ГлавнаяКультура

Проект Bilimli: Представители эпохи Темуридов в миниатюрах Камолиддина Бехзода

Изрображение 'Проект Bilimli: Представители эпохи Темуридов в миниатюрах Камолиддина Бехзода'

Сегодня изучению бессмертного наследия наших великих предков уделяется больше внимания, чем когда-либо. 

 

В частности, по инициативе Президента Шавката Мирзиёева проводится значительная работа по изучению, исследованию и популяризации культурного наследия Узбекистана. Наряду с этой деятельностью проделан ряд работ по изучению творчества великого художника Камолиддина Бехзода, поиску оригиналов его произведений. На основе фотокопий источников, рукописей и миниатюр, хранящихся в таких странах, как Великобритания, Франция, США, Египет, была издана книга-альбом «Бехзод, пристыдивший Мани».

Какие из произведений оригинальные?

Бехзод оставил после себя богатое художественное наследие, среди работ есть несколько произведений с его личной подписью. Сегодня исследователи после изучения подписи, изображения и стиля предполагают, что миниатюры в следующих рукописях принадлежат Камолиддину Бехзоду:

1. Произведение Фаридаддина Аттара «Мантик ут-Тайр» («Беседа птиц»), переписанное в 1486 году. Эта рукопись хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке (США).

2. Поэма «Бустан» Саади, переписанная в 1488-1489 гг., сейчас хранится в Национальной библиотеке Каира (Египет).

3. «Хамсе» Низами, переписанная в 1495-1496 гг., хранится в Британском музее в Лондоне (Великобритания).

4.. Еще один экземпляр «Хамсе» Низами 1442 года, но иллюстрации в нем выполнены в 1490 году. Он также хранится в Британском музее в Лондоне.

5. «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, датированная 1480 годом, хранится в Художественной галерее Уолтерса в Балтиморе (США).

6. Поэма «Гулистан» Саади 1480 года, хранящаяся в парижской коллекции известного иранского ученого и коллекционера Абдула Али Судовара.

Кроме того, Бехзоду приписывают десятки миниатюр и рисунков в рукописных книгах, хранящихся в других собраниях. На основе анализа изображения и стиля в сравнении их с другими произведениями, они были признаны исследователями принадлежащими перу Бехзода.

Точное изображение исторических личностей

Известно, что в конце XV века жанр восточного портрета стал развиваться как самостоятельное направление искусства миниатюры. Камолиддин Бехзод также изображает в своих миниатюрах различных персонажей – от султанов и придворных до простых крестьян, строителей, ремесленников, суфиев или чернокожих слуг. Он обогащает их уникальными жестами, мимикой, одеждой и аксессуарами.

Исторические личности, жившие до него, в том числе Амир Темур, занимают особое место в творчестве Бехзода. 

Например, в миниатюрах, созданных в произведении Шарафиддина Али Язди «Зафарнаме», он несколько раз обращался к образу Сахибкирана. В этой рукописи он изобразил Амира Темура в десятках мест - то на коне, то на троне, то на поле боя, во время банкетов и приемов в своеобразной серьезной манере. Хотя Бехзод родился через полвека после смерти Темура, он был близко знаком с источниками, связанными с жизнью Сахибкирана, по крайней мере, с текстом «Зафарнаме».

Среди портретов, написанных Бехзодом, выделяются портреты султана Хусейна.

 Образ на его миниатюре в точности соответствует историческим сведениям о внешности Хусейна Байкары. Один из его современников, Захириддин Мухаммад Бабур, записал важные сведения о его внешности: «Это был человек с раскосыми глазами, рослый, сложенный как лев, тонкий в талии. Хотя он прожил много лет и стал седобородым, но одевался в красивые шелковые одежды, красного и зеленого цвета, носил черную шапку из меха ягненка или колпак. Иногда, по праздникам, он ходил на молитву в маленьком плоском тюрбане, дурно намотанном в три оборота, с воткнутым в него пером цапли». 

