ГлавнаяКриминал

ДВЕ ЖЕРТВЫ СТАРОГО РУЖЬЯ

Изрображение 'ДВЕ ЖЕРТВЫ СТАРОГО РУЖЬЯ'

Маленький кишлак, 1970-е…  

На обрывистом берегу быстрой горной речки стоят двое мужчин. Один из них держит гладкоствольное охотничье ружье и целится в своего визави. Тот только усмехается: 

- Сначала невесту у меня увел, а теперь убить хочешь?

- Уходи из кишлака, не мешай нашему счастью. 

- И что ты сделаешь? Застрелишь из этого пугача? Такой палкой только коров гонять! Да и духу у тебя, слабака, не…

Выстрел прогремел неожиданно. Безоружный мужчина пошатнулся и упал в обрыв. Второй остался стоять, растерянно глядя на ружье. Как так получилось? И что теперь будет? Удостоверившись, что погибшего схоронила река, убийца закопал оружие в подпол своего дома от греха подальше. Разве мог он подумать, что спустя 40 с лишним лет оно вновь найдет жертву…

 

Опасная находка

Тот же кишлак, наши дни.

Местный житель Саид Курбанов решил сделать доброе дело - отремонтировать две бетонные опоры речного моста - главной достопримечательности их маленького поселка. Все бы хорошо, да только при ремонте скопилось много бетонных отходов, которые горе-строитель свалил прямо в реку, запрудив тем самым русло и повредив речную систему водоснабжения. Теперь без питьевой воды остался почти весь поселок.

А приблизительно за месяц до этого сосед Курбанова - Халид Умидов решил снести сарай с разным доисторическим хламом во дворе своего отремонтированного дома. Разгребая подпол, он наткнулся на некий холмик, старательно заваленный железом и старыми досками. Любопытство заставило его взяться за кетмень, и вот на свет было извлечено 16-калибровое двуствольное охотничье ружье 1964 года с двумя патронами. О том, что отец был охотником, Халид знал, но никогда не задавался вопросом, где тот хранил оружие.

Обнаружив опасную находку, Халид не помчался в правоохранительные органы. Вместо этого он вычистил, смазал и положил ружье на чердаке своего дома, обернув тряпкой, а позже, немного поразмыслив, перепрятал под диван своей комнаты.

 

Благие намерения

Узнав о речном засоре, активист махаллинского схода Халид-ака решил собрать соседей на хашар - очистить русло от отходов и мусора. Но тут возникла проблема - вручную такие завалы не разгребешь, а соответствующей техники у сельчан не было. Тогда Халид отправился домой к виновнику всех бед - Саиду Курбанову.

Дверь открыла суровая женщина, мать Саида - Латофат-опа.

- Добрый день, - вежливо поздоровался гость.

- Чего надо? - не ответив на приветствие, бросила Латофат-опа.

- Ваш сын, Саид, дома? - Умидов сделал вид, что не заметил грубости.

- А почему он должен быть дома? - удивилась женщина. - Мой сын - человек рабочий, на диване не лежит.

Это был явный намек на то, что сам Халид вот уже полгода как вышел на пенсию и занимался частным хозяйством.

- Хорош работник! Воду всей махалле перекрыл, канал засорил, без воды всех оставил, а теперь ищи-свищи его…

- Вот и скажи ему это, а пожилому человеку нечего высказывать, -

напустилась на него мать Курбанова.

- Я вас не виню, - опешил тот, - просто, как вернется, передайте ему, чтобы  прислал техническую помощь.

- В мужские дела вмешиваться не буду! Сами решайте с ним все вопросы.

 

Несправедливое обвинение

…Характер Умидова, который вышел на пенсию, проработав в системе внутренних дел положенный по уставу срок, во многом определяла его бывшая работа. Стремление к порядку и дисциплине с возрастом становилось все более похожим на навязчивую идею.

Почему же он сам нарушил букву закона, не сдав найденное ружье в милицию, спросите вы? Да потому что решил - сама судьба послала ему эту находку для охраны благополучия и спокойствия в кишлаке. Пусть только сунутся бандиты или грабители - будут иметь дело с ним, Халидом Умидовым. С этими мыслями он вернулся домой и решил успокоиться за пиалой чая.

Стук в ворота раздался, когда он, опустошив чайник зеленого чая, собрался вздремнуть. Грохот был такой, что мужчина подскочил на диване.

- Открывай, тебе говорят! - кричали с улицы.

Халид открыл одну створку ворот и лицом к лицу столкнулся с Саидом Курбановым.

- А-а, явился, - насмешливо бросил он.

- Ты зачем ко мне в дом приходил, мою мать оскорблял?! - с ходу напустился на него Саид

- Вай, когда я ее оскорблял? - удивился Халид.

- Не отнекивайся! Она мне все рассказала! А еще мне угрожал, если арык не расчищу…

- Вообще-то до угроз дело не дошло, - начал заводиться Халид, - но тебе стоило бы починить водопровод. Хотя бы ради собственных пятерых детей. Они ведь тоже без воды сидят.

