На заседании Законодательной Палаты Олий Мажлиса 24 января был принят в окончательном чтении законопроект, предусматривающий полный запрет электронных сигарет.
Закон запрещает в Узбекистане оборот устройств для потребления никотина, в том числе электронных сигарет и жидкостей для них (производство, подготовку, хранение, транспортировку или передачу, ввоз/вывоз в/из страны).
Кроме того, устанавливается ответственность за нарушения, связанные с незаконным оборотом табачных изделий, не подлежащих потреблению, устройств для потребления никотина, включая электронные сигареты.
Как отмечалось на заседании, в процессе подготовки проекта закона ко второму чтению нормы были усовершенствованы на основе предложений депутатов ответственного комитета, и текст проекта был доведен до должного уровня. Принятие законопроекта будет способствовать дальнейшей защите жизни и здоровья населения, сохранению генофонда нации, защите окружающей среды от новых видов табачных и никотиносодержащих продуктов.
По мнению специалистов, в электронных сигаретах, помимо никотина, содержатся 80 видов канцерогенных, токсичных химических соединений и тяжелых металлов, что представляет серьезную опасность для здоровья человека и окружающей среды. В частности, может привести к нарушениям формирования мозга у детей и подростков, снижению интеллекта, знаний и способностей из-за увеличения зависимости от никотина.
Депутат Алишер Кодиров говорил, что если это не остановить сейчас, то через 20 лет никакой закон уже не поможет.
“Алкоголь или натуральный табак в основном потребляют взрослые, которые уже сделали свой выбор, но электронные сигареты широко распространены среди школьников или детей до 30 лет. Две трети потребителей - молодежь. Половина из них - девушки. Молодежь, и конечно, наше население не смогут избежать будущего вреда от этой беды”, - говорит депутат.
Партия "Миллий Тикланиш", которую возглавляет Кодиров, еще в 2021 году предлагала ограничить электронные сигареты.
“В 32 странах мира электронные сигареты запрещены, почему мы не можем запретить? Специалисты говорят о серьезном воздействии на генофонд. Наша партия также регулярно поднимает этот вопрос”, - сказал Алишер Кодиров.