Все ординаторские похожи: столы с компьютерами, стулья, диван, на котором с негуманной редкостью врачам и медсестрам можно поспать во время дежурства, шкафы с полками, где хранится специальная литература, на стене негатоскоп для просмотра рентгеновских снимков, телевизор. А где-нибудь в уголке - столик или тумба с чайником и кофейными приборами, чтобы можно было подкрепиться.
Снежана очень полюбила ординаторскую, в которой проводила все свое свободное от обхода палат время. Ведь она много лет мечтала, чтобы ее жизнь была связана с этой профессией, поэтому с большим удовольствием по утрам, как на крыльях, залетала туда, а по вечерам нехотя, несмотря на усталость, уходила.
- Ты опять витаешь в облаках! И как можно сидеть здесь, а не бежать домой после сумасшедшей, бессонной ночи?
Эту пожилую, вечно ворчащую санитарку с добрым сердцем и открытой душой любили все без исключения. Снежана даже не заметила, что Халима-опа зашла в ординаторскую и какое-то время наблюдала за ней, дремавшей после дежурства.
- Да не витаю я в облаках - отдыхаю, Халима-опа, а домой не спешу, потому что меня никто уже не ждет…
Халима-опа от неловкости прикусила нижнюю губу, вспомнив, что вот уже год после смерти бабушки Снежана одна…
…Когда ее отец умер, Снежане было всего два годика, так что знала она его лишь по фотографиям. Мама посвятила свою жизнь воспитанию единственной дочери, родившейся в белоснежную от снега новогоднюю ночь, чем безумно порадовала отца, который сразу назвал ее Снежаной.
После его смерти бабушка стала звать их в Ташкент. Мать долго не могла уехать оттуда, где был похоронен любимый муж, но, когда у нее обнаружили приобретенный порок сердца, все же решилась, понимая, что поднимать Снежану одной будет тяжело. Так что, во второй класс девочка пошла в школу уже в столице.
«ПОМОГИТЕ БАБУШКЕ!»
…Переборов лень, Снежана собралась и вышла на улицу. Новогоднее настроение все еще ощущалось: в нарядных елках, витринах магазинов, праздничном убранстве дорог. Девушка удивилась сама себе, что пошла на остановку не своим обычным маршрутом, вдоль большой дороги, а между дворов, однако возвращаться не стала. Улыбнулась малышам на детской площадке, ссорившимся из-за какой-то игрушки, прошла, поздоровавшись, мимо старушек, сидящих, несмотря на холодную погоду, на скамеечке, и, чтобы окончательно не заблудиться, стала осматриваться по сторонам в поисках выхода на остановку.
Ее взгляд остановился на девочке лет десяти, пытавшейся удержать оседающую на землю пожилую женщину. Снежана подбежала к ним и спросила:
- Что с ней?
- Бабушке плохо, - ответила побледневшая от испуга малышка и расплакалась.
Поддерживая старушку, Снежана подвела ее к ближайшей скамеечке и, увидев подъехавшего на автомобиле мужчину, крикнула:
- Помогите, пожалуйста!
ЗНАКОМСТВО
Из больницы девушка так и не ушла: у женщины, которой она помогла, случился гипертонический криз, и если бы не Снежана, последствия могли быть трагическими. Утром она начала обход с той палаты, где лежала бабушка Хосият.
- Ассалому алайкум, Хосият-буви! Калайсиз энди?* - спросила Снежана, присев на стул возле койки.
Удивленная чистым узбекским говором русской красавицы бабушка Хосият чуть язык от удивления не проглотила, но, быстро оправившись от приятного шока, ответила:
- Калай эмас, олтинман, болам!**
- Шутим, значит, болезнь уже победили, - обрадовалась Снежана.
Уже на второй день своего пребывания в клинике бабушка Хосият рассказала своей Коркизим (так она назвала Снежану, переведя ее имя на узбекский язык), что приехала к сыну, уехавшему с женой по приглашению к ее внуку, проходящему практику за границей. Осталась тут с внучкой, у которой в новогодние праздники проходили выступления в детской театральной труппе, а еще она очень переживает, что ее внук почему-то отказывается жениться…
-----------------------------------------------------------------------------------
* - Здравствуйте, бабушка Хосият! Как ваше самочувствие сейчас?
** - Я не олово, я золото, деточка.
ЗАЩИТНИК
Возвращаясь домой, Снежана с умилением вспоминала Хосият-опу, которая чем-то напомнила ей совсем недавно ушедшую бабушку, которая тоже переживала за внучку, почему-то тоже не желавшую слушать о замужестве. Она ведь даже не догадывалась о чувствах Снежаны, которая даже себе боялась признаться в том, что с детства любит мальчика, защитившего ее в первый день их знакомства.
…Когда Снежана в сопровождении завуча зашла в свой новый класс, дети оживленно стали обсуждать ее огромный белый бант, длинную русую косу, высокий рост. Представив девочку, учительница посадила ее за последнюю парту рядом с не менее рослым мальчиком.
- Меня зовут Акмаль, - представился он вполголоса. - А у тебя красивое имя. Зимой родилась, что ли?
Снежана молча кивнула ему и улыбнулась.
