1

Эволюция древних дорог: предыстория Великого шелкового пути

Культура 26.05.2023, 13:14
Теги: Медиа-проект "Культурное наследие Узбекистана", Наследие, Bilimli
Эволюция древних дорог: предыстория Великого шелкового пути

История Великого шелкового пути привлекала внимание ученых многих поколений. Эта тема остается принципиально важной и в настоящее время. 

 

Даже краткий перечень изученных проблем составит огромный библиографический список. 

В этой статье мы обратимся к докладу академика Академии наук Республики Узбекистан, историка-археолога Анатолия Сагдуллаева и расскажем о некоторых аспектах предыстории Шелкового пути, а именно - процессах формирования и развития древних коммуникаций, которые совпали с его основными направлениями, проходившими по территории Центральной Азии.

Металлургия и ремесленничество

Формирование внутренних и транзитных путей через территорию Центрально-Азиатского региона происходило уже 4-5 тысяч лет тому назад. Как отмечает академик Сагдуллаев, эпоха энеолита и бронзы (4-2 тысячелетие до нашей эры) является важным периодом этнокультурной истории Центральной Азии. В это время происходили сложные взаимодействия автохтонного (коренного) населения с племенами, проникавшими в регион с других территорий. В свою очередь, древнейшие миграции были вызваны экологическими, экономическими и социальными факторами.

С началом развития металлургии меди и бронзы недостаток отдельных видов сырья для ремесленного производства способствовал развитию интенсивного обмена и торговли. В конечном итоге этот процесс приобретал межрегиональный или международный характер. В данном случае важную роль в процессе торговых взаимосвязей играла концентрация в некоторых областях редких минералов и руд различных металлов, изделия из которых пользовались повышенным спросом. Так, горный Бадахшан, расположенный на восточных границах Бактрии (историческая область, располагавшаяся на сопредельных территориях современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере), был издавна известен полезными ископаемыми. К примеру, древнегреческий историк Ктесий сообщает о наличии в Бактрии серебряных и золотоносных рудников. Кроме того, медно-оловянные рудники, а также разработки полудрагоценного камня - бирюзы, были известны в долине Зарафшана и пустыни Кызылкум.

Необходимые для металлургии и ремесла источники сырья способствовали развитию дальней торговли. В этом плане заслуживает внимания вывод о том, что в начале 2-го тысячелетия до нашей эры ассирийские торговые караваны отправлялись за оловом к далекому источнику, находившемуся в Афганистане.

Миграция и торговля

В 4-3-м тысячелетии до нашей эры территория Центральной Азии становится зоной все более усиливающихся миграционных процессов, связанных с освоением не только новых земледельческих оазисов, но и с поиском источников сырья для развивающейся металлургии (меди, олова, свинца). В это время представители ранее земледельческих общин Белуджистана (историческая область на северном побережье Индийского океана) проникают из долины Инда через Баланский перевал в долину Зарафшана, где было основано поселение Саразм. В этот период сюда переселяются и земледельческие племена из юго-западного Туркменистана. Двумя маршрутами они отправляются сюда же и в пустыню Кызылкум. В последней также находились залежи медной руды.

Более регулярные торговые связи между населением Центральной Азии и долиной Инда начинаются в середине 3-го тысячелетия до нашей эры. В этот период начинается мощная миграция представителей знаменитых цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа из долины Индии. Носители этой культуры основывают торговый факторий Шортугай на левом берегу Пянджа (более 1100 км от Мохенджо-Даро - центра Индской цивилизации). 

Большая часть известных к настоящему времени городов и поселений этой цивилизации (около тысячи) находятся в современных Пакистане и Индии. Анатолий Сагдуллаев отмечает, что концентрация этих поселений в районах, прилегающих к Аравийскому морю и в значительном удалении от него - в горных и предгорных районах, уже по внешним признакам свидетельствует о том, что торговля имела большое значение для многочисленного населения Индской цивилизации. Причем доказано, что дальней торговле способствовали как сухопутные, так и морские трассы. Подтверждением наличия морских путей служат археологические памятники.

Многие поселения Индской цивилизации располагались вдоль побережья Аравийского моря. Отсюда морским путем через Персидский залив суда доставляли в Месопотамию бактрийское золото и лазурит. Таким образом, население историко-культурных областей Юго-Центральной Азии через торговые фактории типа Шортугая поддерживало реальные торговые связи с представителями Индской цивилизации. 

Другой древний путь, известный как «Лазуритовый», шел сухопутными трассами - сразу в Бактрию из Передней Азии и Месопотамии. В целом, у этого пути было много ответвлений, ведших с Востока на Запад. 