В настоящий момент портрет султана Хусейна, над которым Бехзод работал в 1590 году, хранится в Музее Гарвардского университета в Кембридже. На других миниатюрах, созданных Бехзодом, мы можем видеть образ Хусейна Байкары именно таким, каким его описал Мирза Бабур.

Примечателен и конный портрет султана Хусейна XV века, хранящийся в Бостонском музее изящных искусств. Это рисунок тушью на простой бумаге, изображающий мужскую фигуру верхом на лошади в тюрбане, увенчанном пером. На нем изображен зрелый мужчина с довольно моложавой внешностью, раскосыми глазами и усами, в сапогах с острым мысом и каблуками, вооруженный луком и стрелами. Кинжал заткнут за пояс, а меч свисает с пояса. На портрете две надписи: одна на ножнах: «аль-Факир Бехзод», а другая на подоле чапана: «Султан Хусейн Мирза, Бехзод». Трудно сказать, является ли эта картина эскизом к миниатюре предмета или эскизом к отдельно стоящему конному портрету.

Султан Санджар и старуха

Произведение Низами «Хамсе» много раз переписывалось в эпоху Темуридов, к нему были написаны сотни миниатюр. В частности, в ряде источников описываются образы Султана Санджара и старухи из дастана «Махзан ул-асрар» («Сокровищница тайн»). Эта тема также не ускользнула от внимания Бехзода. Похожую миниатюру можно найти в «Хамсе» Низами, которая в настоящее время хранится в Британской библиотеке. На изображении старуха держит поводья лошади, на которой едет султан, и останавливает его, когда он уходит со своими придворными. На миниатюрах, написанных более ранними художниками, правитель игнорировал призыв старухи. На картине Бехзода султан изображен внимательно слушающим слова старухи и склонившимся над ней. Судя по чертам лица и зеленой одежде, образ султана на картине соответствует образу султана Хусейна, которого Бехзод ранее изображал на своих миниатюрах.

В этой рукописи Бехзод изобразил султана Хусейна в образе известных исторических и литературных героев. Среди исторических фигур, написанных Бехзодом, особое место занимают фигуры дервиша в присутствии великого полководца Александра Македонского, иранского шаха Ормузда и султана Хусейна. Такие миниатюры мы можем видеть в рукописи шейха Саади, переписанной в Герате в 1488 году.

Изображение Навои

Бехзод также писал портреты других людей из окружения султана Хусейна, особенно Шаха Гариба Мирзы, Навои, Джами и Хатифи. В частности, Бехзод неоднократно ссылался на образ Алишера Навои, визиря султана Хусейна и великого поэта.

Хорошо известен рассказ Васифи о портрете Алишера Навои, который Бехзод однажды принес на встречу поэту. На картине изображен красивый сад, царственные птицы на дереве. В арыках течет вода, распускаются цветы, радующие сердце своей красотой. Сам Алишер опирается на трость, а перед ним тарелка, наполненная золотом и серебром для пожертвований. Навои высоко оценил эту картину, похвалил художника, и окружающие также дали картине высокую оценку.

В произведении «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, переписанном в 1487 году, также есть миниатюры, нарисованные Бехзодом. На одной из них изображен Сахибкиран, наблюдающий за строительством мечети. Интересно, что создается впечатление, будто в образе Амира Темура Бехзод изображает Алишера Навои.

Мы также можем видеть фигуру Навои в образе мудреца, дающего советы отцу Хосрова шаху Ормузду. Здесь Навои изображен в коричневых одеждах, с сияющим лицом, на голове небольшая белая чалма, в руке он держит трость. В чем-то эта сцена напоминает нам процесс, когда Навои восстанавливает отношения между Хусейном Байкарой и Бади аз-Заманом Мирзой. А Ормузд на троне изображен подобно Хусейну Байкаре.

На миниатюре «Танец суфиев» Навои изображен в голубом платье, опирающимся на трость. Из этой сцены видно, что Алишер Навои очень рано состарили заботы о горсударстве и жизненные перипетии, в 50 лет он уже заболел и попал в зависимость от трости. Однако на миниатюрах того же периода султан Хусейна Байкара изображен очень крепким и здоровым.

Зухра Рахимова, перевод Наргизы Исмановой

Другие новости