«Кто будет отвечать, если в магазине из камеры хранения у покупателя украдут вещи?»
Игорь Малышев, г. Ташкент.
На вопрос читателя "Даракчи плюс" отвечает юрист Елена Ермохина.
Во многих магазинах возле входа в торговый зал можно увидеть ящики с ключами, куда посетителям предлагают положить свои вещи на время, пока они будут совершать покупки.
Однако никто не говорит о сохранности вещей в этих камерах хранения. Иногда возле них даже вешают предупреждающие таблички о том, что магазин не несет ответственности за оставленные здесь вещи. Что говорит по этому поводу закон?
Любая передача вещей на хранение - это фактическое заключение договора хранения. Причем выдача взамен полученной вещи номерного жетона приравнивается к соблюдению письменной формы такого договора. А в рамках договора хранения за сохранность вещей отвечает хранитель.
Поэтому в случае кражи покупатель имеет полное право потребовать от магазина возмещения причиненного ущерба. Магазин же может взыскать компенсацию с преступника, если его удастся найти.
Но, независимо от исхода дела по поимке виновника, магазин обязан оплатить покупателю все потери. А тому придется доказать, что именно украли (документами, свидетелями, видеозаписями и т.д.).
Если покупатель заявит, что у него похитили крупную сумму денег, но доказательств ее наличия у него не будет, взыскать ущерб с магазина не удастся.
Поэтому оставлять в камере хранения ценные вещи не рекомендуется - тем более, что магазин не может запретить покупателю пройти в торговый зал со своими вещами. Заключение договора хранения является добровольным.