На 57-м пленарном заседании Сената одобрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Отмечалось, что за 6 месяцев текущего года общее количество дорожно-транспортных происшествий в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 7,6%, со смертельным исходом – на 1,1%, случаев телесных повреждений – на 9,2%.
Обсужденным Законом вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности в целях решения системных проблем обеспечения безопасности дорожного движения и создания удобств для населения, а также формирования уважительного отношения к законам.
Статья 171 Кодекса об административной ответственности дополняется частью шестой. В данную статью вводится новая норма, связанная с своевременным уведомлением гражданина о выявленных нарушениях средствами фото- и видеофиксации и принятием мер. Устанавливается, что сведение о нарушении правил дорожного движения направляется в Службу безопасности дорожного движения в течение 48 часов, в противном случае водитель не привлекается к административной ответственности.
Законом отменяется требование о предъявлении документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий транспортными средствами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений. Это связано с тем, что камеры фиксируют превышение скорости и несоблюдение указаний дорожных знаков водителями карет скорой помощи и пожарно-спасательных подразделений. Ранее статьей 171 Кодекса об административной ответственности лишь было установлено, что в случаях возникновения вышеуказанной ситуации дело об административном правонарушении прекращается в соответствии со статьей 271 КоАО при предъявлении службами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий.
Стоит отметить, что в ходе рейдовых мероприятий, проведенных в Ташкенте с июня 2023 года, выявлено более 200 нарушений правил дорожного движения водителями индивидуальных транспортных средств.
По этой причине устанавливается административная ответственность за совершение правонарушений с использованием скутеров, индивидуальных транспортных средств, в том числе за управление скутерами, мопедами, велосипедами и гужевой повозкой, а также за перевозку людей водителями средств индивидуального передвижения и скутеров.
Законом отменяется полномочие сотрудников дорожно-патрульной службы, позволяющее им наложить на месте штраф на нарушителя в случае выявления нарушения правил дорожного движения во время несения службы.
В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2022 г. № 172 грузовым автомобилям разрешалось занимать крайнюю левую полосу движения только для поворота налево или разворота, а в других случаях движение по левой полосе было запрещено.
Поскольку в действующим законодательстве не установлены штрафы за это нарушение, в большинстве случаев водители свободно передвигаются по левым полосам движения, что является причиной пробок и аварий на автомобильных дорогах, - отмечалось на заседании.
Так, за последние 7 месяцев 2024 года в результате 303 дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, погибли 108 граждан, 227 получили телесные повреждения.
Принимая это во внимание, Законом устанавливается административная ответственность за движение грузовых автомобилей по крайней левой полосе дороги (за исключением разрешенных случаев).