ГлавнаяКриминал

КОНЕЦ МАХИНАЦИЯМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Изрображение 'КОНЕЦ МАХИНАЦИЯМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ'

Пачка с новенькими тысячесумовыми купюрами полетела на землю.

- Ах ты, гадина! - только успела крикнуть Гульчехра, как тут же несколько человек схватили ее за руки. - Подставила!

Марьям только пожала плечами:

- Думаю, теперь моя дочка получит пособие!

В ответ Гульчехра только зашипела, как кошка. Она еще надеялась, что доказать ее вину не удастся. Не может быть, чтобы попалась в третий раз…

 

Первый отказ

В кабинет председателя махаллинского комитета Гульчехры Маматкуловой робко постучали.

- Войдите, - начальственным тоном крикнула Гульчехра. В дверь протиснулась женщина с крошечным свертком на руках. Из белых кружевных пеленок был виден только розовый, тихо сопящий носик. Эта картина вызвала бы умиление у любого, но Гульчехра Маматкулова была настоящей железной леди, и всякие сантименты ее не трогали. Увидев молодую мать с младенцем на руках, она сразу смекнула о чем пойдет разговор. Запахло легкой наживой.

- Чего хотела? - сразу перешла на «ты» Гульчехра.

- Я по поводу пособия, - робко ответила женщина.

- Документы есть? - поинтересовалась председатель. Ее голос звучал устало и безразлично. Марьям  (так звали посетительницу) в какой-то момент даже показалось, что вопрос решится легко.

С самого начала подруги, уже прошедшие церемонию «посвящения» в таинства перепетий местной махалли, объясняли что, если обращаешься за пособием, нужно «отстегнуть» денег председателю, или ничего не получишь. Брать деньги на взятку было неоткуда: муж Марьям - обычный рабочий, каждая копейка - подспорье в хозяйстве. А с рождением Камилы расходы возросли втрое.

И вот сейчас она стояла перед этой женщиной, на вид спокойной, уравновешенной и, кажется, вполне порядочной.

- Есть-есть документы, - заторопилась Марьям и полезла в сумочку,

придерживая ребенка одной рукой. Наконец, паспорт, метрики и другие бумаги были благополучно извлечены на свет.

- Хорошо, - пробормотала Гульчехра, - все верно, дорогая моя,

только сейчас помочь я ничем не могу.

- В смысле? - опешила Марьям. - Я ведь к вам не за вашими собственными деньгами пришла, а за помощью, полагающейся мне по закону.

- Да, но за такие выплаты отвечаю я как председатель!

- Так что же вам мешает выплатить то, что мне причитается? - напирала Марьям.

Гульчехра оторвала небольшой листок бумаги, сделала запись карандашом, затем показала Марьям цифру: «300 000». Посетительница подняла на нее удивленный взгляд.

- Вы с ума сошли? Я что, положенные мне деньги выкупать должна?

- Ай, как не стыдно?! - деланно удивилась Гульчехра. - Говорю же, лимит вышел. Где я вам деньги возьму? Надо было раньше приходить.

Домой Марьям вернулась в слезах. Вечером муж внимательно выслушал ее расказ.

- Так стыдно было: стою, словно подачку у нее выпрашиваю, - жаловалась она. - Неужели на таких управы нет?

Супруг задумчиво прищурился, потом вдруг резко поднялся, словно принял какое-то важное решение:

- Сходи-ка ты к ней еще раз. Думаю, найдется управа.

 

Тайна Гульчехры

Впервые Гульчехра решилась на взятку, будучи двадцатилетней девушкой, когда устроилась в службу районного отделения теплосбыта. Через месяц жители окрестных домов стали активно подавать жалобы на незаконную денежную накрутку на теплоэнергию и неизвестно откуда взявшуюся пеню должникам. Проверка показала, что именно инспектор Маматкулова - причина этих заявлений. Когда начальник вызвал Гульчехру на ковер, та залебезила:

- Ой, ака, простите, молодая, обсчиталась...

- Не слишком ли часто вы обсчитывались? - сдвинул брови руководитель.

Быть может, в тот момент все бы закончилось для Гульчехры выговором, если бы по неопытности она не совершила ошибку:

- Ака, - вкрадчиво заговорила девушка, делая шаг вперед и заговорщицки наклоняясь к начальнику, - я ведь не жадная, могу поделиться...

- Что?! - от ее наглости тот подскочил.  - Вы уволены!

