Азим стоял за прилавком магазина и подсчитывал выручку, когда дверь распахнулась, и порог перешагнул мужчина с седыми, точно посеребренными висками.
- Привет, парень. Ты здесь за главного?
- Нет, - смутился Азим, - мама! Но она за товаром уехала.
- Когда вернется? - снова спросил незнакомец, по-хозяйски осматриваясь вокруг.
- Наверное, часа через два...
- А кто владелец магазина? Отец? - не унимался посетитель.
Азим забеспокоился:
- Почему вы спрашиваете?
- Да не волнуйся, - рассмеялся мужчина, - я не грабитель. Просто надо кое-что продать, вот и подумал, что, может, ваш магазин возьмет. А с мужчиной дело иметь сподручнее.
- Папа умер два года назад, мы с мамой сами дела ведем. Так что, если хотите, я могу… - зачастил парнишка.
Джумабай кивнул: такой вариант его вполне устраивал.
Джумабай Нуриев был особо опасным рецидивистом: не раз и не два он покидал места не столь отдаленные, но только затем, чтобы, совершив очередное преступление, снова вернуться туда. Вот и сейчас, освободившись из тюрьмы, Джумабай продумывал план действий. Зарабатывать честным трудом мужчине не хотелось: когда перед тобой маячит легкая добыча, и не задумаешься о тяжелой, ежедневной работе. Поэтому наш «герой», угнетенный звенящей пустотой в карманах, стал искать подельников для ограбления. Первым на «собеседование» пригласил лучшего друга. Устроившись в уютном кафе, заказав аппетитный шашлык и бутылочку горячительного, приятели говорили о жизни, вспоминали прошлое. Когда товарищ, по мнению Нуриева, дошел до нужной кондиции, Джумабай откровенно рассказал ему о своих намерениях.
- Извини, но я больше такими делами не занимаюсь, - получил он совершенно неожиданный ответ.
- Тебе деньги не нужны? - деланно удивился мужчина. - Я слышал, что ты женился, сын растет. Как же ты его обеспечивать будешь? На зарплату?
- Сын и есть основная причина того, почему я решил отойти от «дела». Не хочу, чтобы за его отцом тянулась, как шлейф, слава вора-рецидивиста, - спокойно ответил друг.
- Ладно, - примирительно хлопнул его по плечу Нуриев, - я не говорил - ты не слышал. По рукам?
- Джума, я тебя не сдам! Только пообещай, что прежде, чем пойти на такой шаг, как следует, подумаешь. Ведь ты отличный электрик, у тебя руки золотые!
- Хорошо, - согласился тот, отводя глаза.
***
Утро следующего дня не порадовало переменами: в буфете, как и холодильнике, шаром покати, финансы умирающими голосами пели романсы… Делать нечего: Джума отправился на рынок, подвизавшись на погрузку стройматериалов. Заработанных денег Нуриеву хватило на три пирожка да стакан чая в ближайшей забегаловке.
- Нет, такая жизнь не для меня, - покачивая головой, говорил он сам с собой, сидя в сквере на скамейке. - Побывал у трех приятелей, и ни один не рискует вновь пойти на дело. Вот пусть и сидят на зарплате, а я еще попытаю удачи!
Первое «дело»
Шанс отвоевать «свое» у жизни не заставил долго ждать. Очень скоро, прохлаждаясь в одной из забегаловок спального района, Нуриев стал свидетелем сцены: к подъезду подъехало такси, из дома тут же выбежала суетливая полная женщина, а за ней - трое детей. Они принялись что-то осторожно грузить в багажник, периодически вынося из подъезда новые тюки. Последним вышел солидный отец семейства, все пятеро втиснулись в салон автомобиля и уехали.
Присевший рядом за столик парень процедил сквозь зубы:
- Видал, как затарились? Дом - полная чаша.
- Чаша, говоришь? - Нуриев уже разложил все по полочкам в своих мыслях. - А кто они? Надолго укатили?
- Салаевы… Богатая семейка. Ну, до завтра точно не вернутся - к родным в Самарканд уехали, - ответил собеседник.
- Так свет у них горит, - прищурился Нуриев, - значит, еще кто-то в доме живет?
- Не туда смотришь, приятель. Вон их окна на втором этаже. Видишь, новенькие рамы с затемненными стеклами?
Джумабай удовлетворенно кивнул.
***
…Он прождал до позднего вечера, несколько раз обошел дом, поднялся на второй этаж, постоял перед запертой дверью, затем наклонился, изучая конструкцию замка. Потом отправился к себе: нужно было как следует подготовиться.
