Согласно сведениям, распространенная согдийская письменность появилась в I в. До н.э. - I в. н. э. В раннем средневековье она господствовала на обширных пространствах Евразии - от Древнего Мерва до Алтая, Монголии, Китая и Тибета, а согдийский язык играл важную роль в торговых отношениях между разными народами.
До нас дошли только фрагменты
В Центральной Азии, помимо Согда, согдийские письменные памятники обнаружены в Чаче, Ферганской долине и Еттисуве. Распространение данной письменности связано с активной торговлей согдийских купцов по маршруту Великого шелкового пути, а также появлением поселений вдали от границ Согда. Этим и объясняется тот факт, что большинство известных в настоящее время находок согдийских рукописных текстов были обнаружены в Восточном Туркестане. Переводы буддийских, манихейских и христианских текстов, а также оригинальные произведения согдийской светской литературы неоднократно переписывались. К сожалению, до нас дошли лишь отдельные их фрагменты.
Неизвестно, когда и где впервые появилась согдийская письменность. Ее древние образцы встречаются на серебряных монетах, выпущенных греко-бактрийским царем Евтидемом в окрестностях Бухары в I в. до н.э. - I в. н.э.
Гораздо больше согдийских рукописей было найдено в Восточном Туркестане. Это переводы буддийских, манихейских и христианских религиозных текстов, написанные черной тушью на полукустарниках, березе и других материалах. До нас дошло также небольшое количество литературных произведений. Среди них - несколько фрагментов рукописи с 16 неполными строками, содержащими сцену битвы былинного героя Рустама с великанами и согдийский перевод сказок о купце, протыкателе жемчуга и трех рыбаках.
Кто писал на скалах?
В качестве уникальных памятников согдийской письменности до нас также дошли надписи на скалах, нанесенные паломниками во время их паломничества по святым местам, купцами и пастухами. Зачастую эти люди писали свои имена и даты нахождения в этом месте, как подтверждение того, что они там были.
Немецкий археолог К. Йеттмар обнаружил, что перед мостом Шатнал над Каракорумским шоссе в верхней Индии находятся крутые скалы, на которых запечатлено множество согдийских надписей. Они написаны либо согдийскими паломниками, отправлявшимися на поклонение к буддийским святыням Индии, либо торговцами из различных регионов Центральной Азии. По предположениям, среди согдийцев, оставивших свои надписи на скале перед Шатнальским мостом, были выходцы из Маймурга (близ Самарканда) и Чача (современный Ташкент).
На территории Кыргызстана обнаружены самые поздние согдийские наскальные надписи, датируемые IX -X веками. Наряду с другими памятниками согдийской письменности, наскальные надписи, найденные вдали от исконной родины согдийцев, свидетельствуют о высокой роли согдийского языка и письменности, о проникновении согдийских завоевателей в дальние уголки Центральной Азии.
В монетах - воплощение истории
Именно на территории Узбекистана найдено множество образцов наиболее красочных согдийских надписей, но наиболее важной из них является настенная - из 16 строк, написанная тушью. Она была обнаружена в 1965 году при раскопках в городе Афросиаб и относится ко второй половине VII века нашей эры. В письме, прочитанном В. Лившицем, рассказывается о послах Туранташа, которые привезли дары и невесту от Чаганьяна к самаркандскому хану Авархуману. Представителей возглавлял посол (дапирпат) Пукарзат.
Согдийские монеты также играют важную роль в дошедших до нас образцах согдийской письменности. В надписи на монетах включались имя и титул правителя, а иногда и название региона. Среди монет Чача есть датированные III-IV веками н.э., которые свидетельствуют о том, что в этом регионе использовалась согдийская письменность.
Каждая монета носит имена определенных правителей: Архания, Вийартфарнук, Сочак, Тарнавч, Язатпир. Изучение надписей на чохских монетах позволяет с иной точки зрения подойти к раннесредневековой истории этого региона.
Некоторые согдийские письмена также были найдены внутри серебряных сосудов. Большинство из них были написаны простым курсивом, характерным для согдийских текстов VI-IX веков. Одна из надписей этой группы по буквенным формам относится к IV веку, в ней упоминаются имя и титул правителя Чача. Наряду с надписью изображен штамп, подобный форме, встречающейся на многих монетах, найденных в Ташкентской области.
74 важных документа
Согдийский язык и письменность имеют большое значение для истории и культуры народов Центральной Азии. Об этом свидетельствуют согдийские документы начала VIII века нашей эры, обнаруженные при раскопках развалин крепости Муг в 120 километрах к востоку от Самарканда. Здесь было найдено 89 документов на турецком, согдийском, арабском и китайском языках. 74 рукописи написаны согдийским письмом. Среди них есть документы на согдийском алфавите, но на турецком языке. Их перевела группа ленинградских ученых А. А. Фрейман, В. А. Лившиц, М. Н. Боголюбов ва О. И. Смирнов.
Документы на горе Муг содержат ценные сведения о социально-экономической, военной и культурной истории Согда. Через них впервые было выявлено существование четырех категорий рабов в регионе, основные рекомендации согдийского семейного права, участие тюркских народов в жизни и управлении города Согда.
Уйгурский алфавит
Говоря о согдийской письменности, следует сказать, что она представляла собой не только тексты на согдийском языке. Согды имели прочные отношения с тюрками, и древняя уйгурская письменность была создана на основе согдийской в Восточном Туркестане и Монголии. Тюркские народы, проживающие в Центральной Азии, также долгое время пользовались согдийской письменностью (вероятно, до создания орхоно-енисейской). До сих пор в крепости Муг было найдено множество документов, написанных согдийским алфавитом на древнем тюркском языке.
Кроме того, уйгурский алфавит, возникший на основе согдийской письменности (ее называли «тюркской письменностью»), использовался и в тюркских государствах Темуридов, Аккоюнлу, Османов. Только в отличие от согдийского, тексты в уйгурском алфавите пишутся сверху вниз. Текстовые столбцы располагаются слева направо. Буквы согдийского алфавита адаптированы к тюркской фонетике, включены дополнительные символы.
Многие шедевры тюркской литературы, документы, переписка правителей, наскальные надписи написаны уйгурским алфавитом. Позднее этот тип письма был представлен монголам через уйгуров. Каллиграфы дворца Чингисхана писали письма в основном уйгурским алфавитом или тюркским письмом. До того, как монгольские правители Ирана, Хорасана и Мавераннахра полностью тюркизировались, официальные документы на монгольском языке издавались на уйгурском алфавите. Монголия использовала этот алфавит до тех пор, пока в 1941 году не перешла на кириллицу. Этот алфавит до сих пор используется этническими монголами в области Мухтар Внутренней Монголии Китая.
Подготовил Рустам ДЖАББАРОВ, перевод Наргизы Исмановой