Итогом махинаций для Гульчехры стало лишение свободы сроком на  6 лет 6 месяцев и штраф в размере 1 170 500 сумов. Выйдя на свободу, Маматкулова уехала в другой город к родственикам. Заверив их, что исправилась и желает честно трудиться, женщина получила второй шанс. Ей удалось познакомиться с хорошим человеком, выйти за него замуж и родить двух детей. Двойняшки - дочь и сын, стали самой большой радостью для отца, но в представлении матери были лишь еще одной обузой в ее нелегкой жизни. Женщину интересовал исключительно вопрос «подработок». На «теплом» месте, куда ее устроил сердобольный родственник, поверивший в искреннее раскаяние и горькие слезы, она снова принялась брать взятки. Итогом всех перепетий стал очередной суд и наказание в виде исправительных работ сроком на 5 лет с лишением определенных прав на 1 год.

...Прошло время, и, оставив детей на попечение супруга, Маматкулова перебралась в небольшой областной поселок, где вновь решила попытать счастья. Быстро нашедшийся «добрый друг» помог ей подняться до должности «председателя» махаллинского комитета.

 

Ловушка

И вот сейчас Гульчехра слушала вновь пришедшую к ней Марьям. «Явилась-таки на поклон, - думала она, глядя на молодую женщину с покровительственной улыбкой. - А куда денутся эти клуши? Будут сидеть у муженька на шее, потому что сами ни на что не способны».

Выслушав Марьям, Гульчехра предложила ей присесть и вкрадчиво начала:

- Хоть и сложно, милая, но обещаю тебе помочь, - она взяла клочок бумаги и вновь написала знакомую цифру. - Понимаю тебя, очень сложно сейчас с деньгами. Думаешь, я для себя их беру? Как бы не так! Вышестоящие организации требуют сдать металлолом, а где его взять? Добились разрешения деньгами отдавать. Вот и крутимся, как можем.

- Хорошо, - казалось, задумалась Марьям. - Я подумаю, где раздобыть деньги. Дайте мне немного времени.

- Я подожду, дорогая моя. Позвоню завтра, - ласково проводила ее председатель.

Марьям быстро вышла из кабинета, боясь выдать свои эмоции. Внутри все ликовало: мошенница попалась в капкан. Скоро ее обезвредят окончательно.

 

Разоблачение

Через неделю после первой беседы Марьям в махаллинском комитете ее муж Улугбек отправился в департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре РУз. Сотрудники учреждения, выслушав мужчину, приняли заявление и разработали план действий.

На следующий день, когда Маматкулова перезвонила и поинтересовалась, как обстоят дела, Марьям расстроенно ей сообщила, что удалось собрать только 150 000 сумов. Именно такую сумму выдали молодой маме работники департамента, предварительно обработав деньги специальным раствором. 

Женщины договорились увидеться у небольшого цветочного магазинчика неподалеку от махаллинского комитета. Первым делом Марьям записала разговор с Маматкуловой на прихваченный заранее с собой диктофон, затем достала свой паспорт и 150 000 сумов. Во время передачи денег к председателю направились сотрудники органов правопорядка, но ушлая Гульчехра, заметив их, тут же выкинула пачку на тротуар. Единственное, чего не учла взяточница, что на этот раз деньги были помечены, а все действия участников операции - сняты на видео. Кроме того, за каждым их движением наблюдали двое понятых, специально приглашенных сотрудниками департамента. Все увиденное они подтвердили в суде.

Только когда проведенная судмедэкспертиза доказала, что на обеих руках задержанной остались следы от специального раствора, которым она испачкалась при получении взятки, Гульчехра окончательно поняла, что ее надежды сколотить капитал в этом районе тоже рухнули.

 

Результат

В суде представитель областного отделения благотворительного общественного фонда «Махалла» с крайним возмущением сообщил, что при сдаче металлолома ни о какой денежной компенсации взамен речи не шло.

Несмотря на то, что это было не первое дело взяточницы, суд вновь учел ее семейное положение и другие факторы. Кроме того, надежда на то, что Маматкулова задумается и решит изменить свою жизнь ради детей и уверенности в завтрашнем дне, не покидала тех, кто выносил приговор. И на этот раз наказание было достаточно мягким: лишить подсудимую свободы на 5 лет с последующим лишением права занимать материально ответственные должности сроком на 2 года. Однако, применяя в отношени подсудимой ст. 72 Уголовного кодекса РУз, суд вынес решение считать наказание условным и назначить Гульчехре Маматкуловой 2 года  испытательного срока, в течение которого она должна периодически отмечаться в органах надзора.

 

***

Сейчас Гульчехра дома с детьми. Муж работает в научно-исследовательском институте, скромно, но достаточно обеспечивая близких. Кажется, он счастлив. И дети довольны, что мама живет с ними. Хочется надеяться, что на этот раз женщина одумается, оценит гуманное отношение государства и встанет на честный путь.

 

Имена изменены.

По материалам Генеральной прокуратуры РУз.

 

24.03.№12

    Другие новости