В 2 часа ночи Джумабай подъехал к заветному дому на стареньком «Жигули». Осмотревшись, юркнул в подъезд, звеня связкой ключей в кармане. Мужчина уже понял, что у «богатенького Буратино» в двери установлен вполне стандартный замок. Дрожащими руками вставил приготовленную отмычку, повернул, глухой щелчок… Есть! Теперь нижний замок. К нему подошел лишь третий ключ. И тут грабителя ожидал неприятный сюрприз: за первой дверью показалась вторая. Пришлось хорошенько попотеть, прежде чем Джумабай открыл ее. Зато в квартире было, чем поживиться: Нуриева соблазнил новенький импортный компьютер. Колонки, клавиатура, мышь, монитор и процессор перекочевали в машину вора.
Сев за руль, Джумабай долго смотрел на добычу.
- Вот теперь я вновь начинаю жить, - прошептал он. - Только квартиры - дело слишком рискованное. Найду другие варианты.
Процесс запущен
Украденный компьютер Нуриев припрятал в подвале многоэтажного дома, где он жил. Теперь надо было его продать. Однажды вечером Джумабай проходил мимо мини-маркета. За прилавком стоял молодой парнишка - сын хозяйки, уехавшей за новой партией продукции. Азима не пришлось долго уговаривать: юноша хотел выглядеть взрослым, показать, что он тоже принимает решения. Поэтому и согласился купить компьютер за 700 000 сумов.
Легкая нажива будоражит кровь - Нуриев понял это, оглядев ассортимент магазинчика, заглянув в кассу и книгу учета товаров, пока паренек проверял исправность приобретаемой техники.
- Вот, что мне нужно! В этих маркетах деньги гребут лопатой; скорее всего, и кассу сдают не всю - после инкассации работа ведь продолжается. А хозяева настолько уверены в своей безопасности, что выручку даже в сейф не прячут. Женщины особенно неосмотрительны в этом плане.
Но грабить сразу после своего появления магазин было бы глупо, поэтому Джумабай решил дождаться подходящего времени…
Двойное ограбление
Во втором часу ночи возле магазина Зулайхо Исомовой остановились все те же «Жигули». Хозяин авто аккуратно вскрыл не оснащенную сигнализацией заднюю дверь маркета и вошел внутрь. Вскоре он вернулся с добычей: 100 000 сумов наличными, музыкальный центр, упакованные пакеты с вещами (несколько джемперов, мужское спортивное трико, мужские джинсы, женский кожаный плащ и мужские туфли). Через три недели Джумабай повторил «подвиг»: вынес из магазина продукты питания на 250 000 сумов.
- Душа поет, - ликовал Нуриев дома, ставя на стол изящные бутылки элитного алкоголя и заморские закуски.
Напали на след
- Ты, парень, темнишь, - говорил Азиму Адхамову следователь после того, как его мать сообщила в органы внутренних дел о краже. - Кто-нибудь подозрительный был в магазине?
- Нет, - парень испуганно посмотрел на мать. Она же словно очнулась:
- Как это?! А тот мужчина, у которого ты задешево отличный компьютер приобрел?
- Что за компьютер? - заинтересовался следователь.
- Пока я за товаром ездила, сын в магазине остался. Вот и познакомился с мужчиной: он к нам якобы за сигаретами зашел, а потом уговорил купить аппаратуру. Представляете, почти новую - и всего за 700 000 сумов!
- За сколько?! - поразился следователь, а сам подумал, уж не компьютер ли это из дела Салаевых всплыл. Через несколько часов, побывав на квартире у потерпевших, он убедился в верности своей догадки.
А еще через два дня в органы правопорядка обратился житель махалли, где находился ограбленный маркет. Он видел, как мужчина с седыми висками продавал соседям дорогой алкоголь как раз той марки, что пропал из магазина Адхамовых.
Следователь выехал на место, поговорил с покупателями, описавшими «бизнесмена», поднял документы и узнал, что совсем недавно освободился из тюрьмы рецидивист Нуриев. Приметы совпадали. Выяснив, где тот живет, следователь установил за ним слежку. Через сутки один из наблюдателей сообщил, что Нуриев только что продал женский кожаный плащ какой-то челночнице всего за 60 тысяч сумов! А ведь эта вещь числилась в списке украденного из магазина...
Когда Джумабая задержали, отпираться он не стал.
- Да, крал, - беззаботно признался он. - А вы что предлагаете? Работать? Ну уж нет, я хочу жить и радоваться каждой минуте!
Расплата
Подсудимый Джумабай Нуриев был признан виновным по ст. 169 ч. 3 п. «а» Уголовного кодекса РУз (УК) и получил наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. Но согласно ст. 60 УК и решению городского суда по уголовным делам путем частичной совокупности неотбытой ранее по причине досрочного освобождения за примерное поведение части срока назначенного наказания Джумабай Нуриев отправился в колонию строго режима на семь лет. Изъятый в виде вещественного доказательства товар вернули хозяевам.
Имена и фамилии изменены.
По материалам Генеральной прокуратуры РУз.
28.04.№17