Формирование новых путей

В конце 3-го тысячелетия до нашей эры происходит массовая миграция населения Передней Азии в Маргиану Маргиана (историческая область, одна из сатрапий Ахеменидской империи, центром которой был древний Мерв. Соответствует территории Восточного Туркменистана) и Бактрию. Она была вызвана ростом населения, ограниченностью обрабатываемых земель и пастбищ, отсутствием сырья, необходимого для развития металлургии, а также участившимися войнами за обладание пахотными землями и торговыми путями. 

Колонисты из Месопотамии и Элама пришли в Маргиану и Бактрию. Только в низовье реки Мургаб переселенцы одновременно основали более 100 поселений. Также широкомасштабно была освоена территория Бактрии. Однако мигранты не ограничились ареалами первоначального расселения и стали осваивать предгорные оазисы к северу от Амударьи. Здесь располагался путь от Термеза через знаменитый Дербентский проход в долину Зарафшана, а оттуда в восточную Фергану и Кашгар к границам Китая. То есть уже 4 тысячи лет назад западный отрезок Великого шелкового пути был известен.

Одновременно с Востока на Запад прокладывался еще один путь. Дело в том, что в конце 3-го тысячелетия до нашей эры на территории Юго-Восточного Китая, в низовьях долины Хуанхэ формируется высокоразвитая культура Эрлитоу. Здесь так же, как в Маргиане и Бактрии, возникают независимые центры, в планировочной схеме которых выделялись храмы и дворцы. 

Здесь стоит отметить, что в эпоху бронзы в Китае интенсивно развивались металлургия, ремесла и внутренняя торговля. Все это вызвало необходимость поиска новых источников сырья, что создавало основу для расширения внешних экономических связей. Так формировались северные и западные пути историко-культурных взаимодействий между различными отдаленными друг от друга областями. А наличие широкой сети дорог способствовало интенсивному развитию внутренней и внешней торговли. 

Эволюция древних дорог

С направлением ранних дорог, которые сформировались в эпоху энеолита и бронзы, совпали и трассы торговых путей последующих периодов. Известно, что через территорию Центральной Азии в Иран поступало золото из Алтая. Эти торговые пути соединялись со знаменитой Царской караванной дорогой Ахеменидов, которая начиналась на побережье Средиземного моря и вела в Сузы, а затем в Бактрию и Индию. 

Таким образом, различные данные свидетельствуют о том, что истоки Великого шелкового пути восходят к глубокой древности. Уже в 4-3 тысячелетии до нашей эры формируются его маршруты, которые проходили через Центральную Азию: западные, северные и восточные. В тот же период эти трассы стали интенсивно использоваться в целях обмена и торговли. Все это отражает сложные процессы генезиса и эволюции древних путей, экономических и историко-культурных взаимодействий между различными цивилизациями.

Сегодня принципиальное значение приобретает строительство новых, современных транзитных дорог. Это актуально еще и потому, что XXI век становится столетием более широкой экономической интеграции, тесных культурных взаимодействий между различными народами и государствами. Все это имеет богатое прошлое, глубокие корни и устойчивые традиции, которые необходимо целенаправленно развивать и в наше время.

В сотрудничестве со Всемирным обществом  по изучению, сохранению и популяризации  культурного наследия Узбекистана 

подготовил Владимир МУСТАФИН

Комментарии

Монеты XVIII века изъяли у пассажиров рейса Бухара-Москва

26.04.2024, 08:06

Пресечена попытка вывоза старинных монет через пограничный  пост «Аэропорт Бухара» таможенного управления Бухарской области.  Об этом сообщает пресс-служба управления.Двое граждан, летевших в Россию рейсом «Бухара-Внуково (Москва)»,...
Книги «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» переданы штаб-квартире ЮНЕСКО

25.04.2024, 08:16

В штаб-квартире ЮНЕСКО при участии заместителя генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне и представителей Секретариата состоялась презентация 50-томного книги-альбома «Культурное наследие Узбекистана в собраниях...
Житель Наманганской области разрушил старинное кладбище ради строительства дома

25.04.2024, 07:51

Прокуратура совместно с Агентством по культурному наследию продолжает систематические контрольные мероприятия, направленные на охрану и сохранение исторических памятников. На одном из таких мероприятий выяснилось, что гражданин...
Здания эпохи модернизма в Ташкенте внесут в перечень объектов культурного наследия

23.04.2024, 11:12

По инициативе Фонда развития культуры и искусства Узбекистана здания эпохи модернизма в стране будут вноситься в перечень объектов культурного наследия.  Это предусматривает принятое постановление Кабинета Министров...
Погода: Ташкент
Курсы валют