Историки считают, что зарождение художественной вышивки относится к бронзовому веку, точнее, к тому времени, когда древние мастера освоили приемы окрашивания шерсти (Месопотамия) и шелка (Китай).
Археологические находки также подтверждают древность вышивки, которая возникла по необходимости, а в дальнейшем обрела художественный смысл почти у всех народов и напрямую связана с климатом и природными условиями. Согласно исследованиям археологов, самые ранние образцы вышивки связаны с появлением завязок и швов на одежде из кожи.
Ручная работа дороже
Вышивка выполнялась вручную до появления других текстильных производств, таких как ковроткачество и механические ткацкие станки. Кстати, и сегодня на рынках высоко ценятся изделия с ручной вышивкой, сюзане, коврики или постельное белье. В Узбекистане среди видов прикладного и декоративно-прикладного искусства вышивка является видом искусства, имеющим свои традиции и которым занимаются женщины. К сожалению, до нашего времени не дошли древние образцы изделий вышивки Средней Азии, в том числе и узбекского народа. В музеях можно увидеть только предметы XIX века, такие как палак, сюзане, постельное белье, зардевор (художественное изделие, украшенное вышивкой).
Где она была развита?
Согласно историческим источникам, вышивка распространена преимущественно в торгово-ремесленных городах и крупных селах, а также в центрах древнеземледельческой культуры Узбекистана (Фергана, Нурата, Самарканд, Бухара, Ташкент). Вышивка является неотъемлемой частью праздников и свадебных обрядов местных жителей, а девушки, собирающиеся выйти замуж, сами готовят приданое.
Сюзане можно выделить как наиболее распространенные изделия в этом виде прикладного искусства. Их шили в селах и городах оазисов, на оседлых территориях (Бухарский эмират, Кокандское ханство), использовали в качестве отделки стен, занавесок и покрывал, как украшение интерьера традиционных домов, они приобрели практическое, эстетическое и даже сакральное значение. В дни свадебных церемоний сюзане украшали комнаты жениха и невесты.
Виды
Городское население делит вышивку на несколько видов по функциональным признакам. Это настенные панно и фризы - сюзане, нимсюзане, ай палак, зардевор, дорпеч, кирпеч; занавеси - джойпуш, руйиджо, гулькурпа, чойшаб, такияпуш; скатерть - сандалипуш; молитвенный коврик (джойнамаз). Мелкие вещи - мешочек для зеркальца (ойна халта), мешочек для расчесок (шона халта); одежда - рубашка, тюбетейка, жилетка, повязка на голову, ремень, поясной платок, тесьма.
Декоративная тема и формы каждой вышивки определяются в зависимости от функции того или иного изделия. Крупная вышивка - тематика сюзане: солнце, луна, звезды, крупные и мелкие цветочные узоры; включают растительные, геометрические и стилизованные изображения животных.
Разнообразие стилей вышивки Средней Азии свидетельствует об искусстве узбекских вышивальщиц. Например, нуратинские, бухарские, самаркандские вышитые изделия вышиваются швом юрма кандахаёл чок.
Нуратинская вышивка
В последнее время мы много слышим о нуратинской вышивке в СМИ. На самом деле нуратинские сюзане и вышивка отличаются своими уникальными узорами, цветами и процессом изготовления, не похожими на другие регионы. В нуратинской вышивке широко используются швы ироки, ильма, бурма, босма, хамдузи, чамак, чинда хаёт, бахи. Основное отличие сюзане от других изделий заключается в том, что процесс выполняется с помощью иглы и бязи.
Одна из самых красивых традиций сюзане и вышивки Нуратинского района заключается в том, что они есть в каждой семье, от юной девушки до бабушки - все владеют этим искусством. Девушки Нураты своими руками шьют приданое. В народных традициях есть и такой обряд, передающийся из поколения в поколение, когда тобут (гроб) покрывается сюзане и провожает умершего в последний путь.
Символы в вышивке
Основными мотивами и орнаментами, используемыми в сюзане, являются гранат, цветок граната, острый перец и цветок миндаля. Известно, что гранат - это символ плодородия, миндаль - удачи, а перец - защиты от сглаза. Узбекские вышивальщицы брали лекала из других видов прикладного искусства. В вышивке много растительных мотивов - изображения ветвей, цветов, букетов.
Узбекская вышивка, которая поражает мир
В первую очередь следует сказать, что в средние века вышивка получила развитие и в странах Европы. В Европе, например, она распространилась в эпоху Возрождения. Великие художники того времени (Перуджино, Боттичелли и др.) готовили шаблоны для вышивальщиц, что повышало их художественный уровень. В вышивке использовались также драгоценные камни, нитки, шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. В XVIII веке вышивкой украшали одежду знати. Влияние византийского иконописного искусства заметно в вышивках XII века. В Китае XIV века к жанру росписи по шелку стилистически близки украшения, известные как сюхуа (роспись иглой).
Но квалифицированные искусствоведы мира высоко оценили вышивку Узбекистана. Сегодня прекрасные образцы вышивки узбекского народа можно увидеть в разных уголках мира. Сшитые узбекскими женщинами кирпеч, сюзане, зардевор, гулькурпа, чойшаб, джойнамаз стали уникальными экспонатами музеев зарубежных стран, таких как Франция, Россия, Япония, Италия, Германия, Чехия, США, Индия, Турция.
Например, редчайшие образцы узбекской вышивки хранятся в Музее Напрстка в Чехии. Среди них особое значение имеют нуратинское сюзане, привезенной в музей в 1899 году, и молитвенный коврик (джойнамаз), привезенный из Ташкента. Также палаки, созданные в 1900-х годах, являются продуктом ташкентской школы вышивки, а вышивка руйиджо, выполненная во второй половине XIX века и использовавшаяся в бухарских свадебных обрядах, также были включены в эту коллекцию.
В Национальном музее восточного искусства имени Джузеппе Туччи в Италии есть экспонаты, связанные с узбекской вышивкой. В музее хранятся два образца вышивки сюзане, выполненные во второй половине XIX века. Сюзане изготавливались членами семьи невесты как часть ее приданого и служили настенными украшениями или покрывалами. Кроме того, сюзане можно рассматривать как экономический ресурс, поскольку с начала XX века многие семьи начали продавать лучшие экземпляры вышивки или готовить их к продаже. В отделке чаще использовались исламские узоры.
В последние годы в Узбекистане ведется практическая работа по развитию искусства вышивки. В районах созданы школы «устоз - шогирд». Также ежегодно проводятся фестивали вышивки в городах, которые считаются центрами искусства вышивки.
При подготовке данной статьи использованы книги-альбомы серии «Культурное наследие Узбекистана»: «Собрания Чешской Республики (XVI том), «Культурное наследие Узбекистана в собраниях Италии» (XXXII том), «Ковроделие Узбекистана: традиция, сохраненная в веках» (том XIV) и исторические сайты в Интернете.
Подготовил Шокаххор САЛИМОВ, перевод Наргизы Исмановой.