- Со своими детьми я сам разберусь, - визжал Курбанов, - ты за них не переживай. А вот мать мою обижать не дам!

- Да нет мне дела до всей твоей семьи! - в тон ему закричал Умидов. - А почему мой сын должен мучиться?! Из-за твоей некомпетентности и безалаберности?

Быть может, даже эта ссора закончилась бы банальной дракой, но, как назло, на шум вышла мать Халида - Мавлюда-опа.

 

Выстрел из пугача

- В чем дело, дорогой, зачем кричишь? - мягко заговорила она. - Зайди на пиалу чая, поговорите мирно.

- А вы не лезьте не в свое дело! - грубо оборвал ее Курбанов. - Лучше бы сына воспитали нормально, чтобы он пожилых людей уважал!

- Мой сын? - удивилась Мавлюда-опа. - Ты что-то напутал, не мог он…

Внезапно женщина осеклась, так как из дома выскочил Халид с тем самым ружьем в руках.

- А ну, руки вверх! - скомандовал он приказным тоном. - Шагом марш отсюда!

- Ого, наш бывший законник сам за решетку захотел, - сначала опешил, а затем расхохотался Саид.

- Уходи, я не шучу! И предупреждаю: не вернешь воду - тебе конец!

- Да ну? - веселился Курбанов. -  Ты угрожаешь мне ружьем, которое не стреляет?

- Почему не стреляет? - растерялся Умидов, подумав: «А может, оно действительно негодное? Столько лет в земле пролежало».

- Почему, почему… - передразнил его Саид. - Обычный пугач... Вот почему!

- Пугач? Сейчас посмотрим... - пробормотал Умидов и нажал на курок, забыв о том, что дуло ружья нацелено прямо в живот Курбанову.

Выстрел прогремел неожиданно, Саид дернулся. Затем удивленно посмотрел на Халида и, не отрывая взгляда, медленно, неуклюже завалился на бок. Мавлюда-опа вскрикнула и потеряла сознание.

Первые несколько минут Умидов стоял в замешательстве. За многолетнюю службу в рядах защитников закона ему приходилось арестовывать, допрашивать, нести охрану порядка на улицах. Были и случаи столкновения с настоящими бандитами. Но убивать ему не приходилось - Бог берег. И вот сейчас на земле лежал человек, который не был преступником или даже простым нарушителем порядка. Просто упрямый сосед, не пожелавший вовремя исправить свою оплошность. И он, Халид Умидов, убил его. За что? За грубость?! Или ружье само подсказало: «Возьми! Стреляй!»?

 

Явка с повинной

«Приди в себя, убийца, звони в «скорую помощь»! Вдруг еще не поздно?» - скомандовал он сам себе. Вызвал медицинскую бригаду, затем с трудом поднял еще не пришедшую в себя мать и отнес ее в дом. Услышав сигнал приближающейся «скорой», Халид направился к участковому, чтобы сдать ружье и признаться в убийстве.

В дежурной части он рассказал всю историю от начала до конца. В глазах виновного было столько боли, что молодой лейтенант позвал помощника и попросил найти успокоительное.

В камере предварительного заключения мужчина не спал несколько ночей. На допросы выходил все более осунувшийся и постаревший. На третьи сутки к нему на свидание пришла жена. Когда ввели заключенного, она зажала рот рукой, чтобы не закричать: перед ней стоял поседевший старик с запавшими глазами и глубокими морщинами.

- Что с тобой? Ты болен? - с тревогой вглядывалась она в родное лицо.

- Расскажи, как там его дети? - оборвал ее Халид.

- Что говорить, несладко им, - прямо сказала она, - и его жене, и матери.

- Я не хотел… - он обхватил голову руками и застонал, раскачиваясь из стороны в сторону - … оставлять пятерых его детей сиротами. И чтобы мой сын жил с клеймом «мой отец - убийца». Поверь мне!

- Я верю, верю. Успокойся.

 

Страшнее приговора

Мать тоже приходила на свидание и вышла из изолятора, держась за сердце. В кабинете следователя ей показали ружье, которое она тут же опознала. Именно такое было у ее мужа в первые годы их совместной жизни. Еще вспомнила, что пропало оно сразу же после исчезновения одного из местных парней, горячо влюбленного в нее. Тогда она думала, что он уехал из кишлака, а теперь…

В зале суда Халид почти все время смотрел в ту сторону, где сидел его сын-подросток: мальчик не сводил глаз с отца. Несколько раз взгляд арестованного скользнул по пятерым малышам, сидящих в ряд у стенки. Дети Саида. Самый младший внезапно поднял головку и посмотрел на него. Этот взгляд был страшнее приговора.  

Суд признал Халида Умидова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет в колонии общего режима. 16-калибровое двуствольное огнестрельное оружие, 1 пустая стреляная гильза и 1 неиспользованный патрон, находившиеся в экспертно-криминалистическом центре МВД РУз, переданы в собственность государства.

 

Имена и фамилии изменены.

 

По материалам Генеральной прокуратуры РУз.

 

28.01.№4

    Другие новости