различным экономическим положением установление дифференцированного налогообложения не является дискриминационным, то есть допускается дифференциация по экономическому и иному недискриминационному признаку. Например, для лиц с инвалидностью, самозанятого населения установлены налоговые льготы. Установленная льгота по подоходному налогу для лиц с инвалидностью с детства увеличена с 1,41 до 3-кратного минимального размера оплаты труда. В том числе самозанятые лица платят социальный налог в размере не менее 50% от базовой расчетной величины.

Этой льготой, закрепленной в Налоговом кодексе, за 11 месяцев 
2022 года воспользовались 3 126 предприятий, размер которой в сумме составил 18,9 млрд сумов. 

Аналогичным образом, в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса за прошедший 2022 год 330,8 тыс. самозанятых физических лиц чтобы иметь стаж работы внесли социальные налоговые платежи в размере 85,9 млрд сумов.

Включение данной нормы способствует обеспечению равенства всех налогоплательщиков перед законом, установлению принципа социальной справедливости, повышению уровня сбора налогов, дальнейшей поддержке предпринимательской деятельности.

Предприниматели в соответствии с законодательством вправе осуществлять любую деятельность и самостоятельно выбирать ее направления (статья 67).

Включение в новую Конституцию буквально основополагающей для предпринимательской деятельности нормы положительно скажется на деловом климате в нашей стране. 

Итак, какое значение имеет данная норма для эффективного ведения предпринимательской деятельности? 

Во-первых, устанавливается, что предприниматели вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, что дает возможность предпринимателям, основной целью деятельности которых является получение дохода, осуществлять деятельность во всех сферах и отраслях экономики. При этом лишь требуется, чтобы законодательством не было запрещено занятие определенной деятельностью. 

Во-вторых, право самостоятельно выбирать направление своей деятельности дает предпринимателям возможность разрабатывать и реализовывать свои бизнес-стратегии исходя из собственных желаний и интересов без произвольного вмешательства других лиц, государственного органа и его должностных лиц.   

Данные дополнения в Конституции выражают важнейшее требование свободной рыночной экономики, закрепляют на конституционном уровне основные критерии государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе принципа «разрешается любая деятельность, не запрещенная законом»

Кроме того, аналогичные конституционные гарантии послужат увеличению дохода на душу населения на более чем 4 тысячи долларов к 2030 году за счет дальнейшей поддержки предпринимательской деятельности, улучшению инвестиционного климата, снижению налогового бремени, созданию более свободной и конкурентной деловой среды.

Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом (статья 67).

От любой монополизации в экономике страдают все одинаково: и клиент, и предприниматель, и государство. Поэтому и с точки зрения интересов развития экономики взятие государством на себя такой важной обязанности, как борьба с монополистической деятельностью, отвечает интересам как сообщества деловых людей, так и граждан. 

Регулирование монополистической деятельности в соответствии с рыночными законами обеспечивает свободу выбора на рынке товаров, работ и услуг, в которых есть высокая повседневная потребность и приводит к их низкой стоимости и высокому качеству с точки зрения интереса простого клиента. 

Включение этой нормы в Конституцию служит развитию честной конкуренции между предпринимателями, создавая равные экономические и правовые возможности для всех участников рынка товаров и услуг, а также повышению эффективности посредством быстрого внедрения новшеств в производство.

На территории Республики Узбекистан гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств 
(статья 67)

Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является беспрепятственное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала по стране на основе свободной конкуренции. Эта гарантия означает единство экономического пространства страны.

В целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в нашей стране и обеспечения беспрепятственного ее осуществления в Конституцию включается это важное положение. 

Данная норма, в первую очередь, устраняет самые сложные препятствия, стоящие перед предпринимателями, что служит развитию общества и, в частности, его экономическому процветанию.

Под единым экономическим пространством понимается территориальное пространство, в котором обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы посредством налоговой, денежно-кредитной, финансовой, торговой и таможенной политики.

Исключение барьеров для оборота товаров и услуг по стране, и создание возможностей для предпринимателей распоряжаться финансами без препятствий имеет важное значение, потому что, если у предпринимателя нет возможности свободно вывозить полученную прибыль из страны, перенаправлять ее на другой рынок или проект, ему нет смысла функционировать на рынке этой страны.