На перемене дети подходили к ней: кто-то знакомился, кто-то поддразнивал смешными гримасами, а один мальчик очень больно дернул за косу. Увидев, как Снежана заплакала, Акмаль подбежал к хулигану. Чуть было не завязалась драка, но подбежавшая на шум учительница успокоила детей и рассадила по местам.
- Спасибо, - негромко сказала Снежана.
- Тебя больше никто и никогда не обидит, обещаю, - так же тихо, но решительно ответил Акмаль.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУЖБА?
Когда они окончили школу, мамы Снежаны уже не стало - не оправилась после очередного сердечного приступа. Ее уход решил выбор девушки - она будет врачом. Акмаль тоже почему-то захотел поступать в медицинский вуз.
- Должен же кто-то защищать тебя, такую длинноногую и длиннокосую красавицу, тем более что я обещал, - отшучивался он.
А теперь Акмаль проходит практику за границей, куда не смогла уехать Снежана: не оставишь же свою старенькую и слабенькую бабулю.
Вообще нашу героиню иногда удивляли их отношения: каждый понимал, что их связывает нечто большее, чем дружба. Но никто никогда не заговаривал о чувствах или планах на будущее, где могло быть место для двоих. Родители Акмаля очень хорошо относились к Снежане, одобряли их дружбу, но вот дадут ли они согласие на их брак? Этот вопрос мучил девушку, тем более что парень как-то обмолвился, что в их семье уже был горький опыт межнационального брака…
«ПОЧЕМУ ЗАМУЖ НЕ ВЫХОДИШЬ?»
Каждое утро Снежана начинала обход с палаты Хосият-опы, к которой очень привязалась за эту неделю. Ее жизнь снова приобрела какой-то смысл: девушка рано просыпалась, готовила что-нибудь вкусное для бабушки, с нетерпением ожидающей возвращения своих родных. А Хосият-опа долго держала Снежану рядом с собой, шутила, иногда смешила до слез, нехотя отпускала к другим - видно было, что тоже полюбила ее. А однажды она, особо не церемонясь, спросила Снежану:
- Ты почему такая красивая и умная замуж-то не выходишь?
Девушка сначала растерялась, а потом полушутя ответила:
- А не берут меня, бабушка Хосият.
- Тебя не берут? Ну, значит, это не те, кто тебе нужен, если они такой бриллиант-то не разглядели. Будет тебе счастье, дочка, это я говорю!
Снежана лишь горько улыбнулась. Возвращаясь домой, она думала об Акмале, о том, как скучает по нему. Слезы хлынули сами собой, ведь она не представляла счастья без него…
СЮРПРИЗ
Утром Снежана из ординаторской направилась к палате своей любимой пациентки и у двери услышала шум и веселые голоса. Тихо открыла дверь, вошла и увидела вокруг койки Хосият-опы людей. Девушка не сразу вспомнила, что женщина говорила о скором приезде родственников. Снежана собралась было уйти, но молодой человек, заметив ее присутствие, обернулся. Снежана не верила своим глазам: Акмаль! Как это могло случиться? И почему он здесь, рядом с Хосият-опой?
Акмаль, улыбаясь, подошел к ней, тихо поздоровался, взял ее за руку и подвел в кровати старушки, внуком которой являлся. Родители юноши и сестренка сидели рядом с бабушкой и, таинственно улыбаясь, смотрели на Снежану, переводившую взгляд от одного члена семьи на другого. Она ничего не понимала и пыталась убедить себя, что это не сон, а явь. Наконец, молчание нарушила Хосият-опа:
- Коркизим, это мой внук Акмаль, хороший парень. Выходи за него замуж, не подведет тебя. Думаю, он та оправа, в которой засияет такой бриллиант, как ты.
Снежана не верила своим ушам. Устремила свои голубые, как чистое небо, глаза на Акмаля, словно спрашивая: «Это правда? Все происходит со мной?». Но его искренняя улыбка не оставляли никаких сомнений в серьезности разговора. У Снежаны закружилась голова от охватившего счастья. Между тем, молчание снова затягивалось, и снова Хосият-опа нарушила его.
- Отказы не принимаются, через неделю - свадьба. С хорошим делом не тянут! - сказала, словно отрезала.
Тут Снежана не выдержала: повернулась к Акмалю и разрыдалась, положив голову на его грудь. Тот обнял любимую и сказал:
- Ну что ты, родная, все же хорошо. Теперь мы всегда будем вместе. Я всегда чувствовал, что так и случится, только не знал, как и когда. Не было бы счастья, да… болезнь бабули помогла…
Успокоившись, Снежана извинилась перед взрослыми, которые тут же начали поздравлять молодых.
А вскоре раскрыла тайну и бабушка Хосият: рассказала, что уже на третий день в разговоре с внуком по телефону узнала, что Снежана - одноклассница и однокурсница Акмаля. Будучи мудрой женщиной, напрямик спросила юношу о том, не является ли эта девушка причиной отказа жениться. Тот не стал отрицать и признался бабушке, что любит ее с того первого дня, когда она вошла в класс.
- Остальное - дело техники - сказала Хосият-опа, - я велела всем родственникам приехать в Ташкент и решить этот вопрос раз и навсегда! А зачем тянуть? Вы и так много времени потеряли. Видно ждали, когда же бабуле станет плохо!
Сказала с таким юмором, что все расхохотались…
Гули САТТАРОВА