Это положение ограничивает принятие впредь должностными лицами различных уровней решений, ограничивающих свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых ресурсов.

Земля может находиться в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану, как общенационального богатства (статья 68).

На протяжении долгих лет в Узбекистане не была в полной мере внедрена частная собственность на землю, что привело к недостаточному формированию слоя реальных собственников, невозможности введения земли в рыночный оборот как реального товара и снижению доверия иностранных инвесторов к национальной экономике.

Поэтому без всякого преувеличения эта норма способствует развитию отношений собственности, как одно из реальных революционных изменений в новой редакции Конституции.

Какую пользу приносит непосредственно собственнику признание земли частной собственностью? Собственник приватизированного земельного участка приобретает такие права, как продажа, дарение, обмен, залог, наследование земли.   

Самое главное, земля, находящаяся в частной собственности, может быть выкуплена государством для общественных нужд только по рыночной цене по договору с согласия собственника. Одним словом, земля не попадает под снос, земля может быть отчуждена только в том случае, если государство приобретет землю по согласованной цене. 

Частная собственность на землю служит как повышению уровня кредитоспособности предпринимателей, так и позволяет увеличить доходы за счет рационального управления имуществом. Признание земли частной собственностью служит расширению слоя собственников, развитию рынка земли, повышению экономической эффективности использования земельных участков.

Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, реализацию ими права на поиск, получение, использование и распространение информации.

Воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность средств массовой информации влечет ответственность в соответствии с законом (статьи 81 и 82)

Последние годы стали для СМИ в нашей стране буквально своеобразным периодом возрождения. СМИ начали проявлять себя как «четвертая власть».

Чтобы СМИ были более активными, им должны быть предоставлены широкие возможности и надежная защита. Именно такие изменения отражает новая редакция Конституции.

Изменения, связанные с деятельностью СМИ, способствуют достижению следующих положительных результатов:

во-первых, гарантирование прав средств массовой информации со стороны государства, прав СМИ на поиск, получение, использование и распространение информации служит полному удовлетворению потребностей общества в достоверной информации; 

во-вторых, установление того, что препятствование или вмешательство в деятельность СМИ влечет за собой ответственность в соответствии с законом, гарантирует, что журналисты могут действовать свободно, не опасаясь различного административного давления.

Эти нормы, включаемые в Конституцию, послужат дальнейшему повышению свободы информации в стране, повышению ответственности представителей СМИ, повышению качества предоставляемых ими информационных услуг, укреплению атмосферы открытости и гласности, законности в обществе. В конечном итоге достигается укрепление диалога между государством и обществом, установление сильного общественного контроля и обеспечение свободы слова.

Граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения (статья 98).

В демократическом государстве законотворчество играет важную роль в расширении участия граждан в управлении делами государства.  Данный институт успешно применяется в передовой практике развитых демократических государств и является очень демократическим положительным новшеством в национальном законодательстве. В практике зарубежных стран право граждан на законодательную инициативу предусмотрено конституциями ряда стран, таких как Австрия, Испания, Италия, Швейцария.

Укрепление на конституционном уровне института обращения граждан к парламенту с законодательными предложениями приведет, во-первых, к решению системных проблем путем расширения участия граждан в управлении делами государства, участия народа, как непосредственного законотворца, через совершенствование законодательства, во-вторых, это способствует решению различных социально-экономических вопросов, связанных с их конституционными правами, обеспечивает непосредственное участие людей, как инициатора реформ в принятии важных решений для реализации их будущего, мечты и целей, а также служит своевременному решению проблем в обществе.

Лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов (статья 120). 

Данной нормой на местном уровне разделяются функции представительной и исполнительной власти. Извлечение положения о том, что хокимы возглавляют Кенгаши народных депутатов, способствует усилению их ответственности перед Кенгашами, усилению контроля Кенгаша и депутатов за деятельностью органов исполнительной власти. 

Внедряемое нововведение усилит активность Кенгаша народных депутатов и, как следствие, повысит доверие общества к представительной демократии и расширит его политическую активность, участие в процессах местного государственного управления. 

Это способствует превращению Кенгашей народных депутатов в основное звено в решении существующих проблем в регионах. Будет налажена эффективная система подотчетности руководителей органов исполнительной власти перед Кенгашами народных депутатов, которая способствует реализации конституционного принципа «Народ является единственным источником государственной власти». Что еще более важно, будет положен конец практике принятия решений хокимами, их утверждения в Кенгашах, которые они сами возглавляют, а затем последующего осуществления контроля за их исполнением.

На основе этого нововведения деятельность Кенгашей будет направлена, прежде всего, на принятие решений в интересах местного населения, а деятельность хокима будет направлена на исполнение этих решений.

Граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и если все другие средства судебной защиты исчерпаны  (статья 133)

Данная норма дает право гражданам и юридическим лицам обращаться с жалобой в Конституционный суд, когда конституционные права и свободы применяются в конкретном случае и считаются нарушенными в законе, который не соответствует Конституции, если все другие средства защиты исчерпаны в суде. 

В течение 2022 года в Конституционный суд поступило всего  1 376 обращений. 1 299 обращений направлены физическими лицами, 77 – юридическими лицами. Обращения изучены судьями Конституционного суда, авторам даны обоснованные разъяснения. Представители 83 граждан и юридических лиц приняты судьями и экспертами в Конституционном суде, по их обращениям даны соответствующие разъяснения. В целях непосредственного приема обращений граждан в Конституционном суде запущен портал «Онлайн-прием граждан»

Право граждан и юридических лиц на обращение в Конституционный суд также закреплено в конституциях иностранных государств, таких как Бельгия, Венгрия, Германия, Латвия

Включение данной нормы укрепит на конституционном уровне институт конституционной жалобы, являющийся одним из эффективных инструментов защиты прав человека. В случае применения на практике законов, противоречащих Конституции, это послужит своевременному обеспечению их соответствия Конституции, предупреждению нарушения прав других лиц в дальнейшем законами, противоречащими Конституции.

Процедуры формирования и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляются на основе принципов открытости и прозрачности. Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан (статья 148). 

Реализуемая сегодня в нашей стране государственная политика «Открытый бюджет», эффективное осуществление общественного контроля за бюджетом создают широкие возможности для получения полной информации по этому вопросу. В частности, запущен портал «Открытый бюджет», который предусматривает размещение информации о Государственном бюджете. С 2019 года введен механизм, предусматривающий направление не менее 10% дополнительных источников бюджетов районов и городов на мероприятия, сформированные на основе общественного мнения.

Нормы, устанавливаемые в новой редакции Конституции как логическое продолжение вышеупомянутой работы создают соответствующие организационно-правовые условия и гарантии формирования Государственного бюджета, определения его доходной и расходной частей, привлечения граждан и институтов гражданского общества к обеспечению его исполнения, широкого и активного участия в этом процессе, осуществления общественного контроля. 

Обеспечение целевого использования Государственного бюджета служит предоставлению населению медицинских услуг, расширению доступа к образованию, оказанию необходимой помощи, обеспечению жильем социально незащищенных слоев населения, обеспечению эффективности в предпринимательстве и в целом во всех других сферах жизни государства и общества.

Комментарии

В Минстрое объяснили установление минимальных тарифов для квартплаты

01.05.2024, 16:39

В многоквартирных домах установлены минимальные размеры обязательных взносов или платежей за содержание, пользование и ремонт общего имущества, а также благоустройство земель, прилегающих к многоквартирному дому. Таблицу...
Какие изменения вступили в силу в Узбекистане с 1 мая?

01.05.2024, 15:37

Какие главные изменения в национальном законодательстве вступили в силу с 1 мая 2024 года? Обзор опубликовал Портал Norma.uz.Введены базовые нормы месячного потребления электроэнергии и природного газа для...
Налоговый комитет пообещал широкое обсуждение проекта постановления о борьбе с теневой экономикой

01.05.2024, 13:42

Прежде чем проект постановления "О реализации комплексных мер по борьбе с теневой экономикой" будет внесен в Правительство, состоится его широкое общественное обсуждение через портал regulation.gov.uz. О...
Старшеклассников начнут готовить к профессии педагога в школах

30.04.2024, 16:41

Принято постановление Кабинета Министров  «О мерах по подготовке учащихся средних общеобразовательных учреждений к педагогической профессии и обеспечению трудоустройства выпускников». Начиная с 2024/2025 учебного года будут организованы...
Погода: Ташкент
Курсы валют